Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Траектории профессионального развития личности

Н.С.Пряжников по этому поводу справедливо замечает, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший наставником, по-своему тоже является носителем культуры в лучшем смысле этого слова.

Этапы освоения профессии и развития человека

В практической психологии иногда выделяют четыре основных этапа профессионализации (поиск и выбор профессии, ее освоение, социальная и профессиональная адаптация, выполнение профессиональной деятельности), на каждом из которых происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели.

Однако наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым [4, 5]. В своих книгах автор выделяет от 8 до 10 стадий, которые можно объединить в три группы.

I. Допрофессиональное развитие:

1) стадия, или фаза, предыгры – «эпоха раннего детства» (от рождения до 3 лет);

2) стадия игры (от 3 до 6-8 лет) – овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, знакомство с профессиями;

3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет).

II. Развитие в период выбора профессии

и профессиональной подготовки:

4) стадия оптации (от лат. optatio – желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет) – сознательное и ответственное планирование профессионального и жизненного пути;

5) стадия адепта – профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школы. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта может оказаться и взрослый. Например, безработный, мигрант, инвалид.

III. Развитие в период адаптации

и совершенствования мастерства:

6) стадия адаптации или адаптанта – вхождение в профессию после завершения профессионального обучения. Продолжительность этой стадии от нескольких месяцев до 2-3 лет;

7) стадия интернала (от англ. internal - внутренний) – вхождение в профессию в качестве коллеги, это «свой среди своих»;

8) стадия мастера – когда о работнике можно сказать: он лучший среди обычных и хороших;

9) стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Этого уровня может достичь не каждый;

10) стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что человек становится не просто великолепным специалистом, но и Учителем, способным передать свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души. То есть, высший уровень любого специалиста – это педагогический уровень.

Размышляя об этапах освоения профессии, А.К.Маркова [16; с.49-54] выделяет следующие уровни профессионализма:

допрофессионализм – человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала;

профессионализм – человек стабильно работает и выполняет все, что от него требуется, начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться, это уже подлинный субъект труда, профессионал;

суперпрофессионализм – расцвет профессиональной деятельности, творчество, личностное развитие, то, что называется «акмэ» - вершина профессиональных достижений;

непрофессионализм, псевдопрофессионализм – внешне активная деятельность, но либо много брака в работе, либо человек деградирует как личность;

послепрофессионализм – это либо «профессионал в прошлом», либо наставник, советчик, эксперт, консультант, делящийся своим опытом.

А.К.Маркова различает также этапы освоения профессии и развития человека в труде: 1) адаптация к профессии; 2) самоактуализация – «выработка индивидуальной профессиональной нормы», планки самореализации; 3) гармонизация с профессией (по Климову – это уровень мастерства); 4) преобразование и обогащение своей профессии – уровень творчества, формирование ИСД; 5) этап свободного владения несколькими профессиями и философского осмысления своей деятельности (по Климову - наставничество); 6) этап творческого самоопределения себя как личности – стремление реализовать свою главную жизненную идею. Этапы с 4-го по 6-й она считает этапами суперпрофессионализма.

 

На Западе хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера, который выделил следующие этапы в профессиональном развитии человека.

1. Этап роста (от рождения до 14 лет) – развитие интересов и способностей ребенка.

2. Этап исследования (14-25 лет). Проба своих сил и устремлений в различных видах трудовой и учебной деятельности.

3. Пробный этап (25-30 лет), когда человек пытается конкурировать на равных с более опытными работниками. Предполагается, что стремление к успеху – важнейший стимул высокопроизводительного труда и личностного развития.

4. Этап стабилизации (30-44 года) – утверждение себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста, упрочение своих позиций в обществе и своей фирме.

5. Этап поддерживания (45-65лет) – сохранение достигнутых позиций в ходе карьерных усилий. Стремление создать устойчивое профессиональное и социальное положение.

6. Этап спада (от 65 лет) - уменьшение профессиональной и социальной активности.

Интересна классификация голландского психолога Б.Ливехуда, который выделяет три аспекта развития человека (биологическое, психическое, духовное) и семь основных фаз жизни после детства:

1) юность (с 16 до 21-24) – время, когда нужно упорно работать над собой;

2) двадцатые годы (21-28) – первая фаза взрослости, переход от эроса к любви;

3) организационная фаза (28-35) - на первом плане профессиональная деятельность;

4) вторая половина 30-х годов – частая смена ценностей, страх разрыва между ними;

5) сороковые годы – биологический спад. Главный вопрос: «Можно ли найти другие ценности?» Это период выбора между своим внутренним миром, возможностями духовного развития и профессиональной карьерой;

6) начало 50-х: если новые смыслы найдены, то человек ощущает смысл и состояние удовлетворенности жизнью, если – нет, то ощущение бессмысленности прожитого;

7) после 56 лет. Для многих людей – все в прошлом, для других – «жизнь только начинается». (Тициан, Верди, Сибелиус, Г.Жженов, Д.С.Лихачев, В.Зельдин, японский художник Хокусаи). (Подробнее см.: Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994).

 

Профессиональное развитие, или профессиональное становление личности – сложный процесс, имеющий циклический характер. Некоторые психологи (Карпов А.В., Орел В.Е.) выделяют восходящие (прогрессивные) и нисходящие (регрессивные) стадии этого процесса, относя к прогрессивным:

– формирование мотивов профессиональной деятельности,

– формирование профессиональных ЗУНов и представлений;

– формирование профессионально важных качеств личности.

К регрессивным стадиям обычно относят:

– проявление профессиональных деформаций в мотивационной и познавательной сфере (трудоголизм, зацикленность на своей профессии, формирование профессиональных стереотипов и установок);

– профессиональную деформацию личностных характеристик (у учителей –дидактическая манера; у следователей – излишняя бдительность);

– феномен профессионального выгорания (синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений).

 

 

Говоря о профессиональном развитии личности, следует иметь в виду, что в нор­мативно заданных ситуациях, стимулирующих его, оно де­термини-ровано. И только в критические моменты развития этот процесс приобретает индетерминированный, вероятностный и случайный характер.

В процессе профессионального развития представляется правомерным выделение 1) пси­хофизиологических, 2) психологических, 3) социально-про­фессио-нальных и 4) социально-экономических факторов.

К психофизиологичес­ким факторам мы относим физические характеристи­ки человека, гендерные и возрастные особенности, к психологическим факторам — особенности познавательной и интеллектуальной сферы, социально- и про­фессионально значимые качества и потенциал личнос­ти. Социально-профессиональными факторами явля­ются: содержание профессии, способы выполнения деятельности, а также случайные критические собы­тия, влияющие на профессиональное развитие. В каче­стве социально-экономических факторов мы выделяем рыночные условия хозяйствования, материальное воз­награждение за результаты труда, этнические особен­ности, место проживания.

1. К психофизиологическим факторам, ока­зывающие влияние на траекторию профессионально­го развития, относятся прежде всего физические недостатки (плохой слух или зрение, дефекты внешности) и возрастные изменения, связанные со старением. Психогеронтоло­ги отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:

социально-психологическое старение, выражаю­щееся в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональ­ной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;

• нравственно-этическое старение, проявляющееся "в навязчивом морализировании, скептическом от­ношении к молодежной субкультуре, преувеличении заслуг своего поколения и др.;

• профессиональное старение, характеризующееся невосприимчивостью к нововведениям, канониза­цией индивидуального опыта и опыта своего поко­ления, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.

Существующие в обществе гендерные и национальные стереотипы могут также ограничивать профессиональное развитие. Многие исследователи счи­тают, что женщина должна быть вдвое лучше мужчи­ны, чтобы добиться вдвое меньшего.

2. К психологическим факторам, затрудняющим профессиональное разви­тие, относятся: невысокий уровень познавательных спо­собностей (слабая память, плохая концентрация вни­мания и т. д.) и низкий уровень развития интеллекта. Их влияние на­чинает сказываться еще в общеобразовательной шко­ле, определяя темп усвоения знаний, умений и навы­ков. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на вы­соком уровне до конца их профессиональной жизни.

Вместе с тем в каждом из нас заключены огромные компенсаторные возможности. Е.П. Ильин и другие ученые выделяют несколько видов психологической компенсации:

1) за счет знаний и умений;

2) благодаря выработке индивидуального стиля деятельности;

3) за счет замены недостаточно развитой способности другой;

4) достижение высокого уровня выраженности сложной способности посредством интег­рации более частных. Наиболее ярко компенсаторные возможности про­слеживаются в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности понимается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека.

3. Большое влияние на профессиональное развитие оказывают социально- и профессионально значимые качества личности: ответственность, самостоятель­ность, рефлексия, поведенческая гибкость, мобиль­ность.

Ответственность, по мне­нию К.А. Абульхановой-Славской и К. Муздыбаева, служит средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (са­морегуляции) деятельности личности, которая выпол­няет должное по своему усмотрению, сознательно и до­бровольно. Ответственность определяет степень профессиональной активности личности.

Мобильность — это способность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой. В основе мобильности лежат процессы пластичности и гибкости.

Поведенческая гибкость понимается как способ­ность человека отказываться от несоответствующих ситуации способов поведения и вырабатывать или принимать новые подходы к разреше­нию проблемной ситуации при неизменных принци­пах и нравственных основаниях жизнедеятельности.

Еще одним фактором, определяющим профессио­нальное развитие, является потенциал личности – динамическое интегративное образование, определяющее ресурсные возможности профессионального развития человека и его способность к освоению и продуктивному осуществлению профессиональных видов деятельности. Для каждого момента времени можно го­ворить о конкретном потенциале личности. С изменени­ем временного периода потенциал как возможность и ре­сурс развития личности также изменяется.

4. Рассмотрим влияние социально-экономических факторов на профессиональное развитие личности. Изменение прежней системы оплаты труда привело к резкому усилению миграции из низкооплачиваемых сфер: образования, здравоохранения, культуры. Боль­шинство устремились в сферы торговли и обслужива­ния, но далеко не все смогли себя в них реализовать.

В погоне за достойной зарплатой некоторые люди заключают с собой негласный контракт: я не реализую себя как профессионал, я выполняю ту работу, кото­рая мне не нравится, но зато имею хорошие деньги. Человек сознательно ограничивает свое профессио­нальное развитие в надежде впоследствии наверстать упущенные возможности.

Изначально раз­ные возможности для профессионального развития имеют

жители города и деревни. Профессионально самоопределиться и самореализо­ваться легче в городе.

5. Наконец, фактором профессионального развития могут быть случайные события и неблагоприятные об­стоятельства в реализации профессиональных пла­нов.

 

Профессиональное становление специалиста в ос­новном обусловлено внешними воздействиями. Одна­ко внешнее влияние опосредуется внут­ренними условиями, к которым относятся своеобра­зие психики личности, ее социальный и профессио­нальный опыт. В процессе становления профессионала, увеличе­ния масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, преобразова­ния объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами.

Влияние рассмотренных внешних и внутренних факторов на сценарий (траекторию и темп) профессионального становления личности по­лимо-дально и зависит от возраста, пола и стадий ста­новления профессионализма. Гипотетически можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся варианты сценариев.

1. Плавное замедление профессионального разви­тия. Траектория представляет собой плавное нарастание профессионализма без достижения стадии профессионального мастерства с постепенным угаса­нием прогрессивной динамики развития и спадом про­фессиональной активности.

2. Стагнирующее профессиональное развитие. Траектория характеризуется длительными периодами профессионального застоя.

3. Спад профессиональной активности и возмож­ная редукция профессионального развития. Как правило, резкий спад активности обусловлен воздействием внешних, соци­ально-экономических факторов или изменениями в руководстве организации.

4. Вершинные достижения в профес­сии. Количественное накопление профессиональных компетенций и опыта приводит к скачкообразным качественным изменениям в уров­не профессиональной зрелости.

5. Кардинальное изменение траектории професси­онального развития, обусловленное сменой профессии. Личность практически заново начинает профессио­нальное развитие.

6. В отдельных случаях – катастрофа, уход из профессии под влиянием критических жизненных или профессионально обусловленных собы­тий (болезнь близких, резкое ухудшение собственного здоровья, ослабление психических процессов, вынужденное увольнение и др.)

Следует подчеркнуть, что решающее значение в профессиональном становлении личности принадлежит ее профессиональной активности; важ­ную роль играют социально-экономические условия; на темп, профессиональную пригодность и ре­зультативность влияют также экологические и некоторые другие факторы.

Контрольные вопросы к теме

1. Как трактуется понятие «профессионализм» в психологии профессий?

2. В чем заключается принципиальное отличие понимания категории «профессионализм» в психологии от его толкования в других науках, скажем, в философии, социологии, профес­сиональной педагогике?

3. Чем отличается акмеологическое толкование этого понятия?

4. Назовите принципиальное отличие профессиона­лизма личности от профессионализма деятельности в акмеологическом толковании, памятуя, что оба они обозначают качественную характеристику субъекта труда и находятся в диалектическом единстве.

5. Какие структурные компоненты входят в понятие профессионализма как системы организации сознания и психики человека?

6. Чем отличается профессиональное развитие от профессионального становления личности?

7. Что такое профессио­нализация? Чем она отличается от профессионализма?

8. Расскажите кратко о периодизация развития человека как субъекта труда, предложенной Е.А.Климовым.

9. Что вы знаете об этапах освоения профессии и развития человека в труде, выделяемых А.К.Марковой?

10. Какие уровни профессионализма различает А.К.Маркова?

11. Что вам известно о периодизации Дональда Сьюпера?

12. Какие факторы влияют на процесс профессионального развития личности?

13. Назовите основные сценарии (траектории, темп) профессионального развития.

14. Что такое профессио­нальный потенциал личности?

 

Тема 10. Професси­ональная аттестация

План

1. Понятие аттестации.

2. Процедура аттестации и приемы оценки персонала.

3. Основные этапы при выполнении аттестации.

Литература

1. Кабушкин Г..Р. Основы менеджмента. - М., 1997г. – С.97

2. Бовыкин И.В. Новый менеджмент. – М.,1998 – С.246.

3. Саломеева А., Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Изд-во Дело,1996

5. Борисова Е., Аттестация персонала – вопросы необходимости, Персонал-МИКС, Научно-практический журнал

6. Журавлев А., Павлова Е., Шлычков А., Субъективность руководителя и скрытые возможности аттестации персонала, - Консультант директора. 2000. №22 (130). стр. 21-22

7. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия, «Инфра-М», Москва-Новосибирск, 2000г.

8. Савченко М., Стань управленцем, кадровик!, - Служба кадров, 1998г. №№ 4-9

9. Егоршин А.П., Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1999г.

10. Малиновский П., Методы оценки персонала, - М. 1999г.

11. Генкин Б.М., Основы управления персоналом. М.,1996г.

12. Базаров Т.Ю., Управление персоналом, - М., 1999г.

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Россий­ской Федерации».

14. Сборник нормативных документов «Государственная служба», - М.; «Дело», 1999г.

  1. Положение о проведение аттестации федерального служащего, утвержден­ное Указом Президента Российской Федерации от 09.03.1996г. № 353.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональное становление личности | Понятие аттестации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.