Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Понятие, сущность и основные функции




3.

2.

1.

План

1.Понятие и основные задачи педагогического процесса.

2. Этапы осуществления и движущие силы педагогического процесса.

3. Закономерности и принципы педагогического процесса.

Литература

1.Педагогика /В.А.Сластенин и др.– М.:Нов.школа,1998.– с.186 – 201.

2.Педагогика / П.И. Пидкасистый – М.: РПА, 1996. – гл.5, с.94 – 149.

3.Педагогика /Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1988. – с.327– 329, 339-365.

 

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.Происходит это в ходе педагогического процесса.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическому процессу присуща такая характеристика как целостность. Он представляет собой единство многих компонентов. Целостность - синтезированное качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Модель структуры ЦПП

  Цель   Деятельность педагога Содержание   Деятельность ребенка   Результат
Формы
Средства
Методы

 

Модель соотнесения видов деятельности ЦПП

 
 


ЦПП

  обучение
 
 


воспитание

    Условия развития ребенка

 

Таким образом, ЦПП с одной стороны представляет единство обучения, воспитания и развития, с другой – это комплекс составляющих его путей, способов, шагов на пути взаимодействия педагога и ребенка от цели к результату.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр педагогических задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назовем более существенные из них:

- задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

- задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;

- задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;

- задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.

- задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;

- задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.

Активное достижение этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности как генеральную цель целостного педагогического процесса.

 

Педагогический процесс имеет циклический характер. Рассмотрим подробнее э тапы педагогического процесса.

В развитии педагогического процесса главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

1. анализ и диагностика условий и состояния объекта;

2. целеполагание;

3. прогнозирование достижений;

4. проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап – осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

1. постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

2. взаимодействие педагогов и детей;

3. использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

4. создание благоприятных условий;

5. осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

6. обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.

Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играет установление обратной связи, служащей основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.

Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы свя­заны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.

Процесс по сути своей – это движение во времени от цели к результату. Для осуществления любого движения необходимы движущие силы.

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

Все противоречия подразделятюся на объективные и субъективные. Объективные: - противоречие между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки.

- противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи.

- противоречие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагог­и­чес­кими условиями жизни.

Субъективные: - Противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.

- противоречие между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.

Преодоление противоречий, обеспечение эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов. К ним относятся:

- детский ученический воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания;

- обучение, как стержневой элемент целостности;

- общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа воспитания;

- внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность.

Таким образом, действенность и эффективность целостного педагогического процесса обеспечивается единством составляющих его компонентов, взаимосвязанностью его этапов и комплексом движущих сил. Кроме того, осуществление ЦПП обусловлено соблюдением открытых наукой закономерностей и принципов.

Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. Закономерности выявляются на основе открытых наукой законов. Под законом в философии понимается обобщённое отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные, повторяющиеся при определённых условиях свойства явлений и процессов. Действие закона применительно к определенным видам деятельности выражается закономерностями. Педагогическая закономерность – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь педагогических явлений и процессов, обеспечивающая их существование и поступательное развитие. Закономерности неизменны, постоянны, действуют всегда, независимо от нашего желания и знания о них.

В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. В педагогике выявлен и сформулирован ряд общих законов и закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. П.И. Пидкасистый предлагает их рассмотрение таким образом.

Наиболее общий закон целостного образо­вательного процесса формулируется как обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. В педагогике он выражается в формулировке ее объек­та, что свидетельствует о том, что «обойти» этот закон нельзя.

Другой общий закон — это социальная сущность образования, проявляющаяся в его обусловленности во всех его аспектах и элементах социально-экономическим состоянием общества.

Специфическим законом для сферы образования является отношение к взаимодей­ствию учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в образовательном процессе, без которого нет самого этого процесса, а также единство содержательной и процессу­альной сторон обучения.

Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т. е. закономерные связи педагогической системы.

Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

1 связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями;

2 связи внутри педагогического процесса;

3 связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса;

4 связи между процессами - обучения, образования, воспитания и развития; - между процессами воспитания и самовоспитания; - процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; - между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.)

Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса, сформу­лированные в педагогической литературе:

– эффективность образовательного процесса законо­мерно зависит от материальных, гигиенических, мораль­но-психологических и т.п. условий, в которых он проте­кает;

– средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической си­туации;

– прочность усвоения содержания учебного материа­ла тем больше, чем систематично организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного ранее содержания;

– обученность учащихся сложным способам деятель­ности зависит от того, насколько учитель обеспечил ус­пешное предшествующее овладение простыми видами деятельности и готовности учащихся определять ситуа­ции, в которых эти действия могут быть применены;

– уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (память, способности) от учета учителем степени личностной значимости для учащихся усваивае­мого содержания.

Закономерности в свою очередь конкретизируются принципами.

Принципы в педагогике – это научно обоснованные правила, требования к деятельности педагога, вытекающие из установленных наукой закономерностей. Принципы подвижны, в ходе истории изменяются в зависимости от уровня развития общества, сложившихся социально-экономических и политических условий.

В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические, этические и иные закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, единства знаний и умений, сознания и поведения.

2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3. Принцип систематичности, преемственности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельнос­ти учащихся при руководящей роли учителя, так как педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода связанного с эстетизацией детской жизни, обучения и воспитания.

6. Принцип доступности и достаточной сложности обучения.

7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

8. Принцип связи обучения с жизнью, общественно полезным трудом и производственной практикой.

9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

10. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса, уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

11. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

Конечно же, все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу - принципу духовно-нравственного, направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Это предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего раз­вития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.