Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы и этапы коммуникационного процесса




 

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения и понимания между участниками коммуникационного процесса. Поэтому для повышения эффективности коммуникаций необходимо детальнее изучить составляющие элементы и этапы процесса коммуникаций.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1. Отправитель – это лицо, генерирующее идеи, собирающее и передающее информацию.

2. Сообщение – собственно передаваемая информация, закодированная с помощью определенных символов.

3. Канал – это средство передачи информации.

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее [18].

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача − составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Основные этапы коммуникационного процесса таковы: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача сообщения, декодирование (рис. 35).

 

 
 

 


Рис. 35. Простая модель коммуникационного процесса

 

Зарождение идеи. Процесс коммуникаций начинается с формулирования идеи или отбора необходимой информации. Отправитель принимает решение в отношении содержания сообщения. К сожалению, многие попытки обмена информацией в организации обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.

Кодирование и выбор канала. Перед передачей сообщения отправитель должен закодировать идею с помощью символов: слов, интонации и жестов (языка тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправителю также нужно выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относится передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.

Передача сообщения. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки одного или нескольких сообщений получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций.

Декодирование − это перевод символов сообщения, переданного отправителем, в мысли получателя. Главной задачей этого этапа является достижение понимания смысла сообщения. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если подчиненный продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, ожидаемые руководителем.

Обратная связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями, что способствует значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.

Шум. В теории передачи информации шумом называют факторы, которые искажают смысл сообщения. Источники шума (разница в восприятии, статусе работника и др.) могут создавать преграды на пути обмена информацией, снижать эффективность коммуникационного процесса. Потому руководитель при передаче управленческой информации должен учитывать возможные источники шума и достигать лучшего понимания смысла сообщения. Для этого, как правило, он может задавать уточняющие вопросы, чтобы быть уверенным в том, что подчиненный правильно истолковал смысл решения [8].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.