КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие менеджмента как науки
Организация как объект управления Парадигмы управления Понятие менеджмент как науки План 1.4 Классификация организаций
Сущность менеджмента составляет управление организацией в условиях рынка с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде. «Организация» и «Управление организацией» - это основные понятие, которыми оперирует наука менеджмента. Рассмотрим суть этих понятий. В «Основах менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури организация определяется как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей организации. В учебнике «Менеджмент» О.С. Виханского и А.И. Наумова под организацией понимается систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Люди объединяются в организацию для достижения таких целей, которые они не могли бы достичь, действуя в одиночку. Главной причиной создания самых различных организаций является потребность в общем действии на основе признания и подчинения или солидарности между людьми. Исторический опыт показывает, что организованное меньшинство достигает больших результатов, чем неорганизованное большинство. Макс Вебер, представитель классической школы и автор бюрократической концепции управления, определял организацию как совокупность социальных отношений - закрытых либо с ограниченным доступом извне, в которой регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими представительной властью. С позиций теории системного анализа организация рассматривается как система. Сторонники системного подхода исходят из существования универсальных закономерностей управления в природе, обществе, механизмах и автоматах. Организация – это система, которая должна отвечать следующим требованиям: -в ней должно быть не менее 2-х человек -должна быть общая цель, ради достижения которой они объединились -должно быть желание достичь поставленную цели путем совместного труда. Организация – это сложная система, которая состоит из подсистем. И каждая из них отвечает за свой круг вопросов, и все они вместе работают ради достижения общей цели. Чтобы выделить эти подсистемы, организацию надо структурировать, и в результате будет разработана организационная структура организации. Есть понятие производственная структура и административная структура организации. Производственная структура- это базис, это та часть организации, где непосредственно создается целевая продукция. Производственная структура состоит из цехов, отделов, лабораторий, мастерских, участков и рабочих мест. Это ее структурные элементы. В этих подразделениях работают исполнители. Производство – это управляемая система. Кроме производственной системы должна быть и административная структура управления предприятием. Она представляет собой подразделения, создаваемые для управления производственной структурой. Такими подразделениями являются: отдел кадров, бухгалтерия, планово-экономический отдел и другие. В этих подразделениях работают управленцы или АУП. Все управленцы делятся на линейных руководителей, функциональных руководителей, специалистов и менеджеров. Административная структура – это управляющая система. Совокупность административной и производственной структуры и есть организационная структура организации. «Управление организацией» Организацией надо управлять. Теорией этого вопроса и занимается наука менеджмент. Менеджмент может быть определен как научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности организации. Современный менеджмент включает в себя управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми т техническими ресурсами. Таким образом менеджмент– это система управления, которая обеспечивает эффективное функционирование и развитие организации в условиях конкурентной борьбы.
Заниматься вопросами управления должны специально подготовленные профессионалы- менеджеры – люди, которые имеют особую квалификационную подготовку и которые знают, как управлять производственной системой. Менеджер – человек, у которого есть особая специальная подготовка и квалификация и который знает, как управлять производственной системой. В сегодняшней экономике оперируют следующими определениями человека, который занимается бизнесом: бизнесмен, предприниматель, менеджер. Бизнесмен – человек, финансирующий предпринимательскую идею, при этом он сам может больше ничем не заниматься. Предприниматель – человек, решивший заниматься предпринимательской деятельностью на свой страх и риск и на собственные деньги. Менеджер – наемный работник, он не инвестирует проект, не участвует в дележе дивидендов, не несет риск, но он получает от владельца право и доверенность на управление деятельностью предприятия за это, получая свою заработную плату. Управленческий труд - это специфическая деятельность и ее особенностями являются: 1) умственный труд, который сочетает в себе 3 основных вида деятельности: аналитическую, конструктивную и информационно-технологическую (делопроизводство, документооборот). 2) управленец участвует в создании материальных благ опосредованно, то есть он создает условия для нормального протекания производственной деятельности; 3) предметом труда менеджера являются люди и информация 4) средство труда - интеллект, организационная и вычислительная техника и средства связи; 5)продуктом труда менеджера является информация в виде принятого им управленческого решения; 6) результатом управленческого труда являются: -обобщающий результат – это эффективное функционирование формы. Теория менеджмента оперирует определенным набором категорий. Для того, чтобы наладить процесс управления, всех менеджеров организации нужно распределить по вертикалям и горизонталям управления. Тактики со среднего уровня получают от стратегов задания (Входную информацию) и разрабатывают тактику развития предприятия на ближайшую перспективу (например бизнес-год).
На нижнем уровне находятся менеджеры, занимающиеся вопросами оперативного управления. Они принимают информацию от менеджеров среднего уровня и обеспечивают оперативное исполнение поставленных задач. Структурирование по горизонтали - это специализация менеджеров по функциональным зонам. Такое распределение менеджеров присутствует на всех уровнях управления. Основными функциональными зонами являются: - производство -маркетинг -финансы -управление персоналом Эти 4-е зоны есть на каждом уровне соответственно делению по горизонтали и вертикали можно представить себе пирамиду управления.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |