Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие аттестации

Современная професси­ональная деятельность требует не столько элементарной ис­полнительности и дисциплинированности, сколько наиболее полного использования знаний и способностей личности.

В широком смысле слова аттестация – это система оценки персонала. Под системой аттестации понимается весь комплекс мер, включа­ющий содержание, методы и субъектов оценки (экспертов). Таким образом, аттестация – вид оценивания работника и реально выполненных им работ, в целях выяв­ления уровня его квалификации и степени эффективности.

Содержание аттестации. Общая модель системы показа­телей оценивания персонала включает оценку следующих показателей:

• реальных или необходимых личных качеств работника (знания, умения, навыки, личностные особенности);

• процесса труда (временные затраты, сложность);

• реальных или нормативных результатов труда.

Цели аттестации. С помощью аттестации может решать­ся несколько самостоятельных задач, связанных с управле­нием персоналом в организации:

• изучение работника в целях продвижения по службе;

• выяснение возможностей продвижения на другие виды работ;

• определение уровня заработной платы и премий;

• установление оснований при понижении в должности;

• решение вопроса о прекращении трудового договора;

• принятие решения о зачислении в штат.

Функции аттестации. Выделяют три взаимосвязанных функции:

административную – служит принятию администра­тивных решений по управлению персоналом;

информационную – информирование сотрудников об уровне их работы, сильных и слабых сторонах деятельности, направлениях совершенствова­ния, удовлетворенности социальных потреб­ностей личности и коллектива;

мотивационную. Систематическое положительное подкрепление ведет к аналогичному поведению в будущем и служит условием стимулирования повышения квалификации.

Виды оценивания. Оценка работников по па­раметрам деятельности может быть: комплексной, локаль­ной, пролонгированной, экспрессивной.

Комплексная оценка – наиболее сложный вид оценки. Ее цель состоит в получении общего впечатления о дея­тельности работника.

Локальное оценивание производится на основании резуль­татов выполнения какой-либо одной функции или даже ее части. Констатируется выполнение или невыполнение фун­кции и устанавливаются причины.

Пролонгированная оценка осуществляется на основе изу­чения длительного периода трудовой деятельности в форме анализа документов, мнений и представлений людей. Выявленные совпадения являются информативным матери­алом, позволяющим составить мнение о стабильных и дина­мических характеристиках деятельности.

Экспрессивное оценивание относится к анализу текущей деятельности. Трудности данного вида оценки – в необхо­димости преодолевать эффекты непосредственного наблюде­ния и включения в деятельность, проявляющиеся во влия­нии эмоционально окрашенных отношений. Основной фактор повышения эффективности оценки и ее воздействия на профессиональное развитие личности — систематичность.

Методы аттестации. Наиболее распространенными мето­дами оценки персонала являются следующие:

Метод рангов. Предназначен для распределения работ­ников по разрядам. При его использовании выделяют несколь­ко факторов изучения работников, определяют степень соот­ветствия оцениваемого лица каждому фактору, полученные очки суммируются в итоговую оценку.

Метод сопоставления индивидов. Вначале выделяют ряд факторов оценки работников (обычно пять) и каждый фактор оценивают по степени сложности. После этого отби­рают образцовых работников и используют их в каче­стве эталона при оценке остальных.

Метод составления шкалы оценок. Связан с выделени­ем большего числа факторов (около 15), к ко­торым прилагается специально разработанная шкала оценивания. Выносится суждение об аттестуемом по каждо­му фактору и подсчитывается суммированная итоговая оцен­ка работника.

Метод Пробста. Предусматривает составле­ние проверочных таблиц или детальных описаний работни­ков, содержащих большое число оцениваемых элементов. Оценщик изучает всех работников, отмечая их соответствие оценочным элементам или ясное понимание ими этих элементов.

Кроме этих, существуют методы: оперативных отчетов, критического анализа результатов деятельности и др.

Разработка комплексных систем оценки персонала. Сис­темы оценки персонала в организации тесно связаны с кон­цепцией работы с кадрами и с общей концепцией управле­ния. Поэтому при разработке конкретных систем оценки персонала учитываются:

§ особенности персонала, связанные с географией района и национальностью (город, село, севе­ряне, южане и пр.);

§ характер деятельности предприятия (производство, сфера обслуживания, научные исследования и др.);

§ тип руководства (авторитарный, коллегиальный, кооперативный, патриархальный, семейный);

§ тип экономичес­кой политики предприятия (консервативный, прогрессив­ный, коллаборационистский, охотно прибегающий к внеш­ней помощи, даже если она ограничивает суверенитет предприятия);

§ характер оборудования, взаимоотношения между администрацией и персоналом.

Кроме перечисленно­го, программа оценивания должна быть ориентирована на тех служащих компании, деятельность которых является наиболее важной для успеха. Например, если успех компа­нии зависит от превосходства в технологии, то программа оценивания должна строиться с учетом заинтересованности привлечь и удержать высококвалифицированный техничес­кий персонал. Если ключ к успеху лежит в организации сбы­та продукции, целесообразно строить программу, функцио­нально ориентированную на этот главный фактор. Конкретные системы оценки персонала выражаются в са­мых различных формах: анкеты, вопросники, тесты и т. д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Траектории профессионального развития личности | Процедура аттестации и приемы оценки персонала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.