КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Социологическая характеристика личности
Цель лекции: Дать определение понятия «личность»; провести сравнительный анализпонятия личности в социологии, философии и психологии. Основные вопросы: 1. Понятие личности, ее социализация. 2. Социальный статус и социальная роль. 3. Социологические теории личности.
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Проблема личности в социологии - это вопрос о том, какое место в мире человек занимал, занимает и будет занимать. Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани XIX - XX вв. Ее основоположниками являются Ч.Кули, Дж.Мид, Я.Морено, Р.Линтон, П.Сорокин. Для более глубокого изучения понятия личности следует разграничить понятия «личность», «индивид», «человек». Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек является продуктом материальной и духовной деятельности. «Каждый человек рождается готовым и единственным, с определенной, нигде более в мире не повторяющейся психофизической организацией» - писал М.О.Гершензон. Понятие индивид рассматривается как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Понятие личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. «Личность понимается как социальные свойства индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения». индивид человек личность
Рисунок – Круги Эйлера
4) Впервые понятие статус было выдвинуто М.Вебером. Понятие «социальный статус» обозначает «реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни; б) формальное образование; в) престиж рождения или профессии». Каждый человек обладает несколькими статусами. Различают статусы: предписанные (прегражденные) и достигнутые (приобретенные). Предписанный статус человек получает автоматически, вне зависимости отличных усилий. Например, дочь, алматинка. Достигнутый статус приобретается усилиями самого человека. Например, учитель, профессор. Кроме того, еще выделяют смешанный статус. В тех случаях, когда трудно определить к какому типу относится тот или иной статус, мы говорим о смешанном статусе. Например, безработный, беженец. Охарактеризовать индивида как личность нам поможет понятие «социальная роль». Социальные роли - присущее человеку социальное поведение, обусловленное его положением в обществе. Одновременно человек может выступать носителем различных социальных ролей. Например, в производственной сфере быть мастером, руководителем, товарищем. В сфере семейных отношений – отличный семьянин, заботливый отец, внимательный сын. Каждая социальная роль связана с определенным статусом человека, с некоторыми обязанностями и правами. Общество устанавливает для каждой роли предписание определенного поведения, которого они ожидают от индивида. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях. «Процесс социализации это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». Стадии социализации: 1. Первая стадия проходит в семье. 2. Вторая концентрируется в начальной и средней школе. 3. Третья – в колледжах, в высших и профессиональных школах. Известно, что человек не может являться членом одного-единственного лишь коллектива. Кроме того, что он может являться членом двух семей (одна – семья родителей, другая семья возникает после вступления в брак), человек принадлежит к другим коллективам (по месту жительства, по месту работы, по общности взглядов и интересов, отправлению религиозных обрядов и.т.д.) Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Агенты и виды социализации. Это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят: - агентов первичной социализации – родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей; - агентов вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий. Как рассматривали понятие, структуру личности социологи? З.Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество как систему запретов. Структура личности состоит из трех частей: Оно, Я, Сверх Я. В основании структуры находится Оно (Id) – самая нижняя, наиболее примитивная глубинная подструктура личности, находится на уровне ниже сознания (бессознательное) и включает себя совокупность безудержных инстинктивных влечения (питание, избегание опасности). Более высокоорганизованным структурным компонентом, надстраивающим над бессознательным Оно, является Я (Ego). Это сознательная инстанция, которая способна управлять бессознательными инстинктами. Основной принцип психоанализа: «Где было Оно, должно быть Я». Нужно помочь человеку осознать тревожащие его переживания. И тогда он сможет приспособиться к своим условиям жизни и своей психической организации. Структурный компонент Сверх Я (Super Ego) выполняет роль цензора, совести. В случае расхождения его оценок с требованиями двух других подструктур «Оно» и «Я» - возникает внутриличностный конфликт. Ч.Кули, один из авторов теории «зеркального Я», определял личность как сумму психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. «Самопредставление такого рода, очевидно, имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например, гордость или унижение». Восприятие самим себя человеком состоит из трех компонентов: 1) представление о том, каким я кажусь другому лицу; 2) представление об оценке, которую другой дает этому моему образу; 3) своеобразное чувство Я, вроде гордости или унижения. Дж.Мид – автор ролевой концепции личности и «обобщенного другого». По мнению Дж.Мида, человеческое Я состоит из двух частей: «Я-меня», осознание человеком себя с точки зрения значимых других и «Я-сам», способность реагировать на самого себя, формирование установки на себя, сообразная с отношениями к нему окружающих. Сегодня мы все больше говорим о формировании нравственной культуры личности. Что подразумевается под понятием «нравственная культура личности»? Это характеристика нравственного развития личности, которая под воздействием различных факторов аккумулирует в своем сознании и поведении достижения правовой культуры Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие личности в психологии и социологии: сравнительный анализ. 2. В чем состоит различие терминов «человек», «индивид», «личность»? 3. Что такое социализация личности и социальный контроль? 4. Ценностные ориентации и социальные установки. 5. Ролевая концепция личности. 6. Социальный статус. 7. Социально-ролевой конфликт. Рекомендуемая литература: 1. Добреньков В.И. Фундаментальная социология. Т.7. М.: Инфра-М, 2005. 2. Артемьев А.И. Социология личности. А.: Бастау, 2001. 3. Фененко Ю.В. Социология. М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2007. 4. Маслоу А. Мотив и личность. СПб.: Евразия, 1999. 5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер, 2000.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |