Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В целом, во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции)




Педагогика как наука о воспитании

Константин Ушинский

Структура педагогики. Основные категории педагогики.

Методы исследования в педагогике, их характеристика.

Основные отрасли педагогической науки.

Связь педагогики с другими науками.

Основные функции педагогики.

Этапы развития педагогики как науки.

Объект, предмет, субъект и задачи педагогики.

Педагогика как наука о воспитании.

ЛЕКЦИЯ № 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ.

План:

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях...

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или детоведение.

Существует много определений педагогики. Вот некоторые из них.

1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно – обучающей практики формирования подрастающего поколения, особенности и условия организации педагогического процесса;

2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение;

3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека;

4) упорядоченная совокупность знаний о воспитании и обучении и процессах развития личности под их влиянием, дающая возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.

Все приведенные определения не противоречат друг другу, а отражают разные подходы к ней:

1) с позиции перечисления того, что изучается этой наукой;

2) понимания педагогики как значимой отрасли знаний о человеке;

3) с позиции изучения взаимосвязи процессов воспитания и обучения с самовоспитанием и самообучением;

4) с позиции научного знания о воспитании и развитии человека и процессах управления ими. Здесь не делается акцент только на воспитании детей и молодежи, как одно время трактовалась педагогика. Педагогика рассматривается как наука о воспитании человека вне возрастных рамок.

1) Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

2) Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

3) Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.