Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое сопровождение




Технологии психологического сопровождения выбора профессии

Проблемы ПСПС Психотехнологии профконсультирования
1. Определение реальной проблемы ПСО 1.Беседа, интервью, сочинение, психобиография
2. Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельности оптанта 2. Анализ семейных отношений, жилищных условий, материального обеспечения
3.Комплексное изучение индивидуально-психологических особенностей личности 3. Диагностика ЦО, установок, самооценки, интересов, склонностей, способностей
4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии 4. Диагностические и профориентационные игры, тренинги ПСО
5.Рассогласование идеального и реального образа профессии, мотивации профессионального выбора, неадекватная самооценка 5. Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др.
6. Поиск смысловых опор личности в ситуацияъх кризисов ПСО 6. Метод критических событий, психобиография, тестирование и др.
7. Коррекция профессионального выбора 7. Составление ЛПП, альтернативных сценариев профессионального становления, проспектированное профессиографирование и т.п.

 

Эти техноло­гии обращены к личностным механизмам, регулирую­щим активность оптанта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способ­ность проектировать альтернативные сценарии про­фессионального становления, принятие на себя ответ­ственности за свое профессиональное будущее.

профессионального образования

В настоящее время в профессиональном образова­нии утверждается новая парадигма – личностно ори­ентированная. Системообразующим фактором личностно ориен­тированного профессионального образования стано­вится профессиональное развитие обучаемых в про­цессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, лично­стных особенностей, специфики учебного материала и учебно-пространственной среды.

Центральным звеном личностно ориентированно­го профессионального образования является профес­сиональное становление – развитие личности в про­цессе профессионального обучения, освоения профес­сии и выполнения профессиональной деятельности.

Объектами профессионального развития личнос­ти являются ее интегральные характеристики: соци­ально-профессиональная направленность, компетент­ность, профессионально важные качества и психофи­зиологические свойства.

Цель личностно ориентированного профессио­нального образования - развитие направленности, компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств. Важное значение в реализации личностно ориентированного професси­онального образования принадлежит социально-про­фессиональной направленности, интегральной со­ставляющей которой является профессиональное са­мосознание. В процессе его становления происходит психологическая перестройка личности от професси­онального самоопределения к самореализации в учеб­но-профессиональной деятельности.

К онцептуальными положе­ниями личностно ориентированного профессионального образования являются:

1) личностное и профессиональное развитие обуча­ющегося рассматривается как главная цель. Оно предполагает субъективную активность обучаемо­го, который сам творит учение и самого себя;

2) критериями эффективной организации професси­онального образования выступают параметры лич­ностного и профессионального развития;

3) в качестве психолого-дидактической единицы про­фессионального образования рассматривается учебно-профессиональная ситуация;

4) социально-профессиональные особенности лично­сти педагога интегрируются в содержание и тех­нологии обучения;

5) ориентация на индивидуальную траекторию раз­вития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к резуль­татам образования, выраженных в госстандартах образования, и требований к самоопределению, са­мообразованию, самостоятельности и самоосуще­ствлению в учебно-профессиональных видах тру­да;

6) залогом полноценной организации профессиональ­ного образовательного процесса становится сотруд­ничество педагогов и обучаемых.

 

4. Психологическое сопровождение на стадии

профессиональной адаптации

Под профессиональной адаптацией понимают вза­имное приспособление специалиста и коллектива пред­приятия, в результате чего работник осваивается в новых для него соци­ально-профессиональных и организационно-эко­номических условиях.

Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиоло­гическую, социально-психологическую и профессио­нальную адаптацию. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы.

Психофизиологическая адаптация – это привы­кание к новым для организма физическим и психофи­зиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму тру­да, санитарно-гигиеническим факторам производствен­ной среды, особенностям организации режима питания и отдыха. Психологическая поддержка и по­мощь состоят в снятии состояния тревоги, формирова­нии позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной за­щищенности.

Критериями успешного преодоления психофизио­логического адаптационного синдрома являются ком­фортное эмоциональное состояние специалиста, при­выкание к рабочему ритму и режиму труда, установле­ние оптимальной работоспособности.

Социально-психологическая адаптация при­способление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентифика­ция себя с профессиональной группой. Психологическое сопровождение заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возмож­ных последствиях их нарушения.

Профессиональная адаптация это приспособ­ление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей. Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.

Психологическое сопровождение сводится к оцен­ке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноцен­ности, формировании адекватной профессиональной самооценки. Психологическое сопровождение предпо­лагает коррекцию самооценки.

Психологическое сопровождение на стадии адаптации помогает успешному продвижению специалиста в области профессии, а также на пред­приятии, в учреждении, организации в направлении профессионального самосовершенствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.