Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. И. Менделеев

 


 

 

Эвристика - метод проб и ошибок – поиск наугад – ожидание «хорошей» мысли (идеи) – ожидание, пока «осенит».

Основной недостаток такого поиска новых идей – изобретения рассматриваются «вообще», хотя на самом деле они представляют собой множество весьма отличающихся друг от друга объектов.

 

Уровни изобретений [ 3 ]:

1) Использование готового объекта без выбора или почти без выбора.

2) Выбор одного объекта из нескольких.

3) Частичное изменение выбранного объекта.

4) Создание нового объекта (или полное изменение исходного).

5) Создание нового комплекса объектов.

 

Примеры:

1) А.с. № 157356 «Защитный колпак к баллонам для сжатых, сжиженных и растворимых газов, отличающийся тем, что с целью значительного снижения стоимости и экономии металла, колпак выполнен из пластмассы и снабжён ребрами жесткости на внутренней поверхности».

Взята готовая задача (призыв к экономии металла содержится в любом темнике). Использованы готовая поисковая концепция (надо заменить металл чем-нибудь подешевле) и готовое решение (выполнить колпак из пластмассы). Никакой специальной информации собирать не пришлось (пластмассовые колпаки широко применяются в термосах). Конструкция тоже готовая (рёбра жёсткости на внутренней поверхности колпака) и потому не требующая доводки при внедрении.

2) А.с. № 210662 «Индукционный электромагнитный насос, содержащий корпус, индуктор и канал, отличающийся тем, что с целью упрощения запуска насоса, индуктор выполнен скользящим вдоль оси канала насоса».

Электромагнитный насос известен давно – это труба и индуктор (электромагнит), выполненный в виде кольца, охватывающего трубу. В рабочем положении конец трубы опущен в металл. А индуктор находится выше уровня металла. Но для запуска насоса нужно сначала втянуть металл до уровня индуктора, и тут возможны различные решения: поставить в нижней части вспомогательный (пусковой) индуктор; перед началом работы заливать металл сверху; опускать трубу с индуктором вниз и т.д. Выбрано решение (вероятно, лучшее): опускать в начале работы индуктор (не опуская самой трубы), «захватывать» металл и поднимать его вверх, до уровня, соответствующего рабочему положению индуктора.

3) А.с. № 256956 «Способ удаления внутренностей у рыбы, отличаю- щийся тем, что с целью повышения качества зачистки брюшной полости, внутренность намораживают на охлаждаемый элемент, имеющий температуру от -5 до -50ºС».

Среди изобретений третьего уровня много таких, в которых новый эффект достигается изменением агрегатного состояния.

4) А.с. № 163559 «Способ контроля породоразрушающего инструмента, например, буровых долот, отличающийся тем, что с целью упрощения контроля, в качестве сигнализатора износа применяют монтируемые в тело долота ампулы с резко пахнущими химическими веществами, например с этилмеркаптаном».

В этом изобретении предлагается новый («зпаховый») способ контроля, а не совершенствуется старый.

5) А.с. № 70000 «Способ получения порошков металлов, сплавов и других токопроводящих материалов, отличающийся тем, что с целью использования при замыкании цепи электродинамических сил для вырывания из электродов порций диспергируемого материала и выбрасывания их в окружающую среду, подлежащие диспергированию материалы включены в качестве электродов в цепь электрического колебательного (разрядного) контура, который настроен так, что он работает в области искрового разряда (в области нестационарного электрического разряда)».

С этого изобретения началась вся история электроискровой обработки материалов.

Анализ изобретений с точки зрения их уровня:

1) - 32 %; 2) - 45 %; 3) - 19 %; 4) - менее 4 %; 5) - менее 0,3 %.

Разницу между уровнями можно охарактеризовать и так: на 1-ом уровне число проб и ошибок, необходимых среднему инженеру для отыскания решения измеряется единицами, на 2-ом уровне – десятками, на 3-ем уровне – сотнями, на 4-ом – тысячами и десятками тысяч, на 5-ом - сотнями тысяч, миллионами.

 

Различие между задачами 1-го и 4-го уровней:

Для изобретательских задач 1-го уровня характерно

- небольшое число элементов в задаче;

- неизвестных элементов почти нет;

- легкость анализа: элементы, которые могут быть изменены, легко отделяются от элементов, не поддающихся изменениям в условиях данной задачи;

- на решение тратится мало времени.

Для задач 4-го уровня характерно:

- большое число элементов;

- значительное число неизвестных элементов;

- трудность анализа: сложно отделить известные элементы от неизвестных, практически невозможно построить полную модель, учитывающую взаимодействие элементов;

- на решение тратится достаточно много времени.

Пример: надо пройти по дороге, где есть возможность встретиться с пятьюстами всё время меняющимися хищниками, неожиданно исчезающими и появляющимися озёрами, перемещающимися деревьями, мельтешащими вокруг птицами; неизвестно, что за соседними холмами, которые то появляются, то исчезают; но время есть – лет 5.

 

Давно людей, творчески мыслящих, волновала идея вскрыть законы технического творчества и создать научно-обоснованную методику решения изобретательских задач

 

В 1931 г. Росманом предложен метод инженерного творчества:

- усмотрение потребности или трудности,

- анализ этой потребности или трудности,

- просмотр доступной информации,

- формулировка всех объективных решений,

- критический анализ этих решений,

- рождение новой идеи,

- экспериментирование для подтверждения правильности новой идеи.

Метод похож на принцип военного искусства, сформулированный когда-то Ю.Цезарем – «Пришёл, увидел, победил». Росман перечислил этапы работы. Но что надо сделать конкретно, чтобы идея «родилась»?

 

В 1934 г. советским психологом Якобсоном сформулирован следующий метод решения изобретательских задач:

- интеллектуально-творческая готовность,

- усмотрение потребности,

- зарождение идеи-задачи,

- поиски решения,

- получение принципа изобретения,

- превращение принципа в схему,

- техническое оформление и развёртывание изобретения.

Этап «получение принципа изобретения» похож на этап Росмана «рождение новой идеи». Нет конкретных предложений, как это сделать.

 

Во время 2-ой мировой войны капитан небольшого транспортного судна А.Осборн использовал в своей работе методы, которые позднее сформировались в широко используемые до сих пор методы «мозгового штурма или атаки».

Методы «мозговой атаки» (МА) представляют собой эмпирически найденные эффективные способы решения творческих задач.

 

14. МЕТОДЫ МОЗГОВОЙ АТАКИ [ 24]

 

Эти методы основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5 – 8 человек и каждому предложить независимо индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то получим в сумме U идей. Если предложить этой группе коллективно высказывать идеи по той же задаче, то получим К идей. При этом оказывается К > U.

Обычно за 15 – 30 мин коллективно высказывается (при соблюдении правил МА) от 50 до 150 разных идей, а при индивидуальной работе только 10 – 20 идей.

Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.

Особенность МА – универсальность методов и весьма широкая область их применения. МА целесообразно использовать:

- при решении изобретательских и рационализаторских задач из самых различных областей техники,

- при самых различных постановка задачи (по форме, детальности и глубине проработки),

- на различных этапах решения творческой задачи и на различных стадиях разработки и проектирования изделий,

- в сочетании с другими эвристическими методами.

Вообще с помощью методов МА можно рассматривать почти любую проблему или любое затруднение в сфере человеческой деятельности. Это могут быть также задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций и т.д., если они достаточно просто и ясно сформулированы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы инициации изобретательства | Метод прямой мозговой атаки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.