Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неортодоксальные философские




системы: Джайнизм, Буддизм, Чарвака – Локаята

По традиции, начиная с 1-го века до н. эр., относящегося к раннему средневековью, все философские школы Древней Индии разделились на «Астику» и «Настику». В «Настику» («не ортодоксальный») относят «Джайнизм», «Буддизм», «Чарвако-Локояту» и другие материалистические и атеистические школы, которые противостояли брахманистам, и не признавали многих положений «Вед». В «Астику» («ортодоксальный») отнесли «Мимансу», «Санкхья», «Йогу», «Ньяя», «Вайшешику», «Веданту», поддерживающих брахманизм. Но следует отметить, что и среди ортодоксальных школ встречались материалистические и атеистические направления.

Острая полемика между Астикой и Настикой продолжила проблематику шраманского периода. С одной стороны, ряд школ «Настики» (фаталисты ориентации адживиков) и прямо противоположные им окказионалисты настаивали на случайном, беспричинном появлении всех феноменов и внешнего мира и сознания. Брахманисты же позиции «активизма» отстаивали значимость и результативность человеческих действий. Им противопоставляются, наряду с фаталистами, и те школы и направления, которые считали, что все происходит спонтанно, по «собственной природе». При этом к фаталистическим учениям причисляется ишвара-вада (учение о Божестве как причине мира), ибо они считали, что Божество предопределяет все человеческие действия и последствия. Вызов материалистов, отрицавших духовное начало – дживу ( по причине его не воспринимаемости) и считавших его, подобно шраманским натуралистам, идентичным телу был принят брахманистами. Они подвергали сомнению тезис о тождественности воспринимаемого сущему как таковому и отстаивали необходимость управления бессознательным телесным составом со стороны мыслящего вне телесного начала. «Ортодоксальные» философы вынуждены были действовать на другом фланге, защищая учение об Атмане от буддистов, считавших излишним вводить его для объяснения реинкарнации (перевоплощения души). Санкхьяик Панчашикха возражал на это, что без допущения перманентного (постоянный, непрерывный) Атмана трудами одного существа должно будет (исходя из буддийского представления о «всекинетичности» сущего) воспользоваться другое, которое вынуждено, будет расплачиваться и за чужие грехи. Все буддийские школы были солидарны в своем неприятии той квази-персоны (пудгала), которую ватсипутрии ввели для объяснения единства индивидуального опыта и реинкарнации, не без основания усматривая здесь попытку восстановить концепцию Атмана, несовместимую с самими основами учения Будды.

Другой пункт внутренних расхождений был связан с классификацией дхарм. Всего было принято насчитывать 75 обусловленных дхарм – санскрита. Буддисты же оставляли место и для нескольких необусловленных дхарм (асанскрита): сарвастивадины, тхеравадины и, вероятно, дхармагуптаки признавали таковой только нирвану. Некоторые другие школы к асанскрита относили также пространство, путь к освобождению (марга) и некоторые другие реалии.

Наконец, буддисты расходились и в трактовке самого познавательного процесса. Так, школа махасангхика уподобляла познание светильнику, освещающему не только предметы, но и самого себя, и утверждала, что одновременно могут возникнать разные виды чувственного познания (например, зрительное и тактильное). Taktilis, это латинское слово и означает осязательный, а тактильное ощущение – это ощущение посредством прикосновения.

Это деление, хотя и имеет историческую основу, все же скрывает истинную пружину развития философии – борьбу материализма с идеализмом. А она в древнеиндийской философии имела последовательный и целенаправленный характер. Так,:

В учениях буддистских и ортодоксальных школ осуждаются, прежде всего, материалистические школы;

Шанкара, самый выдающийся философ веданты, яростно нападает и на материалистические идеи санкхья, и на эмпиризм ньяи и вайшешика;

В лоне буддизма идеалистические школы мадхьямиков и йогачаров вели борьбу против материалистических учений тхеравадинов и сарвастивадинов.

Джайнизм зародился в 6 в. до н. эр. Основателями являются 24 учителя из далекой Древности. Первый учитель – Ришабхадева, последний – Вардхамана (или Джина Махавира – «великий герой»). «Джина» означает «победитель», она присуща всем 24 учителям, которые победили свои страсти и достигли освобождения. Махавиру и остальных учителей еще величают Мудрецами («тиртханкар»).

Основное содержание учения Джайнизма. Философия Джайнизма представляет собой систему онтологического плюрализма. Они не верят в Богов и почитают своих учителей. Душа людей – «Джива» находящаяся в зависимости от страстей, сможет, следуя примеру Джина, добиться совершенного знания, силы и счастья. В онтологии Джайнизма лежит учение о «Таттвах» - сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и фундаментальной истине – из которого получается знание. Две главные таттвы - это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, не являющееся душой). Четыре субстанции: Пудгала (материя), Кала (время), Акаша (пространство), Дхарма (условие и способ движения), а-Дхарма (условие покоя). Пудгала распадается на 4 элемента: землю, воду, огонь и воздух. Все они состоят из атомов «Ану», которые не познаваемы органами чувств. Атомы не создаются и не разрушаются. Любая вещь – это комбинация атомов. Все протяженные субстанции, в том числе Дхарма и а-Дхарма существуют в пространстве. Об изменений вещей. Всякая вещь переживает стадии начала, становления и разрушения (конца). Изменения вещей бывают 2-х видов: изменение формы и изменение качества (переход в другое состояние). О душе и человеческом поведении. Мир состоит из 2-х материальных образований: живых (джива) и неживых (аджива). Каждое живое существо имеет душу, не совершенные души обитают в неорганике и в растениях. В мире огромное количество душ, но нет единой души или высшего бога. В обычном состоянии душа подчинена материи. Материя обладает качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Она атомарно, и доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца, и не является результатам божественного творчества. По степени тонкости материя двухполюсна: на одной – те формы, которые воспринимаемы органами чувств; на другой – сверхтонкая форма, кармическая материя не доступная для ощущений и обуславливающая связь души с телом, а также механизм действия Кармы («Карманшира»). О душе. Единой души, или высшего бога, нет: в мире существует огромное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, всемогуща и всепроникающая, но ее возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. Душа поочередно обитает в разных телах, карма обволакивает душу невидимой оболочкой «Карманширой» и привязывает ее к «колесу перерождений» до полного освобождения, т. е. к материи. Освобождение достигается путем разъединения души от материи, т.е. нужно остановить приток в душу новой материи и устранить старую (ранее связанную) материю. Привязанность обусловлена страстями, порождаемыми нашим неведением. Незнание природы души и других вещей приводит к гневу, тщеславию, прелюбодеяниям и жадности. Поэтому высоко значима роль правильного знания. Для этого нужно изучать труды учителей, достигших освобождения. Также необходима вера в их авторитет, который поможет выйти из состояния зависимости. Душа таит в себе безграничные возможности знания. Необходимым условием освобождения также выступает правильное поведение, которое предполагает контроль человеком своих мыслей, чувств и действий в свете правильного познания. Правильное познание – это познание себя и других, свободное от сомнений, ошибок и от неопределенности. Правильная вера – это почтительное отношение к истине. Правильное поведение лежит в основе этики Джайнизма и предполагает соблюдения обетов, схожих с Панча шилой. Это, Ахимса – не нанесение вреда жизни другим существам. Сатья – воздержание от лживости. Астея - воздержание от воровства. Брахмачарья – воздержание от потворства. Апаричарха – воздержание от всех привязанностей. Соблюдение всех этих условий позволяет Дживе полностью дематериализоваться и освободиться от «Карманширы». Высший подвиг монаха – добровольная смерть от голода. Учение о гносеологии. Сознание – неотъемлемая сущность души. Сознание – всеведуща, душа обладает лишь ограниченным знанием, и только при полном освобождении Душа приобретает абсолютное знание. Они говорили о следующих видах познания. 1. Мати – а) познание через ощущение; б) память об уже известных объектах; в) индукция; г) логический вывод. 2. Шрута – коллективное знание, накопленное прежними поколениями; знание, полученное от авторитета. 3. Авадхи – восприятие объектов от ясновидения (тонкая проницательность, прозорливость, основанная на предвидении). 4. Манах-нарьяя – узнавание мыслей других людей с расстояний, без непосредственной помощи органов чувств (телепатия). Кевала – совершенное всепознание (достигший совершенства джайн, уже не изучает конкретные явления, а постигает стоящий над всеми абсолют). Концепция «Санта - Бхачиная » - это суждение семи разновидностей, т.е. любое суждение необходимо в определенном смысле конкретизировать и уточнять. О карме. В отличие от других школ, джайнизм допускает возможность победы над законами кармы еще при жизни. В дальнейшем, джайнизм преобразуется в религию. Вместо богов они поклоняются душе, достигшего освобождения.

Буддизм – религиозно-философское учение, проповедующее избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - «нирваны» (6 – 5вв. до н. эр.). Основатель Сиддхарта Гаутама, родился в царской семье в г. Капилавасту у предгорья Гималаи (63 – 483 гг. до н. эр.). Его прозвали Буддой (просветленным), за достижение нирваны, т.е. он искал освобождения от страданий в нравственном усовершенствовании, которое достигалось путем отрешения от всех жизненных проблем, и погружением в нирвану. Буддизм зародился как еретическое учение. Впервые, учение буддизма было систематизировано в «Типитака» («Три корзины учений»). В 3 в. до н. эр. буддизм был принят царем Ашокой в качестве официальной идеологии Индии периода Маурья. В средние века буддизм становиться одной из мировых религий, но в основном распространяется за пределами Индии (В Шри-Ланке, Японии, Китае, Непале, Бирме). В 19 в., буддизм активно распространяется в Европе. Основное содержание учения буддизма: буддизм отвергает существование бога-творца и понятие бессмертия души, отрицает религию вед, но с некоторыми изменениями принимает учение о круге рождений (сансара), и о воздаянии (карме). В 1-2 веках н. эр. начинает оформляться корпус авторитетных текстов буддизма махаяны (букв. «широкая колесница») – в противоположность основным школам традиционного буддизма, которых махаянисты называли хинаяной – «узкой колесницей». С этого времени, вместо простого почитания памяти учителя, обожествляется культ Будды. Спасение человека ставится в зависимость от милости божества, которую можно снискать повторением священных сутр махаяны. В хинаяне, в прежнем направлений буддизма, материальные и психические дхармы считались реальными, в отличие от них махаянцы доказывают не реальность мира и дхарм. Дхармаэто учение о мире и человеческой личности как о потоке сменяющих друг друга элементов материи и сознания. Это учение обосновал Нагарджуна (2 в.). Он стал зачинателем буддисткой логики, впоследствии развитые Дигнагой и Дхармакирти (7 вв.). Учение Нагарджуны о нереальности понятийного мышления и об абсолютном интуитивном знаний стало основой позднейших идеалистических школ (мадхьямика, виджнянавада,), тантрического буддизма и даже дзэн-буддизма. В настоящее время буддизм подчеркивает свой рационализм и атеизм, хотя они выступают модернизированной буддистской религией. Идея «серединного пути» выступала против крайности мирского жизнелюбия и аскетического умерщвления плоти. Учение «Четыре благородные истины» - а) жизнь в мире полна страданий; б) существует причина этих страданий; в) можно прекратить страдания; г) существует путь, ведущий к прекращению страданий. Четвертая благородная истина реализуется «Восьмеричным путем», позволяющим человеку достичь нирваны. Это «правильные взгляды», «правильная решимость», «правильная речь», «правильное поведение», «правильное усилие», «правильное направление мыслей», «правильное сосредоточение». Последняя включает 4 стадий: от состояния «наслаждение радостью» до попытки освободиться даже от сознания. О нравственности и знаний. Совершенствование познания не возможно без нравственности, т.е. без добровольного контроля над своими страстями и предрассудками. В нирване, как конечной цели всех своих усилий, человек достигает совершенной мудрости, совершенной добродетельности, совершенной невозмутимости. Человек должен приобретать знания своими собственными усилиями. Что вы сами увидели, услышали и поняли, то и будет истиной. Зло, страдание, тяготы вытекают из внутреннего психологического состояния личности, ее «ослепления» и «незнания». Идея «Дхармы». Это концепция зависимого происхождения вещей, или Всеобщий закон причинности (существуют и другие значения). Данное бытие человека есть следствие его прошлого, а его будущее явиться следствием настоящего. Учение о Всеобщем изменений и постоянстве. «Что кажется вечным – исчезнет; высокое – снизится; где есть встреча – будет разлука; все, что рождено, умрет». Учение о человеке. Человек это совокупность материального тела и не материального ума, сознания, т. е. поток сменяющихся друг друга элементов материи (земли, воды, огня и воздуха) и сознания. И все это, как выше было отмечено, именуется дхармой. Душа не самостоятельная субстанция, а лишь ряд сменяющихся друг друга психических состояний. Путь спасения – это подавление «беспокойства» дхарм. Перерождение души – это угасание одного психического состояния как бы зажигает другое психическое состояние. Социально-политические взгляды Будды. Он поддерживал централизованное государство, как важнейшего условия «защиты морали». Выступил против брахманов и их обычаев и традиций. Считал, что люди равны по рождению, в мирской жизни признавал кастовое деление, а в духовной жизни его считал не приемлемым.

Чарвака-Локаята. Чарвака-Локаята является наиболее последовательным материалистическим учением Древнеиндийской философии. Слово «Чарвака» стал синонимом слова «материалист», «Локаята» - как относящее к «народу». Его основателем считают мифического мудреца Брихаспати, отдельные положения учения приписывают легендарному Чарваке. Основное содержание учения о бытии: в основе этого учения лежит представление, о том, что все предметы Вселенной состоят из 4 элементов: земли, огня, воды и воздуха (в некоторых текстах приписывается пятый элемент - эфир). Они вечны и неизменны, свойства предметов зависят от сочетания этих элементов. Сознание, разум и органы чувств также возникают таким образом. После смерти человека это сочетание распадается, а элементы присоединяются к соответствующим элементам неживой природы. У них имеются представления об эволюции, одни элементы происходят от других, исходным является земля (твердь). В гносеологии они сенсуалисты. Органы чувств познают мир, потому что они сами тоже состоят из этих элементов, и потому подобное познается подобным. На этом основании они отрицали существование вне чувственных и сверхчувственных существ (Бога, души, кармы, рая и ада). Нет ясности в том, как Чарвака-Локаята относился к традиционным в Иднийской философии источникам познания праманам – умозаключению и свидетельству древних авторитетов. В этике у Чарвака-Локаята преобладал гедонизм (греч. Hedone – наслаждение). Это был принцип обоснования моральных требований, согласно которому, добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло – как то, что влечет за собой страдание. Наиболее полно учение Чарвака-Локаята изложено в философских трактатах и компендиумах (даршанах), написанных их идеалистическими противниками – ведантистами в 9-16 вв. н. э.

4. Ортодоксальные философские системы: «Санкхья», «Ньяя», «Йога», «Миманса», «Вайшешика», «Веданта»

Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление»)– истолковывается как «число», «совершенное знание». Была изложена в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», служит дополнением к Йоге. Основание приписывают Капиле, 7 в. до н. эр., хотя первое систематическое изложение было дано Ишваракришной в первые века н. эр. Главная цель – познание реальности, чтобы покончить со страданием и несчастьями. Онтология – базируется на «причинностях» (следствие пребывает в причине до своего проявления). Признают существования во Вселенной двух первоначал: материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Пракрити (первичная материя) находиться в постоянном изменений, подчинена закону причинно-следственной связи. Все детерминированные видоизменения зависят от пропорционального соотношения представленных в ней гун. Пракрити существует в 2 формах: а) вьякта (проявленная материя); б) а-вьякта (не проявленная материя). Пракрити состоит из 3 гун: 1) Сатва (ясность, чистота) – представляет природу удовольствия; 2) Раджас (активность) – деятельное, подвижное и стимулирующее начало; 3) Тамас (инертность) – противоположное обоим, пассивное и отрицательное начало в вещах. Их сочетание приводит к возникновению и появлению всего многообразия природы. Пуруша не является ни высшим богом – творцом, ни мировым духом. Это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находиться, так и процесс эволюции Вселенной, взятый в целом. Контакт пракрити с пурушей обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и чувства «Я», и является средоточием кармы. Она следует за пурушой, пока та полностью не освободится от перевоплощения. Грубое тело состоит из материальных элементов, и гибнет со смертью существа. Три причины страданий: а) внутренняя; б) внешние; в) от сверхъестественных причин (духи, привидения). В гносеологии признавали три источника достоверного познания: а) восприятие; б) логическое умозаключение; в) свидетельства священного писания.

Йога на санскритском означает напряжение, тренировку, и представляет собой практику созерцания, выражающую соединение, участие, порядок, глубокое размышление, сосредоточение. Основателем называют Патанджали, 2 в. до н. эр., хотя он только систематизировал и изложил ее основное содержание в своей «Йоге-сутре». Основное содержание учений. Разделяя основные положения Индуизма, Йога считает главным на пути слияния индивидуальной души с божеством психофизическую тренировку с последующим достижением мистического экстаза и полного транса, в котором исчезает реальный окружающий человека мир. Тем самым, ограничение деятельности ума приводит к освобождению души от страданий. Низшая ступень Йоги – «Хатха-Йога» содержит в основном физические приемы, направленные на такое овладение телом, которое дает возможность перейти к раджа-Йоге (системе психических упражнений, ведущих к полному отрыву от реальной действительности). Причем, хатха-Йога без достаточных к тому оснований выдается за универсальный метод излечения от всех болезней и необычайного оздоровления организма, хотя некоторые ее приемы (напр., методика дыхания) и нашли определенное место в лечебной физкультуре. Упражнения Йоги вошли как один из путей «спасения» в большинство религий Индии, в том числе и в буддизм. С помощью Йоги, особенно ее мистического экстаза, можно якобы становиться бесконечно малым и невидимым, разрастаться до огромных размеров, переноситься по желанию в любое место, «видеть» предметы за тыс. км, читать чужие мысли, знать прошлое и будущее, беседовать с умершими.

Система Йоги состоит из4 частей: 1. Самадхипада – о природе, целях и формах Йоги; 2. Садханипада – это средства достижения сосредоточения; 3. Вибхутипада – внутренние аспекты Йоги, сверхъестественные силы, обретаемые человеком в ходе медитации; 4. Кайвальяпада – описание природы, форм освобождения от страданий, рассматривается трансцендентальный мир. При осуществлении медитации человек переживает 5 ступеней духовного состояния: 1. Кшипта – рассеянное состояние; 2. Мудха – бездеятельность, притупленное состояние; 3. Викшипта – относительное умиротворенное состояние; 4. Эгарка – сосредоточение ума на каком – либо объекте; 5. Нируддха – прекращение всякой мыслительной деятельности.

Вайшешика – на санскрите «вишеша» означает «особенность», «различие», «единичное», «часть», «первосубстанция». Основатель Канада (настоящее имя Улука), его еще называли «пожирателем зерен», 3 век до н. эр. Значительное развитие Вайшешика получила в «Падартха- дхарма-санграхе» Прашастапады (4в.). У Вайшешикасильны материалистические тенденции. Основная цель – освобождение индивидуального «Я» от страданий посредством познания. Их учение о познании близки к позиции Ньяя. Ониразличали два вида познания: «восприятие» и «логический вывод». У них Падартха имеет значение близкое к значению «Категория». Всего различают 7 видов Падартхи: «Дравья» (субстанция), «Гуна» (качество), «Карма» (действие), «Саманья» (общность), «Вишеша» (особенность), «Самавая» (отношение при сущности), «Абхава» (не бытие). Первые три - существуют реально, следующие три – продукты деятельности ума. Важную роль играет категория особенность, давшая имя учению Вайшешика, в которойотражается реальное разнообразие субстанции. В онтологии признавали существование 9 субстанции: землю, воду, свет, воздух, эфир, время, пространство, душу и ум. Считали, что субстанции первых четырех состоят из атомов, которые в различных сочетаниях образуют все материальные объекты. 4 видам атомов соответствуют 4 органа чувств (индрии). Атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения. Их соединением управляет мировой разум (душа) «Манас». Он синтезирует и логический обобщает их свидетельства. Учение о космогонии. Признавали идею цикличности: мир возникает, развивается и гибнет во время катастроф. Атомы не уничтожаются, просто связи между ними рвутся и вновь восстанавливаются. «Адришта» (невидимое, скрытое, судьба) – как первооснова лежит в начале каждого цикла и вносит порядок в мир хаоса. То есть, это идея повторения вечного цикла – Кальпа.

Ньяя (правило, логика или не наука) – учение о формах мышления. Основатель Готама (или Гутама, Акшапад), 1 в. н. эр. Означает правило, основание, метод, вывод, логика. Учение Ньяи тесно связано с Вайшешика. Важную роль в их учений играли логика и гносеология. Онтологическое учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во Вселенной существует множество душ, которые находятся как в свободном состоянии, так и связанными с материальными системами. Бог Ишвара (высшее регулирующее духовное начало) не творец душ и атомов, а только создает сочетания атомов, и связывает их с душами и освобождает от них. Гносеология стоит на первом месте. 4 источника истинного познания: 1. Пратьякша – восприятие; 2. Анумана – вывод; 3. Упанмана – сравнение; 4. Шабда – свидетельство. К недостоверному знанию относили: 1. Память (смрити); 2. Сомнени е (саншая); 3. Ошибка (бхрама или выпарьяя); 4. Гипотетический элемент (тарка). Признавали 6 органов восприятия – внешних и 1 внутренний, который считался как особое восприятие (Йогадма). Он был характерен тем, кто достигал духовного совершенства – могли воспринимать все. Истина определялась соответствием или не соответствием выводов к фактам действительности. ИменноНьяей впервые в Индии была разработана теория пятичленного силлогизма, отличавшаяся от греческой. В дискуссии определяли три формы: 1. Вада – высшая форма спора, которая ведется по всем правилам; 2. Витанда – опровергающая сторона не выдвигает своего варианта решения; 3. Джалпа – стороны хотят победить любым способом.

Миманса – это «разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях. Эти проблемы она решала путем рассуждений и критического исследования. Они считали, что Веды не являются откровением в полном смысле этого слова и что содержащиеся в них религиозные и философские положения нуждаются в логическом обосновании. Пурва – Миманса (более точное название), 4 в. до н. эр., ставила задачу оправдать веру, из которых исходит предписания ритуалов; Джамини, 2 в. н. эр., – разбирает правила жертвоприношений (Веды, Брахманизма) и составляет Мимансу-сутру, где и были изложены основные положения учений. В Мимансереальны имена Бога, но не сами Боги. В основе учения Мимансы– достижение «Мокшы» не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и каких-либо сознательных усилий. Главное – неукоснительное соблюдение общественного и религиозного долга «Дхармы», заключающего в выполнении обрядов и в подчинении всяческим ограничениям и запретам, налагаемой кастой. Причем, это стремление должно быть следованием «дхарме» само по себе, и не должен зависеть от стремления индивида. Миманса, также как и санкхья, признавала существование духовного и материального начал во Вселенной. Пять источников «Правильного познания»: а)первым идет свидетельства авторитетных источников; б) 2-ой источник – чувственное познание; в) 3-ий источник – логический вывод (ануман); г) 4-ый источник – сравнение (упаманса); е) 5-ый источник – постулирование (артхаппати – объяснение нек-рых беспричинных явлений с помощью, не воспринимаемого факта). Таким образом, постулирование как бы является гипотезой, которая впервые предлагается Индийской философией. В качестве примера можно привести следующее. Если человек полнеет, но днем не есть, следовательно, он есть ночью. О жизни и страданий. Основная цель жизни – достижение блаженства, но это блаженство небесное. Сознание не сущность души, а некоторое его качество. Вывод: жизнь коротка и полна страданий. Нужно стремиться к освобождению души, достижению ею небес. Миманса, была, теснее связана с практической религией, чем санкхья, и в то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии миманса сближает ее с древнеиндийским материализмом.

Веданта – это как бы «завершение Вед», возникла на базе Упанишад. Впервые основные положения учения веданты были изложены Бадараяной в Веданте сутрах. Веданта до настоящего времени занимает важное место в философии индуизма. В учений Веданты образовались два направления: адвайта – абсолютный не-дуализм; и вишишта – адвайта, различительный не-дуализм. Основатель первого учения – Шанкара. Единственная истинная реальность – духовное начало – Брахман. Он неопределим, необусловлен и бескачественен. Представления о многообразии предметов и явлений Вселенной является следствием неведения (авидья). На самом деле все, кроме Бога, является чистой иллюзией (майя). Он творит мир во всех его формах и исходит из него. Другие Боги это формы проявления Брахмана. Мир относителен, а Брахман абсолютен. Материя и сознание не реальны, а коренятся в Брахмане. Познание мира это самообман (в сумерках веревка кажется змеей). Главным является интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. О человеке. Человек двойственен. Тело – иллюзорная видимость, а подлинная реальность это душа (Атман), как проекция абсолюта Брахмана на человеческую личность. Именно, психическое состояние (авастха) обуславливает внешнюю действительность. Самопознание человека приближает его к Брахману. Освобождение души от тела – есть устранение иллюзорного мира. Основателем второго направления является Рамануджа (11-12 вв.). Существует три реальности: материя, душа, бог. Они находятся во взаимном подчинении: душа подчиняет материальное тело, а б ог господствует над обоими. Без бога, душа и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель усилий индивида – освобождение от материального существования посредством духовной активности, знания и любви к богу. О соотношении бога и «Я». Полагают три варианта: 1. «Я» и бог – различные сущности (мадхва); 2. «Я» и бог – тождественны (шанкара); 3. «Я» и бог как часть и целое. Со средневековья веданта становиться наиболее влиятельной философской школой в ортодоксальной системе. Первое направление было связано с культом Бога Шивы, а второе – с Вишну.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов?

2. Какие основные периоды различают в развитии индийской философии?

3. Чем была характерна особенность шраманского периода индийской философии?

4. Какие проблемы обсуждали древнеиндийские философы в период своего начального становления?

5. Почему в индийской философии не было стройной системы изложения истории философии?

6. Какую роль в развитии индийской философии оказал Брахманизм?

7. Кого представляли собой проповедники «Шраманы»?

8. Какую роль сыграли Веды в развитии индийской философии, и каковы основные содержания его самхитов и коментариев?

9. Что представляла собой шраманская эпоха индийской цивилизации?

10. Что означают понятия Рита, сансара, карма и мокша в Ведах?

  1. Что такое Атман и Брахман в Ведах?
  2. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксаль­ные и ортодоксальные школы?
  3. О каких субстанциях говориться в джайнизме?
  4. Что говорится в джайнизме о правильной вере, правильном познании и пра­вильном поведении?
  5. О каких видах познания говорится в джайнизме?
  6. Приведите хронологию основных школ традиционного буддизма.
  7. Как понимается «срединный путь» в буддизме?
  8. Каковы различия между буддистскими школами «Хинаяна» (Малая колесница) и «Махаяна» (Большая колесница)?
  9. Расскажите о «четырех благородных истинах» Будды?
  10. Каковы содержания «восьмеричного пути» и «нирваны» в буддизме?
  11. Какой источник познания локаятики считали единственно истинным?
  12. Что такое пракрити и гуны в санкхья?
  13. Чем отличается онтология йоги от онтологии санкхьи?
  14. Чем «восьмеричный путь» йоги отличается от «восьмерично­го пути» буддизма?
  15. Что такое падартха, и какие падартхи предлагаются в вайшешика?
  16. Какие философские школы развивали учение об атомах?
  17. О каких источниках истинного знания говориться в ньяя?
  18. С точки зрения ньяя, как можно установить истинность знания?
  19. Какой особый источник истинного знания предлагает миманса?
  20. Что говориться в концепции миманса о достижении небесного блаженства?
  21. Какой путь освобождения от сансары предлагает веданта?
  22. Что означает в веданте «Ты есть то»?
  23. Какие возможности освобождения от страданий предлагались в философских школах Древней Индии?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.