КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прекращения профессиональной деятельности
Психологическое сопровождение на этапе На стадиях профессионализации и мастерства Психологическое сопровождение Главная цель психологического сопровождений на стадии профессионализации – обеспечение взаимосогласованности и взаимодействия работника и предприятия (организации) в профессиональном становлении. Оно осуществляется в следующих профессионально значимых ситуациях: при приеме на работу; при проведении аттестации и кадровых перемещений; перед направлением на курсы повышения квалификации; при выдвижении в кадровый резерв. При трудоустройстве работника психолог оценивает его профессиональный потенциал в процессе проведения собеседования, а также подготовки им резюме. Цель этих процедур – представить работодателю кандидата на должность в качестве будущего работника. Психолог принимает также активное участие в определении профпригодности кандидата на вакантную должность. Важно, чтобы кандидат на должность понял, что отбор проводится в его же интересах, так как обеспечит в дальнейшем безаварийную работу, позволит избежать травматизма, повысит удовлетворенность трудом, эффективность профессиональной деятельности. Обсуждается также профессиональное перемещение (вертикальное, горизонтальное или центростремительное). Вертикальное перемещение ориентировано на переход на более высокую ступень структурной иерархии. Горизонтальное может рассматриваться как перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре. Центростремительное перемещение представляет собой движение к ядру, руководству организации; отдельные важные поручения руководства. В особом психологическом сопровождении нуждаются работники в возрасте от 30 до 45 лет. Этот период жизни совпадает с наибольшими потенциальными возможностями человека (акме), стадией мастерства. Центральной задачей акмеологического сопровождения является развитие профессиональной компетенции. В зависимости от характера профессии содержание трех компонентов компетенции может быть различным, и для каждой профессии проектируется свой профиль профессиональной компетенции, а для каждого работника – индивидуальный стиль деятельности.
В 55-60 лет актуальным становится выход на пенсию. Для одних людей это означает возможность наконец-то заняться интересным делом; другие стараются закрепиться на работе, демонстрируя завидное здоровье, профессиональную активность и конформизм в отношениях с руководителями и коллегами; третьи – покорно-равнодушны к выходу на пенсию. Психологическое сопровождение для первой группы пожилых людей может выражаться в том, что за год до выхода на пенсию им предлагаются разнообразные социально значимые виды организации жизнедеятельности. В отделах социальной работы с пенсионерами должны быть социально-образовательные программы и необходимая литература. Проведение занятий по этим программам осуществляют пенсионеры, хорошо знающие данные области социальной работы. Более сложным представляется психологическое сопровождение работников, которые хотят продолжать профессиональную деятельность. Это, как правило, высококвалифицированные специалисты, профессионалы, и жизнь вне профессии кажется им катастрофой. Психологическое сопровождение для них заключается в перестройке, переориентации смысла предыдущей жизни, обретении новых ценностей и социальных ориентиров, нового смысла жизнедеятельности. С данной группой потенциальных пенсионеров должен работать психолог пожилого возраста. Главное – убедить их в том, что жизнь вне профессии обладает огромными возможностями для реализации и самоактуализации своего социально-психологического потенциала. Для пенсионеров третьей группы характерна эгоистическая центрация. Они недоверчивы, подозрительны, мнительны, а нередко еще и гигиенически запущенны. И конечно, у них обусловленный возрастом букет болезней. Психологическое сопровождение таких пенсионеров крайне усложнено ввиду их пассивности и лени. Нужна прежде всего реабилитация их «Я-концепции», помощь в обретении нового смысла жизни сквозь призму неизбежной смерти. Именно переживание возможной смерти помогает этим людям пересмотреть свою прежнюю жизнь, найти новые способы осуществления себя. Психологическое сопровождение людей предпенсионного и пенсионного возраста приобретает особую актуальность в настоящее время, когда пенсионеры социально не защищены, материально не обеспечены. Их психологическая поддержка не требует больших материальных средств, необходимо только гуманное и компетентное отношение к ним. Выводы 1. Психологическое сопровождение профессионального становления личности приобретает особую актуальность в условиях рыночной экономики, когда возрастает значение профессионально-психологического потенциала и профессиональной мобильности специалистов, снижается социальная защищенность работников. Важность компетентного психологического сопровождения обусловливает необходимость подготовки практических психологов, которые могут оказать квалифицированную помощь и поддержку лицам, испытывающим трудности в профессиональной жизни. 2. Психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования и коррекции профессионального становления с учетом своеобразия и психологических особенностей каждой стадии, а также права личности нести ответственность за свою профессиональную жизнь. 3. К личностно ориентированным технологиям психологического сопровождения относятся развивающая диагностика, тренинги личностного и профессионального развития и самосохранения, мониторинг социально-профессионального развития.
Вопросы и задания к теме 8
6. Какие обстоятельства полезно учитывать при выборе профессии? 7. В чем заключается цель личностно ориентированного профессионального образования? 8. Перечислите основные причины ошибочного выбора профессии. 9. Какой период жизни человека совпадает с его наибольшими потенциальными возможностями (акме), стадией мастерства? 10. Что является центральной задачей психологического сопровождения работника на стадии мастерства?
Тема 9. Профессионализм и профессиональное развитие личности
1. Профессионализм и адаптация 2. Профессионализация и профессиональное становление личности 3. Этапы освоения профессии и развития человека в труде 4. Траектории профессионального развития личности
Понятия «профессионализм» и «профессионализация» в социально-психологической литературе рассматриваются по-разному. Под профессионализмом чаще всего понимают результат, сложившуюся систему, качественную характеристику или уровень совершенства, а под профессионализацией – процесс достижения этого результата. По-разному трактуют психологи и такие понятия, как «профессионализация», «профессиональное становление» и «профессиональное развитие личности». В этой теме мы попытаемся раскрыть их сущность и особенности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |