Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекращения профессиональной деятельности




Психологическое сопровождение на этапе

На стадиях профессионализации и мастерства

Психологическое сопровождение

Главная цель психологического сопровождений на стадии профессионализации – обеспечение взаимосогласованности и взаимодействия работника и предприятия (организации) в профессиональном становлении. Оно осуществляется в следующих профессионально значи­мых ситуациях: при приеме на работу; при проведении аттестации и кадровых переме­щений; перед направлением на курсы повышения квали­фикации; при выдвижении в кадровый резерв.

При трудоустройстве работника психолог оценивает его профес­сиональный потенциал в процессе проведения собе­седования, а также подготовки им резюме. Цель этих процедур – пред­ставить работодателю кандидата на должность в каче­стве будущего работника. Психолог принимает также активное участие в определении профпригодности кандидата на вакан­тную должность. Важно, чтобы кан­дидат на должность понял, что отбор проводится в его же интересах, так как обеспечит в дальнейшем безава­рийную работу, позволит избежать травматизма, повы­сит удовлетворенность трудом, эффективность про­фессиональной деятельности.

Обсуждается также профессиональное переме­щение (вертикальное, горизонтальное или центро­стремительное). Вертикальное перемещение ориен­тировано на переход на более высокую ступень структурной иерархии. Горизонтальное может рас­сматриваться как перемещение в другую функцио­нальную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не име­ющей жесткого формального закрепления в органи­зационной структуре. Центростремительное перемещение представляет собой движение к ядру, руководству организации; отдельные важные пору­чения руководства.

В особом психологическом сопровождении нуж­даются работники в возрасте от 30 до 45 лет. Этот период жизни совпадает с наибольшими потенциаль­ными возможностями человека (акме), стадией мастерства.

Центральной задачей акмеологического сопровож­дения является развитие профессиональной компетен­ции. В зависимости от характера профессии содержа­ние трех компонентов компетенции может быть раз­личным, и для каждой профессии проектируется свой профиль профессиональной компетенции, а для каждого работника – индивидуальный стиль деятельности.

 

В 55-60 лет актуальным становится выход на пен­сию. Для одних людей это означает возможность нако­нец-то заняться интересным делом; другие стараются закрепиться на работе, демонстрируя завидное здоровье, профессио­нальную активность и конформизм в отношениях с руководителями и коллегами; третьи – покорно-равнодушны к выхо­ду на пенсию.

Психологическое сопровождение для первой группы пожилых людей может выражаться в том, что за год до выхода на пенсию им предлагаются разнообразные социально значимые виды организации жизнедеятельности. В отделах социальной работы с пенсионерами должны быть социально-образовательные программы и необходимая литература. Проведение занятий по этим программам осуществля­ют пенсионеры, хорошо знающие данные области со­циальной работы.

Более сложным представляется психологическое сопровождение работников, которые хотят продолжать профессиональную деятельность. Это, как правило, вы­сококвалифицированные специалисты, профессиона­лы, и жизнь вне профессии кажется им катастрофой. Психологическое сопровождение для них заключается в перестройке, переориентации смысла предыдущей жизни, обретении новых ценностей и со­циальных ориентиров, нового смысла жизнедеятельно­сти. С данной группой потенциальных пенсионеров должен работать психолог пожилого возраста. Глав­ное – убедить их в том, что жизнь вне профессии обладает огром­ными возможностями для реализации и самоактуализа­ции своего социально-психологического потенциала.

Для пенсио­неров третьей группы характерна эгоистическая центрация. Они не­доверчивы, подозрительны, мнительны, а нередко еще и гигиенически запущенны. И конечно, у них обуслов­ленный возрастом букет болезней.

Психологическое сопровождение таких пенсионе­ров крайне усложнено ввиду их пассивности и лени. Нужна прежде всего реабилитация их «Я-концепции», помощь в обретении нового смысла жизни сквозь при­зму неизбежной смерти. Именно переживание воз­можной смерти помогает этим людям пересмотреть свою прежнюю жизнь, найти новые способы осуще­ствления себя.

Психологическое сопровождение людей предпен­сионного и пенсионного возраста приобретает особую актуальность в настоящее время, когда пенсионеры социально не защищены, материально не обеспечены. Их психологическая поддержка не требует больших материальных средств, необходимо только гуманное и компетентное отношение к ним.

Выводы

1. Психологическое сопровождение профессио­нального становления личности приобретает особую актуальность в условиях рыночной экономики, когда возрастает значение профессионально-психологичес­кого потенциала и профессиональной мобильности специалистов, снижается социальная защищенность работников.

Важность компетентного психологического сопро­вождения обусловливает необходимость подготовки практических психологов, которые могут оказать ква­лифицированную помощь и поддержку лицам, испы­тывающим трудности в профессиональной жизни.

2. Психологическое сопровождение — это целост­ный процесс изучения, формирования и коррекции профессионального становления с учетом своеобразия и психологических особенностей каждой стадии, а также права личности нести ответственность за свою профессиональную жизнь.

3. К личностно ориентированным технологиям пси­хологического сопровождения относятся развивающая диагностика, тренинги личностного и профессиональ­ного развития и самосохранения, мониторинг социаль­но-профессионального развития.

 

Вопросы и задания к теме 8

  1. Что такое психоло­гическое сопровождение? В чем заключается его содержание?
  2. Каковы цель, главная задача и ведущий принцип пси­хологического сопровождения?
  3. Назовите основные функциипсихологического сопровождения.
  4. Что является результатом психологического сопровождения профессионального становления личности?
  5. Назовите основные проблемы психологичес­кого сопровождения на начальной стадии оптации, по Е.М. Борисовой.

6. Какие обстоятельства полезно учитывать при выборе профессии?

7. В чем заключается цель личностно ориентированного профессио­нального образования?

8. Перечислите основные при­чины ошибочного выбора профессии.

9. Какой период жизни человека совпадает с его наибольшими потенциаль­ными возможностями (акме), стадией мастерства?

10. Что является центральной задачей психологичес­кого сопровож­дения работника на стадии мастерства?

 

Тема 9. Профессионализм и профессиональное развитие личности

 

1. Профессионализм и адаптация

2. Профессионализация и профессиональное становление личности

3. Этапы освоения профессии и развития человека в труде

4. Траектории профессионального развития личности

 

 

Понятия «профессионализм» и «профессионализация» в социально-психологической литературе рассматриваются по-разному. Под профессионализмом чаще всего понимают результат, сложившуюся систему, качественную характеристику или уровень совершенства, а под профессионализацией – процесс достижения этого результата. По-разному трактуют психологи и такие понятия, как «профессионализация», «профессиональное становление» и «профессиональное развитие личности». В этой теме мы попытаемся раскрыть их сущность и особенности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.