КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Понятие, сущность и основные функции
3. 2. 1. План 1.Понятие и основные задачи педагогического процесса. 2. Этапы осуществления и движущие силы педагогического процесса. 3. Закономерности и принципы педагогического процесса. Литература 1.Педагогика /В.А.Сластенин и др.– М.:Нов.школа,1998.– с.186 – 201. 2.Педагогика / П.И. Пидкасистый – М.: РПА, 1996. – гл.5, с.94 – 149. 3.Педагогика /Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1988. – с.327– 329, 339-365.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.Происходит это в ходе педагогического процесса. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогическому процессу присуща такая характеристика как целостность. Он представляет собой единство многих компонентов. Целостность - синтезированное качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Модель структуры ЦПП
Модель соотнесения видов деятельности ЦПП
Таким образом, ЦПП с одной стороны представляет единство обучения, воспитания и развития, с другой – это комплекс составляющих его путей, способов, шагов на пути взаимодействия педагога и ребенка от цели к результату. Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр педагогических задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назовем более существенные из них: - задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности; - задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности; - задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях; - задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия. - задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия; - задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры. Активное достижение этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности как генеральную цель целостного педагогического процесса.
Педагогический процесс имеет циклический характер. Рассмотрим подробнее э тапы педагогического процесса. В развитии педагогического процесса главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: 1. анализ и диагностика условий и состояния объекта; 2. целеполагание; 3. прогнозирование достижений; 4. проектирование и планирование развития процесса. Основной этап – осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: 1. постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; 2. взаимодействие педагогов и детей; 3. использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; 4. создание благоприятных условий; 5. осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; 6. обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса. Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играет установление обратной связи, служащей основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу. Процесс по сути своей – это движение во времени от цели к результату. Для осуществления любого движения необходимы движущие силы. Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия. Все противоречия подразделятюся на объективные и субъективные. Объективные: - противоречие между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки. - противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи. - противоречие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни. Субъективные: - Противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности. - противоречие между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса. Преодоление противоречий, обеспечение эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов. К ним относятся: - детский ученический воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания; - обучение, как стержневой элемент целостности; - общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа воспитания; - внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность. Таким образом, действенность и эффективность целостного педагогического процесса обеспечивается единством составляющих его компонентов, взаимосвязанностью его этапов и комплексом движущих сил. Кроме того, осуществление ЦПП обусловлено соблюдением открытых наукой закономерностей и принципов. Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. Закономерности выявляются на основе открытых наукой законов. Под законом в философии понимается обобщённое отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные, повторяющиеся при определённых условиях свойства явлений и процессов. Действие закона применительно к определенным видам деятельности выражается закономерностями. Педагогическая закономерность – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь педагогических явлений и процессов, обеспечивающая их существование и поступательное развитие. Закономерности неизменны, постоянны, действуют всегда, независимо от нашего желания и знания о них. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. В педагогике выявлен и сформулирован ряд общих законов и закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. П.И. Пидкасистый предлагает их рассмотрение таким образом. Наиболее общий закон целостного образовательного процесса формулируется как обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. В педагогике он выражается в формулировке ее объекта, что свидетельствует о том, что «обойти» этот закон нельзя. Другой общий закон — это социальная сущность образования, проявляющаяся в его обусловленности во всех его аспектах и элементах социально-экономическим состоянием общества. Специфическим законом для сферы образования является отношение к взаимодействию учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в образовательном процессе, без которого нет самого этого процесса, а также единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т. е. закономерные связи педагогической системы. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи: 1 связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями; 2 связи внутри педагогического процесса; 3 связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса; 4 связи между процессами - обучения, образования, воспитания и развития; - между процессами воспитания и самовоспитания; - процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; - между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.) Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса, сформулированные в педагогической литературе: – эффективность образовательного процесса закономерно зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п. условий, в которых он протекает; – средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации; – прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематично организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного ранее содержания; – обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами деятельности и готовности учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены; – уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (память, способности) от учета учителем степени личностной значимости для учащихся усваиваемого содержания. Закономерности в свою очередь конкретизируются принципами. Принципы в педагогике – это научно обоснованные правила, требования к деятельности педагога, вытекающие из установленных наукой закономерностей. Принципы подвижны, в ходе истории изменяются в зависимости от уровня развития общества, сложившихся социально-экономических и политических условий. В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические, этические и иные закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения. 1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, единства знаний и умений, сознания и поведения. 2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества. 3. Принцип систематичности, преемственности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося. 4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя, так как педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний. 5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода связанного с эстетизацией детской жизни, обучения и воспитания. 6. Принцип доступности и достаточной сложности обучения. 7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся. 8. Принцип связи обучения с жизнью, общественно полезным трудом и производственной практикой. 9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. 10. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса, уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. 11. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества. Конечно же, все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу - принципу духовно-нравственного, направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Это предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |