Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионального становления




Психологические особенности кризисов

В рассматриваемой нами концепции профессионально­го становления личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образова­ние и подготовка, профессиональная адаптация, пер­вичная и вторичная профессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления. Рассмотрим их психологические особеннос­ти, следуя логике профессионального становления.

1. Профессиональное становление личности начи­нается со стадии оптации, когда происходит смена ведущей деятельности с учебно-познава-тельной на учебно-профес­сиональную. Кардинально изменяется социальная ситуация развития, порождающая неизбежное столкновение желае­мого будущего и реального настоящего, которое при­обретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.

Старшеклассники, продолжившие учебу в 10–11 классах, отчетливо переживают этот кризис в 16–17 лет, перед завершением школьного образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа полу­чения профессионального образования или професси­ональной подготовки.

Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социаль­ной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценнос­ти, отторгнутости, ненужности.

2. На стадии профессиональной подготовки мно­гие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство от­дельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессиональ­ного выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обуче­ния. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профес­сиональную.

3. После завершения профессионального образо­вания наступает стадия профессиональной адаптации. Первые недели и месяцы самостоятельной работы вызывают большие трудности. Но они не становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являюща­яся следствием несовпадения реальной профессиональ­ной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Это несоответствие вызывает кризис профессио­нальных экспектаций (ожиданий).

Переживание этого кризиса выражается в неудов­летворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

• конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;

• деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

4. Следующий нормативный кризис профессио­нального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3-5 лет работы. При отсутствии перспектив профессиональ­ного роста личность испытывает дискомфорт, психи­ческую напряженность, появляются мысли о возмож­ном увольнении, смене профессии.

Кризис профессионального роста может времен­но компенсироваться разного рода непрофессиональ­ными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.

Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

5. Дальнейшее профессиональное развитие специ­алиста приводит его ко вторичной профессионализа­ции. Кардиналь­но перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения. Ведущая деятельность на этой стадии характеризуется индивидуаль­ным стилем и элементами творчества.

Во многих случаях качественное и высокопродук­тивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает аль­тернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обя­зательно в рамках данной профессии. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кри­зиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррек­тивы в сложившиеся производственные отношения. Возможные сценарии выхода из кризиса: увольне­ние, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Одним из продуктивных вариантов является переход на следующую стадию професси­онального становления — стадию мастерства.

6. Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессио­нальной деятельности. Движущим фактором дальней­шего профессионального развития личности становит­ся потребность в самореализации, которая нередко приводит к неудовлетворенности собой, окружающи­ми людьми.

Кризис социально - профессиональной самоактуализа ции, – это душевная смута, бунт против себя. Продук­тивный выход из него – новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса – увольнение, конфликты, профес­сиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

7. Кризисный характер для многих работников приобретает и предпенсионный период. Уход на пенсию означает сужение социально-профессиональ­ного поля и контактов, снижение финансовых возмож­ностей. Острота протекания кризиса утраты профес­сиональной деятельности зависит от характера тру­довой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоро­вья.

8. После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаб­лении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Отмечается пристрастие к морализированию и осуждению поведения молоде­жи, четко прослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену. Неудовлетворен­ность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы. Назовем это беспокойное и тревожное со­стояние души кризисом социально-психологической адекватности.

Условием преодоления развивающегося кризиса может стать определение областей приложе­ния накопленного опыта, в которых можно получить подтверждение своей полезности, нужности. Главное – насытить жизнь активной деятельностью.

Мы рассмотрели основные нормативные кризисы профессионального становления личности. Решающее значение в возникновении кризисов на первых стади­ях профессионального становления имеют объектив­ные факторы: смена ведущей деятельности, кардиналь­ное изменение социальной ситуации. На последующих стадиях все большую роль играют субъективные фак­торы: изменение «Я-концепции», перестройка профес­сионального сознания, возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверж­дении и самоосуществлении. Продуктивное выполнение деятельности приво­дит к тому, что профессионализм личности перерастает саму деятельность.

Выводы

1. Кризисы профессионального становления выра­жаются в изменении темпа и вектора профессиональ­ного развития личности. Они могут протекать кратковременно, бурно или постепенно. Но в любом случае они порождают психическую напряженность, неудовлетво­ренность социально-профессио-нальной средой, собой.

2. Кризисы в профессиональном развитии – яв­ление нормативное. Они являются судьбоносными мо­ментами в жизнедеятельности человека. Кризисы нельзя игнори­ровать, не замечать. Уход от них грозит человеку про­фессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессио­нальной биографии.

3. Кризисные явления – неотъемлемый атрибут ди­намического процесса профессионального становления личности. Степень осознания личностью кризисов инди­видуальна.

4. Наступление кризиса обусловлено целым рядом факторов, однако на любой стадии профессионального становления в качестве фактора, детерми-нирующего возникновение кризиса, чаще выделяется социально-профессио-нальная активность.

5. Порож­дая психическую напряженность, кризисы стимулиру­ют профессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития.

6. Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и психологичес­ки компетентного отношения к себе. Не всякая лич­ность может самостоятельно найти конструктивный выход из кризиса. Некоторые нуж­даются в своевременной психологической поддержке и помощи.

 

 

Контрольные вопросы к теме

1. Что в переводе с латинского означает слово «кризис»?

2. Сколько и какие фазы выделял Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов?

3. Сколько и какие инициирующие кризисы выделяет Э.Ф.Зеер?

4. Как с точки зрения профессионального становления личности можно определить ее кризисы?

5. Чем обычно сопровождаются кризисные явления в профессиональном плане?

6. Чем отличается критическая фаза кризиса профессионального развития, по Э.Ф.Зееру?

7. Какой характер могут иметь способы разрешения конфликтов?

8. В чем выражаются деструктивные последствия кризисов?

9. Какой выход из конфликта предполага­ет повышение профессиональной квалификации, по­иск новых способов выполнения деятельности, изме­нение профессионального статуса, смену места рабо­ты и переквалификацию?

10. Какое отношение лично­сти к кризисам приводит к профессиональной стагна­ции, равнодушию и пассивности?

11. К чему обычно приводит и как проявляется профессионально-нейтральное отношение лично­сти к кризисам? приводит к профессиональной стагна­ции, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельнос­ти: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п.

 

Тема 7. Профессиональные деструкции личности

 

1. Концептуальные положения о профессиональных деструкциях

2. Психологические детерминанты профессиональных деструкций

3. Уровни профессиональных деструкций

4. Профессиональные деформации менеджеров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.