КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Девиантное поведение
Противоправное поведение Аморальное поведение
Преступления Правовые Асоциальное Деструктивное проступки поведение поведение Пьянство, алкоголизм, Накопительство, наркотизм, самоубийство фанатизм, конформизм, мазохизм Рисунок – Основные виды девиантного поведения
Более подробно раскроем понятия пьянство и алкоголизм, наркотизм, коррупцию, самоубийство. Пьянство – это асоциальное потребление спиртных напитков, разновидность отклоняющегося поведения, которое причиняет вред социальному и нравственному развитию личности, семье, трудовому коллективу и обществу в целом, а также противоречит моральным и правовым нормам, правилам поведения, принятым в обществе. Алкоголизм представляпет собой вид биосоциальной патологии личности. Он поражает как социальную, так и физиологическую и психическую жизнь человека. Следующей формой девиантного поведения является наркотизм. Следует различать понятия «наркотизм» и «наркомания». Если наркотизм – социальное явление, то наркомания – заболевание, которое приводит к глубокому истощению физических и психических свойств в организме. Другая форма девиантного поведения – коррупция – также вызывает большую озабоченность среди населения. Под коррупцией понимается систематическое получение должностым лицом или через посредника материальных ценностей или приобретение выгоды имущественного характера, предоставляемых ему исключительно в связи с занимаемым им должностным положением за покровительство или оказание услуг в настоящем или будущем. Существует несколько форм коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в собственных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур, предоставление льготных кредитов, заказов. Самоубийство – одна из форм девиантного поведения. «Самоубийство - относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое число людей добровольно уходит из жизни». Самоубийство как социальное явление является порождением общества. Оно обусловлено социальными причинами и требует, прежде всего, социологического исследования. Э.Дюркгейм выделял три основных типа самоубийств: 1. Эгоистическое. 2. Альтруистическое. 3. Аномическое. Первый тип содержит в себе эгоистические размышления. Эгоистическое самоубийство возникает на почве одиночества и пустоты, которая образовалась в его душе. Второй тип самоубийства Э.Дюркгейм называл альтруистическим. Он диаметрально противоположен тому, который обнаруживается в эгоистическом самоубийстве. Убивающий себя эгоист отличается полным упадком сил. Альтруистическое самоубийство, наоборот, совершается человеком во благо общества. Наконец, существует третий тип самоубийств – аномический, который является следствием неудач в приспособлении человека к изменениям в обществе, приводящим к нарушениям взаимной связи личности и социальной группы. Они часто встречаются во время общественно-экономических кризисов. Но они могут сохраняться и в периоды социального процветания, когда у быстро приобретающих большие материальные блага людей возникает необходимость адаптации к новым условиям жизни. Большое внимание при изучении понятия девиантное поведение заслуживает вопрос: методы борьбы с девиантным поведением. На наш взгляд, борьба с девиацией должна проводиться в трех направлениях: 1. По линии создания материальных условий для развития личности. 2. По линии воспитания молодежи. 3. По линии совершенствования институтов права. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое девиантное поведение? 2. Укажите причины девиантного поведения. 3. Что такое аномия и кто из ученых разработал ее теорию? 4. Какие формы девиантного поведения вы знаете? 5. Что такое социальные нормы? 6. Что такое социальный контроль? 7. Значение профилактики в предупреждении девиантного поведения. 8. Какие методы борьбы с девиантным поведением существуют?
Рекомендуемая литература: 1. Акажанова А.Т. Деаинтология. А.: Заң әдебиеті, 2008. 2. П.Сорокин. Преступление и кара, подвиг и награда. М.: Астрель, 2006. 3. Казымбетова Д.К. Социальные проблемы девиантности в транзитном обществе. А.: Қазақ университеті, 2000. 4. Пеньков Э.Н. Социальные нормы – регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. М., 1972. 5. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. Под ред. Я.И.Гилинского. М.: Росскийская Академия наук института социологии, 1992.
Тема 8. Социология образования
Цель лекции: Разобрать понятие образование как социальный институт. Основные вопросы: 1. Понятие и функции образования. 2. Концепции образования. 3. Этапы процесса образования. 4. Роль образования в жизни общества.
Концепцию социологии образования разработали американские философы Лестер Уорд и Джон Дьюи. Образование это необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности. На основе образования формируется и всесторонне развивается личность, ее основные качества, ее вхождение в жизнь. Как считают социологи, уровень образования – мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития. Э.Дюркгейм рассматривал образование как социальный институт по передаче опыта от одного поколения к другому. Понятие образование социологи определяют как сложное и многогранное общественное явление, сферу передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Социология образования изучает образование через призму общественных отношений; его взаимодействие с обществом, влияние на общественное развитие, сферы и структуры. Социология образования не может успешно развиваться без опоры на такие науки, как социальная педагогика, социальная психология, антропологии, математики и других наук. Будучи социальным институтом, образование представляет собой сложную социальную организацию. Социальный институт образования – это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций, которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. Функции образования: передача знаний от поколения к поколению, генерирование и хранение культуры общества, социализация личности, определение статуса личности, социальный отбор, дифференциация членов общества, социокультурные инновации, социальный контроль, обеспечение профессиональной ориентации. Также: формирование образовательных общностей – включенность в образовательные процессы, замещение родителей на период пребывания учащихся в стенах образовательного учреждения. Образование является каналом социальных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократическим и открытым является общество, тем в большей степени образование работает как эффективный социальный лифт. Концепции образования: образование как средство социального контроля, образование как фильтрирующее устройство, образование – капиталовложение в будущее, образование как борьба за статус. Этапы процесса образования: дошкольная, начальная школа, среднее, высшее. Система образовательных парадигм: 1. Практическое обучение – наипервейший тип обучения. Оно строилось на непосредственной передаче опыта поколений через практическое совместное участие в осваиваемой деятельности и обучающего, и обучаемого. 2. Догматическое обучение – возникло оно в Западной Европе в самом начале зарождения массового образования. Поскольку это образование базировалось на изучении Святого писания, его задачей было защита и заучивание. 3. Объяснительно-иллюстративное обучение – информация, даваемая на таких уроках, анализируется, доказывается, иллюстрируется. 4. Развивающее обучение: цель урока – учащийся думает, размышляет, догадывается, сопоставляет. 5. Национально-ориентированное обучение – учащиеся воспитываются в культуре своей нации. Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте сущность понятия образование как социальный институт? 2. Функции образования. 3. Каковы место и роль системы образования в жизни общества? 4. Каковы основные проблемы в отечественной системе образования вы выделяете?
Рекомендуемая литература: 1. Добреньков В.И. Фундаментальная социология. Т.8. М.: Инфра-М, 2005. 2. Социология образования. Ростов н/Дону: Феникс, 2005. 3. Осипов А.М. Социология образования. Ростов н/Дону: Феникс, 2006. 4. Е.М.Бабосов. Общая социология. Минск: Тетра Системс, 2006.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |