Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное становление личности




Профессионализация и

«Профессионализация», «профессиональное становление» и «профессиональное развитие личности», по Э.Ф.Зееру, – три ключевых, но не тождественных понятия профориентологии. К терминам, объединяющим эти процессы, относятся «профессиональная деятельность», «профессиональное самоопределение» и «профессиональное образование».

Центральной категорией, считает он, отражающей сущность взаимодействия человека и профессии, является профессиональное развитие, которое в психологии рас­сматривается:

– как фундаментальный процесс изменения человека,

– как объяснительный принцип становления профессионализма и

– как ценность профессионального сообщества.

Профессиональное развитие обычно отож­дествляют с прогрессивным изменением человека: со­зреванием, формированием, саморазвитием, самосо­вершенствованием. Определяя это понятие, Э.Ф. Зеер пишет: п рофессиональное развитие – это изменение пси­хики в процессе освоения и выполнения профессио­нально-образовательной, трудовой и профессиональ­ной деятельности. Объектом развития выступает субъект деятельности. Факторами, детерминирующи­ми его развитие, являются социально-экономическая ситуация и ведущая деятельность, вначале учебно-профессиональная, затем профессионально-образовательная и наконец профессиональная. Профессио­нальное развитие человека происходит при его взаи­модействии с миром профессий.

Изменение личности в процессе освоения мира профессий отражается в категории «профессиональное становление». Это понятие характеризует индивидуально своеобразный путь (траекторию) личности, со всеми ее взлетами и падениями, с начала формирования представлений о профессиях и про­фессиональных намерений до завершения профес­сиональной биографии.

Важной частью длительного процесса профессио­нального становления личности является профессио­нализация – «формообразование» субъекта, адекват­ного содержанию и требованиям профессиональной деятельности.

Другие психологи (Климов, Маркова, Пряжников) под профессиональным становлением личности понимают процесс именно ее прогрессивного изменения под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. В этом планепрофессиональное становлениесродни профессионализации и обязательно предполагает потребность в развитии и профессиональном самосохранении. Напомним, что в определении профессионала (см. выше) акцент делается на смысловой, сознательной части личностной структуры индивида.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.