КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Педагогическая деятельность и мастерство
План. Культуры педагога Тема для самостоятельного изучения 1.Понятие, сущность и основные функции культуры. 2.Структура культуры личности. 3.Педагогическая культура, ее основные компоненты. 4.Духовно-нравственная культура педагога. 5.Педагогическая культура и мастерство. Материалы подготовлены на основе книг: 1. Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М:Пед. об-во России, 2001 -256с. 2. Н.Е. Щуркова Практикум по педагогической технологии. – М.:Пед. об-во России, 2001 – 250с.
Во все времена профессия учителя была наиважнейшей. Благодаря педагогической деятельности не прерывается связь времен, культурные ценности становятся достоянием новых поколений, в диалоге учителя и ученика рождаются новые идеи и отношения, новые духовные и материальные ценности. Конец XX века характеризуется возрастанием культурообразующей функции образования. Воспитание и обучение - важнейшие элементы духовной культуры общества. С одной стороны, они отражают уровень ее развития, с другой - обогащают и развивают ее, служат важнейшим средством ее преемственности от поколения к поколению, средством взаимообогащения культур разных стран. Культура (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Культура существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, созданных порой не одним поколением людей и несущих человеческий смысл, в продуктах духовного труда, системе социальных норм и «учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, его общественно развитых чувств и возможностей индивида овладеть этим предметным богатством). Культура характеризует все формы жизнедеятельности людей: материальное производство, социально-политические отношения, духовное развитие общества, быт, человеческие взаимоотношения. Культуру рассматривают как жизнедеятельность человека в единстве ее процесса и результата. Человек является объектом и субъектом культуры, и в то же время личность каждого человека - это феномен культуры, так как формируется при воздействии разнообразных культурных явлений: традиций, форм общественного сознания, образа жизни, быта, содержания деятельности, воспитания, образования. Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком. Ученые выделяют три основные функции культуры: познавательную, информативную и коммуникативную. Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпох Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы. Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт пре, шествующих поколений последующим, осуществляет обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Общение может быть прямым или косвенным (через литературу, искусство, науку). Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, как вы потребности и как она их удовлетворяет. По своей структуре культура личности (ее называют общей, базовой культурой) состоит из двух уровней: внутренней, духовной культуры, и внешней, проявляющейся в культуре общения, поведения, внешнего вида. Внутренняя культура - совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убеждений, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура - это способ проявления духовного мира человека в общении и созидательной деятельности. Через проявления внешней культуры человека мы можем понять и почувствовать уровень его духовного развития. Высшим уровнем развития внутренней культуры: является духовность. Духовность - это высшая ступень эмоционально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежали потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности. Под профессиональной культурой понимается определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы. Профессиональная культура включает в себя общие представления о социальной значимости конкретного вида труда представление о профессиональном идеале, путях, и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности. Единство морали и культуры выражается в профессиональной этике. Общая культура и профессиональная культура личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса. Она определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких как культура педагогического мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная культура. Культура педагогического мышления включает высокое развитие способности к научной обработке педагогических явлений и фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспитательному процессу, к личности самого учителя. Рефлексия учителя как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогических ситуациях. Интуиция - это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога. Одна из важнейших черт культуры педагогического мышления - творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыванию мыслительных операций, переносу, цельность восприятия, легкость генерирования идей. Культура умственного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятилетия осуществлять гностическую деятельность, реализовывать свои творческие планы. Духовно-нравственная культура - это нить, связывающая духовность учителя с духовным миром ребенка, которая определяет гуманистическую направленность его личности. Это критерий профессионализма учителя, так как только нравственная личность способна воспитывать нравственного ребенка. Гармония соответствующих знаний, чувств и поведения личности учителя становится притягательной для детей, стимулирует формирование нравственного идеала у воспитанников. От нравственной позиции педагога во многом зависит наше будущее. Духовная культура педагога - интегративное качества личности, характеризующееся мерой и способом творческой самореализации субъекта, направленной на формирование духовности. Она создает ту ауру, которая притягивает ребенка к педагогу. Чистота помыслов и чувств создает условия для искреннего диалога между учителем и учеником. Любовь к ребенку облегчает взаимопонимание. "Зорко одно лишь сердце", - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Духовно-нравственная культура - залог формирования культуры педагогического общения, в процессе которого создается благоприятная атмосфера, способствующая развитию личности ребенка. Знание нравственны норм и правил общения, культура речи, виртуозное, мастерское владение приемами и методами взаимодействия и воздействия на личность ребенка в сочетании с педагогическим тактом - элементы культуры педагогического общения. Педагогический такт - это способность выбрать правильный, адекватный подход к воспитаннику, проявляющийся в уважении к его личности, укрепляющий его чувство собственного достоинства. Для этого учителю необходимо быть деликатным, обладать чувством меры, саморегуляцией, эмпатией, выдержкой. Высшим уровнем культуры общения является культура сотрудничества. По мнению В.А.Сухомлинского, важным элементом профессиональной культуры учителя является умение ориентироваться в сложных ситуациях, обращаться к уму и сердцу воспитанника. Культура поведения и внешнего вида учителя - это не только средство пробуждения симпатии учащихся к учителю, средство налаживания контактов, но и действенный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка. Повышенные требования к внешнему виду учителя (одежда, выражение лица, мимика, жесты, пантомимика) обусловлены социально-психологическими и профессионально-эстетическими особенностями его труда. Эмоциональное впечатление, которое производит учитель, память чувств, которые он оставляет ученику, - все это факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания между учителем и воспитанником. Возможно, педагогическая профессия является единственной, где профессиональная культура не только элемент базовой (общей) культуры человека; она формируется и развивается на основе базовой культуры. Лишь духовно богатый, образованный и воспитанный человек может стать настоящим педагогом, к которому будут тянуться ученики. Признаками педагогической культуры учителя являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. Учитель является творцом культурных ценностей, чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности. Педагог - человек высокой культуры, ее носитель, к, нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре. Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях (О.С.Газман). В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника: происходит диалог двух людей, разных поколений и культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места императивности и авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер. Мастерство педагога как высший уровень развития его профессионализма является результатом многолетнего педагогического опыта и творческого саморазвития личности. Педагогическая культура - основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства. Педагогическая культура - основание и содержание профессионализма учителя, мастерство - форма его проявления в педагогической деятельности. Восхождение к мастерству - не самоцель. Педагогическое мастерство позволяет сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным и легким, как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребенок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают: ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, добрым и мудрым человеком - Учителем. Рекомендуемая литература Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. - М., 1993. Библер В.С. Школа диалога культур. - Кемерово, 1995. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону, 1991. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. - М., 1991. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. Газман О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (воспитателя) // Вестник образования. 1991. №8. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1987. Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Культурология. - М., 1993. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. Каган М.С. Философия культуры. - СПб. 1996. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993. Щуркова Н.Е. Духовная культура личности. – М., 1994.
Тема для самостоятельного изучения. Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог... А.С. Макаренко
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |