КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Траектории профессионального развития личности
Н.С.Пряжников по этому поводу справедливо замечает, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший наставником, по-своему тоже является носителем культуры в лучшем смысле этого слова. Этапы освоения профессии и развития человека В практической психологии иногда выделяют четыре основных этапа профессионализации (поиск и выбор профессии, ее освоение, социальная и профессиональная адаптация, выполнение профессиональной деятельности), на каждом из которых происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Однако наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым [4, 5]. В своих книгах автор выделяет от 8 до 10 стадий, которые можно объединить в три группы. I. Допрофессиональное развитие: 1) стадия, или фаза, предыгры – «эпоха раннего детства» (от рождения до 3 лет); 2) стадия игры (от 3 до 6-8 лет) – овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, знакомство с профессиями; 3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет). II. Развитие в период выбора профессии и профессиональной подготовки: 4) стадия оптации (от лат. optatio – желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет) – сознательное и ответственное планирование профессионального и жизненного пути; 5) стадия адепта – профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школы. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта может оказаться и взрослый. Например, безработный, мигрант, инвалид.
III. Развитие в период адаптации и совершенствования мастерства: 6) стадия адаптации или адаптанта – вхождение в профессию после завершения профессионального обучения. Продолжительность этой стадии от нескольких месяцев до 2-3 лет; 7) стадия интернала (от англ. internal - внутренний) – вхождение в профессию в качестве коллеги, это «свой среди своих»; 8) стадия мастера – когда о работнике можно сказать: он лучший среди обычных и хороших; 9) стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Этого уровня может достичь не каждый; 10) стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что человек становится не просто великолепным специалистом, но и Учителем, способным передать свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души. То есть, высший уровень любого специалиста – это педагогический уровень. Размышляя об этапах освоения профессии, А.К.Маркова [16; с.49-54] выделяет следующие уровни профессионализма: допрофессионализм – человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала; профессионализм – человек стабильно работает и выполняет все, что от него требуется, начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться, это уже подлинный субъект труда, профессионал; суперпрофессионализм – расцвет профессиональной деятельности, творчество, личностное развитие, то, что называется «акмэ» - вершина профессиональных достижений; непрофессионализм, псевдопрофессионализм – внешне активная деятельность, но либо много брака в работе, либо человек деградирует как личность; послепрофессионализм – это либо «профессионал в прошлом», либо наставник, советчик, эксперт, консультант, делящийся своим опытом. А.К.Маркова различает также этапы освоения профессии и развития человека в труде: 1) адаптация к профессии; 2) самоактуализация – «выработка индивидуальной профессиональной нормы», планки самореализации; 3) гармонизация с профессией (по Климову – это уровень мастерства); 4) преобразование и обогащение своей профессии – уровень творчества, формирование ИСД; 5) этап свободного владения несколькими профессиями и философского осмысления своей деятельности (по Климову - наставничество); 6) этап творческого самоопределения себя как личности – стремление реализовать свою главную жизненную идею. Этапы с 4-го по 6-й она считает этапами суперпрофессионализма.
На Западе хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера, который выделил следующие этапы в профессиональном развитии человека. 1. Этап роста (от рождения до 14 лет) – развитие интересов и способностей ребенка. 2. Этап исследования (14-25 лет). Проба своих сил и устремлений в различных видах трудовой и учебной деятельности. 3. Пробный этап (25-30 лет), когда человек пытается конкурировать на равных с более опытными работниками. Предполагается, что стремление к успеху – важнейший стимул высокопроизводительного труда и личностного развития. 4. Этап стабилизации (30-44 года) – утверждение себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста, упрочение своих позиций в обществе и своей фирме. 5. Этап поддерживания (45-65лет) – сохранение достигнутых позиций в ходе карьерных усилий. Стремление создать устойчивое профессиональное и социальное положение. 6. Этап спада (от 65 лет) - уменьшение профессиональной и социальной активности. Интересна классификация голландского психолога Б.Ливехуда, который выделяет три аспекта развития человека (биологическое, психическое, духовное) и семь основных фаз жизни после детства: 1) юность (с 16 до 21-24) – время, когда нужно упорно работать над собой; 2) двадцатые годы (21-28) – первая фаза взрослости, переход от эроса к любви; 3) организационная фаза (28-35) - на первом плане профессиональная деятельность; 4) вторая половина 30-х годов – частая смена ценностей, страх разрыва между ними; 5) сороковые годы – биологический спад. Главный вопрос: «Можно ли найти другие ценности?» Это период выбора между своим внутренним миром, возможностями духовного развития и профессиональной карьерой;
6) начало 50-х: если новые смыслы найдены, то человек ощущает смысл и состояние удовлетворенности жизнью, если – нет, то ощущение бессмысленности прожитого; 7) после 56 лет. Для многих людей – все в прошлом, для других – «жизнь только начинается». (Тициан, Верди, Сибелиус, Г.Жженов, Д.С.Лихачев, В.Зельдин, японский художник Хокусаи). (Подробнее см.: Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994).
Профессиональное развитие, или профессиональное становление личности – сложный процесс, имеющий циклический характер. Некоторые психологи (Карпов А.В., Орел В.Е.) выделяют восходящие (прогрессивные) и нисходящие (регрессивные) стадии этого процесса, относя к прогрессивным: – формирование мотивов профессиональной деятельности, – формирование профессиональных ЗУНов и представлений; – формирование профессионально важных качеств личности. К регрессивным стадиям обычно относят: – проявление профессиональных деформаций в мотивационной и познавательной сфере (трудоголизм, зацикленность на своей профессии, формирование профессиональных стереотипов и установок); – профессиональную деформацию личностных характеристик (у учителей –дидактическая манера; у следователей – излишняя бдительность); – феномен профессионального выгорания (синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений).
Говоря о профессиональном развитии личности, следует иметь в виду, что в нормативно заданных ситуациях, стимулирующих его, оно детермини-ровано. И только в критические моменты развития этот процесс приобретает индетерминированный, вероятностный и случайный характер. В процессе профессионального развития представляется правомерным выделение 1) психофизиологических, 2) психологических, 3) социально-профессио-нальных и 4) социально-экономических факторов. К психофизиологическим факторам мы относим физические характеристики человека, гендерные и возрастные особенности, к психологическим факторам — особенности познавательной и интеллектуальной сферы, социально- и профессионально значимые качества и потенциал личности. Социально-профессиональными факторами являются: содержание профессии, способы выполнения деятельности, а также случайные критические события, влияющие на профессиональное развитие. В качестве социально-экономических факторов мы выделяем рыночные условия хозяйствования, материальное вознаграждение за результаты труда, этнические особенности, место проживания.
1. К психофизиологическим факторам, оказывающие влияние на траекторию профессионального развития, относятся прежде всего физические недостатки (плохой слух или зрение, дефекты внешности) и возрастные изменения, связанные со старением. Психогеронтологи отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека: • социально-психологическое старение, выражающееся в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.; • нравственно-этическое старение, проявляющееся "в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, преувеличении заслуг своего поколения и др.; • профессиональное старение, характеризующееся невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др. Существующие в обществе гендерные и национальные стереотипы могут также ограничивать профессиональное развитие. Многие исследователи считают, что женщина должна быть вдвое лучше мужчины, чтобы добиться вдвое меньшего. 2. К психологическим факторам, затрудняющим профессиональное развитие, относятся: невысокий уровень познавательных способностей (слабая память, плохая концентрация внимания и т. д.) и низкий уровень развития интеллекта. Их влияние начинает сказываться еще в общеобразовательной школе, определяя темп усвоения знаний, умений и навыков. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни. Вместе с тем в каждом из нас заключены огромные компенсаторные возможности. Е.П. Ильин и другие ученые выделяют несколько видов психологической компенсации: 1) за счет знаний и умений; 2) благодаря выработке индивидуального стиля деятельности; 3) за счет замены недостаточно развитой способности другой; 4) достижение высокого уровня выраженности сложной способности посредством интеграции более частных. Наиболее ярко компенсаторные возможности прослеживаются в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности понимается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. 3. Большое влияние на профессиональное развитие оказывают социально- и профессионально значимые качества личности: ответственность, самостоятельность, рефлексия, поведенческая гибкость, мобильность. Ответственность, по мнению К.А. Абульхановой-Славской и К. Муздыбаева, служит средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно. Ответственность определяет степень профессиональной активности личности. Мобильность — это способность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой. В основе мобильности лежат процессы пластичности и гибкости. Поведенческая гибкость понимается как способность человека отказываться от несоответствующих ситуации способов поведения и вырабатывать или принимать новые подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности. Еще одним фактором, определяющим профессиональное развитие, является потенциал личности – динамическое интегративное образование, определяющее ресурсные возможности профессионального развития человека и его способность к освоению и продуктивному осуществлению профессиональных видов деятельности. Для каждого момента времени можно говорить о конкретном потенциале личности. С изменением временного периода потенциал как возможность и ресурс развития личности также изменяется. 4. Рассмотрим влияние социально-экономических факторов на профессиональное развитие личности. Изменение прежней системы оплаты труда привело к резкому усилению миграции из низкооплачиваемых сфер: образования, здравоохранения, культуры. Большинство устремились в сферы торговли и обслуживания, но далеко не все смогли себя в них реализовать. В погоне за достойной зарплатой некоторые люди заключают с собой негласный контракт: я не реализую себя как профессионал, я выполняю ту работу, которая мне не нравится, но зато имею хорошие деньги. Человек сознательно ограничивает свое профессиональное развитие в надежде впоследствии наверстать упущенные возможности. Изначально разные возможности для профессионального развития имеют жители города и деревни. Профессионально самоопределиться и самореализоваться легче в городе. 5. Наконец, фактором профессионального развития могут быть случайные события и неблагоприятные обстоятельства в реализации профессиональных планов.
Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым относятся своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт. В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Влияние рассмотренных внешних и внутренних факторов на сценарий (траекторию и темп) профессионального становления личности полимо-дально и зависит от возраста, пола и стадий становления профессионализма. Гипотетически можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся варианты сценариев. 1. Плавное замедление профессионального развития. Траектория представляет собой плавное нарастание профессионализма без достижения стадии профессионального мастерства с постепенным угасанием прогрессивной динамики развития и спадом профессиональной активности. 2. Стагнирующее профессиональное развитие. Траектория характеризуется длительными периодами профессионального застоя. 3. Спад профессиональной активности и возможная редукция профессионального развития. Как правило, резкий спад активности обусловлен воздействием внешних, социально-экономических факторов или изменениями в руководстве организации. 4. Вершинные достижения в профессии. Количественное накопление профессиональных компетенций и опыта приводит к скачкообразным качественным изменениям в уровне профессиональной зрелости. 5. Кардинальное изменение траектории профессионального развития, обусловленное сменой профессии. Личность практически заново начинает профессиональное развитие. 6. В отдельных случаях – катастрофа, уход из профессии под влиянием критических жизненных или профессионально обусловленных событий (болезнь близких, резкое ухудшение собственного здоровья, ослабление психических процессов, вынужденное увольнение и др.) Следует подчеркнуть, что решающее значение в профессиональном становлении личности принадлежит ее профессиональной активности; важную роль играют социально-экономические условия; на темп, профессиональную пригодность и результативность влияют также экологические и некоторые другие факторы. Контрольные вопросы к теме 1. Как трактуется понятие «профессионализм» в психологии профессий? 2. В чем заключается принципиальное отличие понимания категории «профессионализм» в психологии от его толкования в других науках, скажем, в философии, социологии, профессиональной педагогике? 3. Чем отличается акмеологическое толкование этого понятия? 4. Назовите принципиальное отличие профессионализма личности от профессионализма деятельности в акмеологическом толковании, памятуя, что оба они обозначают качественную характеристику субъекта труда и находятся в диалектическом единстве. 5. Какие структурные компоненты входят в понятие профессионализма как системы организации сознания и психики человека? 6. Чем отличается профессиональное развитие от профессионального становления личности? 7. Что такое профессионализация? Чем она отличается от профессионализма? 8. Расскажите кратко о периодизация развития человека как субъекта труда, предложенной Е.А.Климовым. 9. Что вы знаете об этапах освоения профессии и развития человека в труде, выделяемых А.К.Марковой? 10. Какие уровни профессионализма различает А.К.Маркова? 11. Что вам известно о периодизации Дональда Сьюпера? 12. Какие факторы влияют на процесс профессионального развития личности? 13. Назовите основные сценарии (траектории, темп) профессионального развития. 14. Что такое профессиональный потенциал личности?
Тема 10. Профессиональная аттестация План 1. Понятие аттестации. 2. Процедура аттестации и приемы оценки персонала. 3. Основные этапы при выполнении аттестации. Литература 1. Кабушкин Г..Р. Основы менеджмента. - М., 1997г. – С.97 2. Бовыкин И.В. Новый менеджмент. – М.,1998 – С.246. 3. Саломеева А., Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru 4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Изд-во Дело,1996 5. Борисова Е., Аттестация персонала – вопросы необходимости, Персонал-МИКС, Научно-практический журнал 6. Журавлев А., Павлова Е., Шлычков А., Субъективность руководителя и скрытые возможности аттестации персонала, - Консультант директора. 2000. №22 (130). стр. 21-22 7. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия, «Инфра-М», Москва-Новосибирск, 2000г. 8. Савченко М., Стань управленцем, кадровик!, - Служба кадров, 1998г. №№ 4-9 9. Егоршин А.П., Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1999г. 10. Малиновский П., Методы оценки персонала, - М. 1999г. 11. Генкин Б.М., Основы управления персоналом. М.,1996г. 12. Базаров Т.Ю., Управление персоналом, - М., 1999г. Нормативные документы:
14. Сборник нормативных документов «Государственная служба», - М.; «Дело», 1999г.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |