Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные деформации менеджеров




Уровни профессиональных деструкций

Вслед за А.К.Марковой многие исследователи отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми. Профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях: общепрофессиональном, специальном, профессионально-типологическом и индивидуальном.

1. Общепрофессиональные деформации – инвариантные особенности личности и поведения профессионалов (синдром «сострадательной усталости» у врачей или «асоциалной перцепции» у работников правоохранительных органов, «синдром вседозволенности» у руководителей) – характерны для большинства работников со стажем. Ансамбль таких деформаций делает работников одной профессии похожими.

2. Специальные профессиональные деформации возникают в процессе специализации. Каждая специальность имеет свой спектр деформаций: у следователей появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность; терапевты – «пугают» диагнозом, хирурги – циничны, медсестры – равнодушны, санитарки – грубы.

3. Профессионально-типологические деформации обусловлены наложением индивидуально-психологических особенностей личности – темперамента, способностей, характера - на психологическую структуру деятельности. В результате складываются комплексы деформаций, развивающиеся на основе:

- профессиональной направленности (искажение мотивации, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм),

- способностей (комплекс превосходства, психологическая герметизация, нарциссизм),

- черт характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция»).

4. Индивидуализированные, обусловленные особенностями работников разных профессий, ведущие к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций: суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, сверхответственность, то что принято называть «профессиональным кретинизмом». (- Что хуже дурака? – Дурак с инициативой).

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности деятельности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

 

Рассмотрим концептуальные положения о профессиональных деформациях на примере менеджеров – одной из самых популярных профессий сегодня. На основе специальных исследований выявлено 11 типичных деформаций. Часть из которых мы предлагаем в качестве примера для анализа.

 

Вид проф-ной деформации Проявление деформации в профессиональной деятельности Психологические детерминанты проф. деформации
Авторитар- ность Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование императивных актов: приказов, распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике. Переоценка собственных возможностей. Черты деспотизма. Психологическая защита (ПЗ) - рационализация. Завышенная самооценка способностей. Властность, агрессивность, схематизация мотивов подчиненных.
Демонстра-тивность Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность как средство самоутверждения. Демонстрация своего превосходства. ПЗ- идентификация. Завышенная СО «Я-образа». Акцентуация характера – эгоцентризм.
Проф-ный догматизм Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций. Игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к речевым и мыслительным штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт. Стереотипы мышления. Возрастная интеллектуальная инертность.
Проф-ная индифферентность Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил. ПЗ – отчуждение. Синдром «эмоционального выгорания». Генерализация личностного отрицательного проф. Опыта.
Проф-ная агрессия Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии. ПЗ – проекция. Индтвтдуально-психологические особенности. Фрустрационная нетолерантность.
Ролевой экспансионизм Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение своей роли. Ролевое поведение за пределами организации. Стереотипы поведения. Тотальная погруженность в проф. деятельность. Самоотверженный «проф. Кретинизм».
Социальное лицемерие Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений. ПЗ – проекция. Стереотипизация морального поведения. Возрастная идеализация личного опыта. Соц-ые экспектации.
Поведенческий трансфер Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения. ПЗ – проекция. Эмпатическая тенденция присоединения. Идентификация.

 

 

Кроме перечисленных к числу типичных деформаций относят доминантность, консерватизм и сверхконтроль.

Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию профессиональных деформаций. Профессиональная деформация личности неизбежна. Но одних она приводит к потере квалификации, других – к равнодушию, третьих – к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же – к поиску средств профессиональной реабилитации.

Каковы возможные пути реабилитации? Э.Ф.Зеер называет следующие:

· повышение социально-психологической и аутокомпетентности;

· диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

· тренинги личностного и профессионального роста;

· профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

· овладение приемами и способами саморегуляции и самокоррекции;

· повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или новую должность;

· разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

 

Контрольные вопросы к теме 7

1. Любая ли профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности?

2. От чего зависит характер и степень выраженности профессиональных деформаций?

3. Перечислите основные профессиональных деформации, встречающиеся среди работников правоохранительных органов, врачей, учителей, менеджеров.

4. Что такое синдром «эмоционального сгорания»?

5. К чему приводит синдром «эмоционального сгорания»?

6. Назовите основные пути профилактики и преодоления профессиональных деформаций.

7. Можно ли считать профессиональные деформации разновидностью профессиональных заболеваний?

8. Что является главным фактором профессиональных деструкций?

9. Какие из профессиональных деформаций менеджеров, на ваш взгляд, сегодня являются самыми актуальными? Мотивируйте.

10. Подберите по 2-3 примера возникновения профессиональных деструкций, связанных с профессиональной деятельностью, и прокомментируйте их.

 

 

Тема 8. Психологическое сопровождение

про­фессионального становления личности

 

1. Цель и содержание психологического сопровождения ПСЛ.

2. Психологическое сопровождение на стадии оптации.

3. Психологическое сопровождение профессионального образования.

4. Сопровождение на стадии профессиональной адаптации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.