Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Личность ребенка, ее развитие и формирование




2.

1.

План.

1.Объект, предмет, задачи и основные категории педагогической науки.

2.Методология педагогической науки.

3.Методы педагогического исследования.

 

Литература.

1. Методы педагогических исследований /В.И. Журавлева. – М., 1987.

2. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996. - с.8-13.

3. Учебники педагогики:

Педагогика /В.А. Сластенин и др.(1998г.) – гл. 5и6,с.72-110.

Педагогика /П.И. Пидкасистый (1996г.) – гл.2, стр. 33-55

Педагогика /Ю.К. Бабанский и др. (1988г.)- гл.1.

Педагогика Т.А. Ильина (1984г.) – гл.1.

Педагогика Б.Т. Лихачев (1993г.) – гл.5

Педагогика И.Ф. Харламов (1990г.) – гл.1 и 2.

4.Педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. –М., 1998, 2000.

5.Педагогические словари.

 

Педагогика - наука о законах образования, обучения и воспитания детей и взрослых.

Наука – одна из форм человеческого сознания (наряду с искусством и религией), сфера человеческой деятельности, результатом которой является добыча знаний, их систематизация, создание теорий в области своего предмета.

Теория – форма организации научных знаний с целостным представлением о закономерностях и существенных связях действительности её объекта (в педагогике, например, - теория обучения, теория воспитания и др.).

Объект исследования в педагогике это всегда процесс – реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, школе, вузе и т.п.).

Предметом исследований в педагогике является педагогический факт, явление педагогической действительности, которое обуславливает развитие человека. (Рассмотрим на примере урока биологии)

Каждая наука имеет свои определенные специфичные цели.

Цель науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений реальной действительности в русле открываемых наукой законов. Цель это предвосхищаемый результат деятельности, то к чему будем стремиться в ходе деятельности. Цели конкретизируются задачами.

Задачи педагогической науки (т.з. П.И. Пидкасистого)

1.Исследование закономерностей учебно-воспитательного процесса и управления педагогической системой.

2.Обобщение и изучение передового педагогического опыта и практики.

3.Разработка инновационных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, которые позволяют эффективно решать педагогические задачи.

4.Введение результатов исследований в педагогическую практику.

С другой точки зрения, некоторые педагоги (В.А. Сластенин) этот же вопрос рассматривают как функции педагогической науки:

1.Теоретическая функция (м.б. описана по трем уровням)

- описательный (об опыте);

- диагностический (выявление состояния объекта);

- прогностический (моделирование преобразования объекта).

2.Технологический (2 уровня)

- проективный (разработка методических материалов, планов, программ, учебников);

- преобразовательный (внедрение достижений педагогической науки в практику обучения и воспитания).

3.Рефлексивный и корректировочный (оценка результатов влияния исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция).

Критерием истинности и основой развития теории является практика. Теория и практика не мыслимы друг без друга. Теория без практики несостоятельна, практика без теории наивна.

Каждая наука имеет свой словарь, свои основные понятия, которыми оперирует в работе. Это категогиальный аппарат науки.

Категории – наиболее общие понятия, которыми оперирует педагогика, такие как педагогический процесс, образование, обучение, воспитание и другие. При всей важности категорий, на многие из них у педагогов-теоретиков нет единой точки зрения. Рассмотрим их.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс как целенаправленная деятельность проходит в специально созданной педагогической системе.

Педагогическая система – любое объединение людей, специально созданное для реализации педагогических целей (Л.Ф. Спирин).

С точки зрения В.А. Сластенина (с.84) педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатаций достижения гражданином определенных государством образовательных уровней (Закон РФ «Об образовании»).

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся в ходе которого осуществляется образование и развитие человека (Бабанский с.10).

Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Его результат – присвоение человеком знаний, выработка умений (Поляков с.10).

Обучение – процесс общения учителя и учащихся, в ходе которого происходит управляемое усвоение общественного опыта, воспроизведение, овладение той или иной конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности (Пидкасистый с.119).

Воспитание целенаправленное управление процессом развития личности (Караковский: не личностью, а процессом ее развития!) (по «Концепции воспитания учащейся молодежи» Караковского В.А. и др.).

Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека (Поляков с.10).

Воспитание – двусторонний процесс и результат взаимодействия педагога и ребенка с целью развития личности ребенка, при активности самой личности (Бабанский).

Сущность воспитательного процесса в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем. Чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности (Бабанский с.94). Сущность – это то, что есть явление само по себе, что в любых ситуациях и при любых обстоятельствах остается неизменным.

Социализация – исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат активного усвоения индивидом, социального опыта (А.В. Петровский).

Социализация – процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В. Мудрик).

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности (физическое, физиологическое, интеллектуальное, морально-нравственное, трудовое, социально-бытовое…).

Саморазвитие – целенаправленный осознанный процесс развития и формирования у себя свойств и качеств личности, черт характера, устойчивых взглядов, убеждений, мировоззрения.

Формирование – результат развития личности. Означает её становление, приобретение совокупности устойчивых качеств на определенном этапе развития, относительно устойчивый фиксированный результат.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (Сластенин с.24).

В структуре педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделяет три компонента: - конструктивный, - организаторский, - коммуникативный.

Ребенок в педагогике рассматривается как субъект и как объект педагогической деятельности.

Ребенок как объект педагогического процесса подвергается воздействию со стороны взрослых, общественных отношений и форм сознания, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему опыт и информацию, вводится в реально существующую социальную систему.

Ребенок как субъект есть развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков, обладающая исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами, характеризуется личной активностью, формирующей личные качества, потребности, интересы, возможностью ставить перед собой цели, осуществлять самовоспитание, самосовершенствование, с учетом возрастного и индивидуального проявления.

 

Методология – совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или социальных явлений. Отмечается три уровня методологии – общий, частный и конкретный.

Общие философские подходы складывались в течение времени, преодолевая ошибки, претерпевая изменения, но являются общенаучными, а некоторые взгляды, идеи используются и в современной науке.

Рационализм (от латин. ratio - разум) – философское течение, признающее разум основой познания, источником опыта и поведения людей. В противопоставление схоластике (тип религиозной философии: теолого-догматический подход, формально-логические связи) и сенсуализму (чувственность – главная форма достоверного познания), рационалисты исходили из идеи естественного порядка. Главное – научить человека мыслить, следовательно, основными предметами считали математику, языки. Сторонники классического рационализма 17-18 веков – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Эмпиризм – (греч.empeiria - опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир (Дж.Беркли, Юм., Мах). Материалистический эмпиризм признает источником чувственного опыта объективно существующий внешний мир (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк). Эмпирики считали, что главное вооружить человека знаниями, следовательно, главное изучить естественные науки: географию, биологию, химию, физику.

Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (от древних Гераклит, Платон, Бруно, из немецкой классической философии Кант, Гегель, позднее Маркс, Энгельс, до русских демократов Герцен, Белинский, Чернышевский, Ленин). Большой вклад в развитие диалектики внес Гегель. Основные идеи диалектического подхода Гегеля:

1.Изучать явления, процессы, объекты в их развитии.

2. Изучать явления, процессы, объекты во взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, процессами, объектами.

3.Наблюдать моменты перехода количественных изменений в качественные.

4.Рассматривать процесс развития как процесс самодвижения в силу присущих внутренних противоречий.

Каждое научное направление кроме общефилософских подходов к исследованиям, имеет свою частную методологию. Так психолого-педагогические науки опираются на системный, деятельностный, личностный и другие. Кратко охарактеризуем их.

Системный подход предполагает рассмотрение объектов, явлений, процессов как относительно самостоятельную целостность определенным образом связанных между собой элементов, обладающую такими свойствами, которые не присущи каждому элементу в отдельности.

Деятельностный подход предполагает признание особенной роли воспитывающей деятельности для развития ребенка, для решения воспитательных задач. Вне деятельности и общения ребенок не развивается. Чтобы чему-то научиться, надо попробовать это сделать.

Личностный подход означает признание личности ребенка главной социальной ценностью, понимают и принимают его индивидуальность и своеобразие. Педагоги и родители должны создать для ребенка возможности для усвоения социального опыта, чтобы ребенок мог адаптироваться к условиям данного общества, создает условия для самоопределения и самореализации ребенка.

 

3.

Конкретный уровень методологии представлен методами педагогического исследования. Этот вопрос на самостоятельное изучение. Необходимо таблицей или традиционным конспектом изложить материал по используемым в педагогике методам педагогических исследований.

Для выполнения работы можно использовать предложенную в списке литературы книгу под редакцией В.И. Журавлева и в учебниках педагогики главу «Методы педагогического исследования»:

Педагогика /В.А. Сластенин и др.(1998г.) – гл.6, стр.102-110.

Педагогика /П.И. Пидкасистый (1996г.) – гл.2, стр.39-49.

Педагогика /Ю.К. Бабанский и др. (1988г.)- гл.1, стр.23-28.

Педагогика Т.А. Ильина (1984г.) – гл.1, стр.23-29.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.