Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионального развития




Факторы, детерминирующие кризисы

Возрастные Жизненные

Психического Профессионального Критические Невротические

Нормативные Ненормативные

Кризисы личности

 
 


развития становления

Рис. 1. Типология кризисов личности, по Э.Ф.Зееру

 

 

Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального раз­вития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии про­фессионального становления к другой. Кризисы про­текают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания могут привести и к более кардинальным изменениям, вплоть до смены места работы и про­фессии.

К факторам, детерминирую­щим кризисы профессионального развития, относятся:

1) сверхнормативная профессиональная активность, которая может выразиться в переходе на новый образователь­но-квалификационный либо творческий уровень вы­полнения деятельности;

2) возросшая социально-профессиональная активность личности вследствие ее неудовлетворенности своим социальным и профессионально-образовательным статусом;

3) социально-эконо­мические условия жизнедеятельности человека: лик­видация предприятия, сокращение рабочих мест, не­удовлетворительная зарплата, переезд на новое местожительство и др.;

4) возрастные психофи­зиологические изменения: ухудшение здоровья, сниже­ние работоспособности, ослабление психических про­цессов, профессиональная усталость и т.д.;

5) полная поглощенность профессио­нальной деятельностью;

6) изменения жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв в работе, связанный с ухо­дом за малолетними детьми; «служебный роман» и т.п.).

Кризисные явления нередко сопровождаются не­четким осознанием недостаточного уровня своей ком­петентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.

Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритическую, собственно кри­тическую и посткритическую. По его мнению, в пер­вой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социаль­ной ситуации развития; в критической фазе это проти­воречие начинает проявляться в поведении и деятель­ности; в посткритической – противоречие разрешает­ся путем образования новой социальной ситуации развития.

Основываясь на этих положениях, можно анали­зировать кризисы профессионального развития лич­ности.

1. Предкритическая фаза обнаруживается в не­удовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Эта не­удовлетворен-ность не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на рабо­те, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т.п.

2. Критическая фаза отличается осознанной не­удовлетворенностью реальной профессиональной си­туацией. Намечаются варианты ее изменения, проиг­рываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность. Про­тиворечия усугубляются, и возникает конфликт, кото­рый становится ядром кризисных явлений.

Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей.

3. Разрешение конфликта приводит кризис в пост­критическую фазу. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейт­ральный и деструктивный характер.

Конструктивный выход из конфликта предполага­ет повышение профессиональной квалификации, по­иск новых способов выполнения деятельности, изме­нение профессионального статуса, смену места рабо­ты и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнор­мативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития.

Профессионально-нейтральное отношение лично­сти к кризисам приводит к профессиональной стагна­ции, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельнос­ти: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п.

Деструктивные последствия кризисов выражают­ся в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.