КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое сопровождение на стадии оптации
Цель и содержание психологического сопровождения ПСЛ Психологическое сопровождение на стадиях профессионализации и мастерства. 6. Психологическое сопровождение на этапе прекращения профессиональной деятельности Согласно «Словарю русского языка С.И.Ожегова», сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления (ПСПС) – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка. Другими словами, психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Осуществить психологическое сопровождение – значит научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. В психологическом сопровождении нуждаются прежде всего оптанты, испытывающие потребность в психологической поддержке и помощи, а также лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др. Цель психологического сопровождения – полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное – помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности. Важнейшим принципом психологического сопровождения выступает признание права субъекта самому принимать решения о путях своего профессионального становления и нести ответственность за их последствия. Сопровождение же сводится к созданию условий для полноценного профессионального становления личности, оказанию своевременной помощи и поддержки, а при необходимости – и к осуществлению коррекции профессионального развития. В этом заключается содержание ПСПС.
К основным функциям психологического сопровождения относятся: 1) информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления; 2) проектирование и самопроектирование сценариев этих этапов; 3) психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления; 4) профессиональная реабилитация в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности; 5) обеспечение социально-профессионального самосохранения; 6) профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации; 7) коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности. Профессиональный путь – длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители, социальные работники. Но, прежде всего это квалифицированный, компетентный специалист – психолог-профессиовед. Именно о таком сопровождении и идет речь. Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития: развивающей диагностики; тренингов личностного и профессионального развития; мониторинга социально-профессионального развития; технологий формирования психологической аутокомпетентности; психологического консультирования; тренингов самоуправления, саморегуляции и самовосстановления личности. Результатом ПСПС является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности. Таким образом, психологическое сопровождение – это технология, основанная на единстве четырех функций: 1) диагностики существа возникшей проблемы, 2) информации о проблеме и путях ее решения, 3) консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, 4) первичной помощи на этапе реализации плана решения.
На стадии оптации важное значение приобретает профессиональное консультирование оптантов, которое осуществляет школьный психолог или психолог-профконсультант. Для изучения профессиональных намерений оптанта используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у оптанта предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими, существуют ли резервные планы, имеет ли он представление о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы и т.д. На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений оптанта, психолог строит дальнейшую работу с ним. Как правило, оптанты с выраженными интересами и склонностями не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс, результат. Анализируя проблемы психологического сопровождения на начальной стадии оптации, Е.М. Борисова выделяет следующие ситуации: 1. Оптант обращается к психологу за подтверждением правильности выбора профессии. В данном случае важно проверить устойчивость профессиональных намерений. Диагностические приемы следует использовать лишь когда предпочитаемая профессия предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста. Результаты диагностики следует подробно обсудить с оптантом. 2. Оптант обращается за помощью к психологу, поскольку не обнаруживает выраженных интересов и способностей, которые могли бы помочь в ходе профессионального самоопределения. Такие ситуации являются наиболее сложными для психолога, требуют неоднократных встреч. Пробудить у оптанта интерес к себе, своим возможностям, проблеме своего будущего можно с помощью диагностического обследования, позволяющего выявить и обсудить его тестовый профиль, психофизиологические особенности, черты личности. 3. Обращение к психологу вызвано многообразием интересов и способностей старшеклассника. Эта ситуация характерна для семей, где родители много внимания уделяют развитию личности и способностей ребенка, иногда упуская из виду ту линию развития, которая может иметь выход на профессию. 4. Ситуация связана с тем, что у оптанта наблюдается расхождение между интересами и способностями. Позиция специалистов-психологов в этом случае однозначна: при выборе профессии следует в наибольшей степени следовать за интересами оптанта, поскольку его способности могут быть развиты с помощью специального обучения, коррекционных мероприятий. Исключение — прямые ограничения психофизиологического характера. 5. Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей. Проблема очень сложная, требующая тактичной работы со всей семьей. Здесь важно последовательно отстаивать интересы именно оптанта, исходя из его реальных возможностей и склонностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка. Центральным моментом стадии оптации является выбор профессии. При выборе профессии полезно учитывать следующие обстоятельства: 1) потребность региона в соответствующих кадрах; 2) требования профессии к состоянию здоровья, психофизиологическим и личностным качествам человека; 3) профессионально-образовательные возможности оптанта (уровень образования и квалификация); 4) перспективы профессионального роста и повышения квалификации; 5) условия труда и оплаты, включая дополнительные льготы; 6) противопоказания и ограничения по возрасту и полу. Необходимость учета многих факторов при выборе профессии приводят к ошибкам и затруднениям. Выделяют следующие причины ошибочного выбора профессии: 1) отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища – раз и навсегда. Жизнь динамична, и человеку, возможно, не раз еще придется менять специальность и профессию; 2) деление профессий на престижные, непрестижные и «неприличные»; 3) выбор профессии под влиянием друзей, родственников, знакомых; 4) перенос отношения к человеку – на саму профессию; 5) увлечение только внешней стороной профессии; 6) отождествление учебного предмета в школе с профессией; 7) незнание или недооценка своих возможностей и способностей; 8) незнание основного содержания выбираемой профессии.
Выбор профессии предполагает определенный уровень развития профессионального самосознания, включающего образ будущей профессии, реального и идеального «Я». Важное значение приобретает социально-профес-сиональная позиция оптанта, главными составляющими которой являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и смысловые установки. Образ профессии как когнитивно-эмоциональное образование служит мотивирующим фактором оценки себя. Таким образом, самооценка выступает внутренним побудителем сопоставления прошлого (знаний и опыта), настоящего (переживаний «Я») и будущего (цели). В настоящее время в отечественной психологии накоплен значительный материал, характеризующий разные формы и методы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, С. Н. Чистякова и др.)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |