КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие аттестации
Современная профессиональная деятельность требует не столько элементарной исполнительности и дисциплинированности, сколько наиболее полного использования знаний и способностей личности. В широком смысле слова аттестация – это система оценки персонала. Под системой аттестации понимается весь комплекс мер, включающий содержание, методы и субъектов оценки (экспертов). Таким образом, аттестация – вид оценивания работника и реально выполненных им работ, в целях выявления уровня его квалификации и степени эффективности. Содержание аттестации. Общая модель системы показателей оценивания персонала включает оценку следующих показателей: • реальных или необходимых личных качеств работника (знания, умения, навыки, личностные особенности); • процесса труда (временные затраты, сложность); • реальных или нормативных результатов труда. Цели аттестации. С помощью аттестации может решаться несколько самостоятельных задач, связанных с управлением персоналом в организации: • изучение работника в целях продвижения по службе; • выяснение возможностей продвижения на другие виды работ; • определение уровня заработной платы и премий; • установление оснований при понижении в должности; • решение вопроса о прекращении трудового договора; • принятие решения о зачислении в штат. Функции аттестации. Выделяют три взаимосвязанных функции: • административную – служит принятию административных решений по управлению персоналом; • информационную – информирование сотрудников об уровне их работы, сильных и слабых сторонах деятельности, направлениях совершенствования, удовлетворенности социальных потребностей личности и коллектива; • мотивационную. Систематическое положительное подкрепление ведет к аналогичному поведению в будущем и служит условием стимулирования повышения квалификации. Виды оценивания. Оценка работников по параметрам деятельности может быть: комплексной, локальной, пролонгированной, экспрессивной. Комплексная оценка – наиболее сложный вид оценки. Ее цель состоит в получении общего впечатления о деятельности работника. Локальное оценивание производится на основании результатов выполнения какой-либо одной функции или даже ее части. Констатируется выполнение или невыполнение функции и устанавливаются причины. Пролонгированная оценка осуществляется на основе изучения длительного периода трудовой деятельности в форме анализа документов, мнений и представлений людей. Выявленные совпадения являются информативным материалом, позволяющим составить мнение о стабильных и динамических характеристиках деятельности. Экспрессивное оценивание относится к анализу текущей деятельности. Трудности данного вида оценки – в необходимости преодолевать эффекты непосредственного наблюдения и включения в деятельность, проявляющиеся во влиянии эмоционально окрашенных отношений. Основной фактор повышения эффективности оценки и ее воздействия на профессиональное развитие личности — систематичность. Методы аттестации. Наиболее распространенными методами оценки персонала являются следующие: • Метод рангов. Предназначен для распределения работников по разрядам. При его использовании выделяют несколько факторов изучения работников, определяют степень соответствия оцениваемого лица каждому фактору, полученные очки суммируются в итоговую оценку. • Метод сопоставления индивидов. Вначале выделяют ряд факторов оценки работников (обычно пять) и каждый фактор оценивают по степени сложности. После этого отбирают образцовых работников и используют их в качестве эталона при оценке остальных. • Метод составления шкалы оценок. Связан с выделением большего числа факторов (около 15), к которым прилагается специально разработанная шкала оценивания. Выносится суждение об аттестуемом по каждому фактору и подсчитывается суммированная итоговая оценка работника. • Метод Пробста. Предусматривает составление проверочных таблиц или детальных описаний работников, содержащих большое число оцениваемых элементов. Оценщик изучает всех работников, отмечая их соответствие оценочным элементам или ясное понимание ими этих элементов. Кроме этих, существуют методы: оперативных отчетов, критического анализа результатов деятельности и др. Разработка комплексных систем оценки персонала. Системы оценки персонала в организации тесно связаны с концепцией работы с кадрами и с общей концепцией управления. Поэтому при разработке конкретных систем оценки персонала учитываются: § особенности персонала, связанные с географией района и национальностью (город, село, северяне, южане и пр.); § характер деятельности предприятия (производство, сфера обслуживания, научные исследования и др.); § тип руководства (авторитарный, коллегиальный, кооперативный, патриархальный, семейный); § тип экономической политики предприятия (консервативный, прогрессивный, коллаборационистский, охотно прибегающий к внешней помощи, даже если она ограничивает суверенитет предприятия); § характер оборудования, взаимоотношения между администрацией и персоналом. Кроме перечисленного, программа оценивания должна быть ориентирована на тех служащих компании, деятельность которых является наиболее важной для успеха. Например, если успех компании зависит от превосходства в технологии, то программа оценивания должна строиться с учетом заинтересованности привлечь и удержать высококвалифицированный технический персонал. Если ключ к успеху лежит в организации сбыта продукции, целесообразно строить программу, функционально ориентированную на этот главный фактор. Конкретные системы оценки персонала выражаются в самых различных формах: анкеты, вопросники, тесты и т. д.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |