Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 2. Основные теории и направления развития личности в психологии




Основные теории и направления развития личности в психологии.

--- Краткий анализ теорий развития личности.

--- Формирование личностных структур “Оно”, “Я”, “Сверх-Я” в концепции З. Фрейда.

--- Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду.

Современные представления о развитии личности ребенка складывались в науке под влиянием взглядов ученых различных теоретических систем, подходов и точек зрения. Одни из них делали главный упор на тот или иной компонент личности, другие стремились изучить ее целиком, во всех аспектах. Кратко перечислим наиболее распространенные из них.

Описательный подход - теории, пытающиеся выявить и описать профили личности, опирающиеся на совокупность черт, обусловленных биологически (типологии), или определяемых нервно-психической активностью человека (теории личностных черт). Среди наиболее известных типологий XX века следует отметить связанные с физической конституцией человека Кречмера (E. Kretschmer) и Шелдона (Sheldon W.R.), и пытающиеся объяснить через эту конституцию характер его реакций, поведение и деятельность.

Авторы теорий личностных черт рассматривали личность как комплекс особенностей, свойственных определенным категориям людей, и заставляющих их вести себя более или менее сходным образом в типичных ситуациях. К ним относятся концепции Олпорта (Allport G.W.), Кэттелла (Сattell R.B.) и Айзенка (Eysenck H.J.).

Бихевиористский подход - рассматривает развивающуюся личность как результат взаимодействия между способностями, прошлым опытом, ожиданиями человека и окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы понять, в каких ситуациях его поведение будет адекватным, а в каких нет, в зависимости от последствий, определяемых поощрением и наказанием. Основоположники бихевиоризма Уотсон (Watson J.B.), Торндайк (Thorndike E.L.), Скиннер (Skinner B.F.). В 70-е годы в рамках бихевиоризма возникла и теория социального научения Бандуры (Bandura A.), рассматривающая в качестве одной из причин формирования личности - склонность людей подражать поведению других, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания.

Психодинамический подход - согласно этому подходу, развитие личности человека и взаимодействие его с окружающей средой определяется силами его подсознания и окружающей реальностью. Из теорий, базирующихся на таком подходе, следует, прежде всего, отметить психоаналитическую теорию Зигмунда Фрейда (Freud S.), индивидуальную психологию Адлера (Adler A.) и аналитическую психологию Юнга (Jung C.G.). На концепции Фрейда мы остановимся подробнее чуть ниже.

Адлер и Юнг были учениками Фрейда, впоследствии разработавшие собственные теории и отошедшие от своего учителя. Альфред Адлер придавал основное значение “воле к власти”, которая, по его мнению присутствует в каждом человеке с самого рождения. Вступая в конфликт с требованиями мира взрослых, ребенок ощущает чувство собственной неполноценности, из которого впоследствии развивается стиль жизни - индивидуальная стратегия, позволяющая ему самоутвердиться в окружающем мире. Адлер ввел понятия о “комплексе неполноценности”, делающем человека непригодным к борьбе с трудностями жизни и о “комплексе превосходства”, заставляющем его в любых обстоятельствах стремиться к доминированию.

Основатель аналитической психологии - Карл Густав Юнг разработал концепцию о существовании “коллективного бессознательного”, имеющего врожденный характер и передающегося из поколения в поколение, а также архетипов первичных образов, проявляющихся в основном в сновидениях и заставляющих человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур.

В следующей лекции мы уделим особое внимание гуманистическому подходу Роджерса и Маслоу. А сейчас остановимся на психоаналитической теории Фрейда.

______________________

“Один психиатр прославился тем, что предложил психологическую модель, объясняющую возникновение “душевной болезни”. Речь идет о Фрейде”, - Ж. Годфруа (Jo Godefroid,1992).

Хотя психоанализ возник как метод лечения, он изменил представления о психике, существовавшие в начале XX века. Многочисленные наблюдения, которые сделал Фрейд, привели его к выводу о том, что мысли и поведение человека, в значительной степени, имеют бессознательную природу. Чаще всего они возникают как результат конфликта между связанным с реальностью сознанием, с одной стороны, а подсознательными сексуальными или агрессивными побуждениями - с другой. По Фрейду эти побуждения (или влечения) обусловлены инстинктами, присущими человеку, и прежде всего, подавленными желаниями, удовлетворение которых запрещено на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания действуют без нашего ведома и проявляются в оговорках, описках, ошибках, сновидениях, в непроизвольных отклонениях от адекватного поведения и могут оказать влияние на выбор профессии или на творчество человека.

Истоки поведения усматриваются Фрейдом в конфликте между тремя психологическими структурами: “Оно”, “Я”, “Сверх Я”.

“Оно” - наиболее примитивный компонент - совокупность биологических влечений и потребностей, подчиняющийся принципу удовольствия. Это часть наследственного багажа ребенка при его появлении на свет, прежде всего, инстинкты. Сексуальные побуждения (либидо) - источник энергии, связанный с инстинктом жизни, существует внутри “Оно”, кроме того, в основу “Оно” входят потребности в пище, воде, тепле и др., которые называют органическими или телесными.

“Я” - психическая структура, руководствующаяся принципом реальности, позволяющим ему в любой момент оценить уместность или выполнимость действий, мотивируемых потребностями “Оно”. “Я” учитывает особенности ситуации, свойства и отношения внешнего мира.

“Сверх-Я” - это структура является носителем моральных норм и выполняет роль критика и цензора. Она образуется под влиянием социальной среды и ее запретов и каждый поступок человека, планируемый его “Я” под давлением “Оно”, оценивает с точки зрения добра и зла. Поэтому, если “Я” примет решение об удовлетворении какой-либо потребности в угоду “Оно”, но в противовес “Сверх-Я”, то “Я” испытает чувство вины, укоры совести, чувство “греха”. А поскольку требования к “Я” со стороны “Оно”, “Сверх-Я” и реальности несовместимы, неизбежно возникают конфликты, напряжение, от которых личность спасается с помощью “защитных механизмов”. К последним относятся вытеснение, подавление, проекция, рационализация, сублимация и др.

--- Вытеснение - замена недостижимой цели другой, вполне достижимой. Так, человек, вернувшийся с работы, где он целый день безропотно сносил недовольство и претензии начальника, дает пинок собаке или срывает свой гнев на близких.

--- Подавление - вытеснение желаний или конфликтной ситуации в область подсознательного, “забывание” этого. Однако динамический потенциал подавленных влечений сохраняется и во время гипноза может произойти его вспоминание.

--- Проекция - перенос на других людей собственных чувств и переживаний, неприемлемых с точки зрения “Сверх-Я”. “Почему ты больше меня не любишь?” - спрашивает такой человек у жены, которую подсознательно уже хочет бросить сам.

--- Рационализация - поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить какой-то поступок или, наоборот, для оправдания неприемлемого поведения. “Эта девушка слишком глупа, чтобы тратить на нее время,” - говорит юноша, чьи ухаживания не вызывают отклика. “Зелен виноград,” - по Эзопу.

--- Сублимация - разновидность вытеснения, один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная или другая инстинктивная энергия переносится в виде деятельности, приемлемой для человека и для общества, в котором он живет. Любимое дело в этом случае - своего рода замена удовлетворения психических побуждений, блокированных в детстве. Так, дети, у которых проявлялись садистские наклонности, могут стать хирургами или мясниками (по Ж. Годфруа, 1992).

Безусловно, механизмы психической защиты могут только частично ослабить тревогу и напряженность, на то время, пока человек не находит более рационального способа разрешения проблемы.

Однако, если человек слишком часто прибегает к психологической защите или слишком сильно искажает действительность, может развиться состояние невроза. Иногда, возникающий в результате вытеснения отрыв от реальности и выход “Оно” из-под контроля “Я” и “Сверх-Я”, приводит человека к “уходу от мира”, что характерно для психоза.

Итак, личность по Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В соответствии с изложенными представлениями о структуре и генезисе основных силовых компонентов личности Фрейд разработал концепцию психосексуального развития ребенка, в которой все стадии психического развития характеризуются определенным способом проявления (или непроявления) либидо через присущие конкретному возрасту эрогенные зоны.

Эрогенные зоны - это области тела, которые чувствительны к стимулу и на которые в различные моменты жизни ориентировано внимание ребенка. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития - стадий генеза психического в течение жизни.

В хронологическом порядке, с рождения удовлетворение либидо связано с оральной зоной, анальной заной и областью половых органов. Если либидо не удовлетворяется или удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на данной стадии и у него фиксируются определенные личностные черты.

Итак, рассмотрим эти стадии.

1. Оральная стадия (от 0 до 1 года) - характеризуется тем, что основной источник удовольствия сосредоточен в зоне активности, связанной с кормлением. Удовлетворение либидо происходит за счет ротового контакта во время сосания, а позднее покусывания или жевания. В это время формируется “Я” ребенка, связанное с принципом “удовлетворение - отсутствие удовлетворения”. У ребенка, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей может произойти фиксация на этой стадии, что может проявиться потом в повышенной агрессивности, ненасытности, жадности, требовательности, неудовлетворенности всем предлагаемым. Могут возникнуть такие “пороки”, как курение, гурманство, а иногда пассивность и зависимость от окружения. По мнению Фрейда, уже на оральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

2. Анальная стадия (от 1 года до 2-3 лет) - здесь обучение туалету становится одной из важных воспитательно-гигиенических задач во взаимодействии взрослого и ребенка. Приучение к чистоплотности, опрятности приводит к перемещению источника удовлетворения либидо к анусу. Здесь ребенок встречается со многими запретами, должен сдерживаться и контролировать свои физиологические процессы мочеиспускания и дефекации. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над сфинктерами, вызвать гнев родителей, быть наказанным. Здесь начинает формироваться “Сверх-Я” ребенка, как часть его “Я””, в которой заложены авторитеты значимых-взрослых. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких личностных черт, как пунктуальность, опрятность, аккуратность, вплоть до чрезмерной чистоплотности; скупость, накопительство, экономность; упрямство, скрытность, агрессивность. Эти различные качества - следствие разного отношения ребенка к естественным телесным проявлениям, которые были объектами его внимания в этой стадии.

3. Фаллическая стадия (от 3 до 5 лет) - стадия высшей степени детской сексуальности. Половые органы становятся ведущей эрогенной зоной. Дети обнаруживают различия между девочками и мальчиками.

На фаллической стадии развиваются Эдипов комплекс - у мальчиков и комплекс Электры - у девочек, которые характеризуются нежной привязанностью к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю одного с ним пола, которого ребенок рассматривает как соперника. Греческий миф и царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, - по мнению Фрейда, - ключ к сексуальному комплексу. Конфликт разрешается отказом ребенка от своих “нежных чувств” к родителю другого пола и идентификацией себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам своего пола.

Преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка, именно здесь полностью формируется “Сверх-Я”. И, таким образом, все три психические инстанции находятся в постоянном конфликте друг с другом. В этой борьбе подавление и сублимация становятся механизмами защиты “Я”.

По Фрейду фаллической стадии соответствует формирование таких черт личности, как самонаблюдение, рациональное мышление, благоразумие, утрированно-мужское поведение. Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций - иногда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола.

4. Латентный период (от 5 до 11-12 лет) - характеризуется снижением сексуальных интересов и энергия либидо переносится на социализацию, школьное обучение, освоение различных форм ролевого поведения, свойственных данному полу.

5. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет) - характеризуется все большим интересом к противоположному полу. Подросток стремится к нормальному сексуальному общению. Если это общение затруднено, можно наблюдать фиксацию или даже регресс к той или иной из предыдущих стадий. “Я” снова борется против агрессивного “Оно”. Так, на этом этапе может вновь проявиться Эдипов комплекс, толкающий юношу к психической гомосексуальности - предпочтению в выборе для общения и дружеских контактов лиц другого пола. Может возникнуть и нарциссизм, где главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство, и все внимание направлено на себя, свои действия и переживания.

Таким образом, человек приближается к зрелости, главным критерием которой, по Фрейду, являются стремления “работать и любить”: работать, создавая что-то полезное, и любить другого человека ради него самого, о не потому, что он соответствует подсознательным установкам Эдипова комплекса или комплекса Электры.

Безусловно, теория Фрейда имела и имеет множество противников. Одно из главных возражений вызывает стремление Фрейда вывести развитие личности из биологических потребностей человека, игнорируя то, что дает человеку для его развития общество. Тем не менее, эта концепция со всеми ее погрешностями не устарела до сих пор, кроме того, Фрейд ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к изучению многих феноменов.

Как сказал А. Шопенгауэр “Человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать, и Зигмунд Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.” (Цитируется по Л.Ф. Обуховой, 1995).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.