Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод прямой мозговой атаки

А) Формулировка задачи

 

Она может быть разной по форме и содержанию, однако в ней должны быть чётко сформулированы два момента:

- что в итоге желательно получить или иметь?

- что мешает получению желаемого?

Задачу может сформулировать внешний заказчик, руководитель творческой группы или её член. Важно, чтобы имелась достаточно исчерпывающая чёткая постановка задачи. Желательно иметь документальное описание задачи. Постановка задачи для МА должна также отличаться краткостью изложения.

Предварительная краткая формулировказадачи должна отвечать на следующие вопросы:

- В чём состоит затруднение или проблемная ситуация и какова её предыстория?

- Что требуется сделать для устранения проблемной ситуации, и что желательно в итоге иметь?

- Что мешает решению ситуации или достижению цели?

- Что даёт решение проблемы для людей, предприятия и т.д.?

 

Б) Формирование творческой группы

 

Наиболее эффективное число участников в группе МА 5 – 12 человек. Группа состоит из двух подгрупп: постоянное ядро группы и временные члены.

Ядро группы формируется постепенно, при решении разных задач методом МА. В неё входят её руководитель и сотрудники, легко и плодотворно генерирующие идеи, а также хорошо знающие и соблюдающие правила игры.

В творческую группу не следует включать прирождённых скептиков и критиканов. Временные члены служат необходимым и гармоничным дополнением к ядру группы, обеспечивающим выполнение следующих требований:

- число специалистов по решаемой задаче должно быть не более половины группы;

- рекомендуется включать специалистов-смежников (конструкторов, технологов, экономистов, снабженцев и т.п.), которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи;

- рекомендуется включать женщин, которые практично и оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревнования среди мужчин;

- рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче (повар, врач, парикмахер, проводник поезда и т.п.)

 

В) Правила для участников сеанса МА

  1. Стремитесь высказывать максимальное число идей, отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Свои идеи высказывайте короткими предложениями.
  2. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика предложенных идей. Запрещаются также неодобрительные замечания, иронические реплики, консервативные мысли, ядовитые шутки.

Запрет критики создаёт благоприятный творческий микроклимат

  1. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте все идеи, даже заведомо непрактичные и, казалось бы, глупые. Оказывайте предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях.
  2. Весьма способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.
  3. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.
  4. Обеспечивайте между участниками МА свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения. Никто после сеанса не будет зло шутить над неудачными идеями других.

Настоящий сеанс МА – это особое психологическое, почти полусознательное состояние людей. Именно такое состояние оказывается наиболее продуктивным, поскольку позволяет в наибольшей мере использовать подсознание человека – самый мощный аппарат творческого мышления.

 

Г) Обязанности ведущего (фалиситатора) в сеансе МА

 

Успех и результативность МА в очень большой мере зависит от ведущего совещание (им часто бывает руководитель группы). В первую очередь он руководствуется правилами для участников МА. Он должен поддерживать непринуждённую обстановку и чувство юмора. Кроме того, на него возлагаются следующие обязанности:

1. Если есть новички в творческой группе, ведущий в самом начале представляет всех участников, давая им короткую лестную характеристику. Далее излагает правила для участников сеанса МА.

2. Ведущий чётко и эмоционально рассказывает формулировку задачи как в специальном, так и общедоступном изложении. При этом заставляет участников воспринимать задачу как свою главную проблему, усиливая постановку, например, такими замечаниями:

- Представьте себя на месте того-то;

- Чтобы вы сделали, если бы сами отвечали за это дело?

3. Ведущий должен уметь обеспечить соблюдение участниками всех правил проведения МА, не пользуясь при этом приказаниями и критическими замечаниями. Его роль подобна функциям судьи на футбольном поле.

4. Ведущий должен обеспечивать непрерывность высказывания идей, заполнять паузы поощрительными репликами. Например:

- В своё время предлагалось то-то.

- Давайте 3 минуты будем высказывать только непрактичные и фантастические идеи.

- А что думаете по этому поводу Вы, …?

- А какое будет решение задачи, если убрать такое-то ограничение?

- У нас уже … идей, давайте дотянем до …

5. Ведущий должен следить, чтобы обсуждение не пошло в слишком узком или слишком практическом направлении. Своими идеями или репликами он должен расширить сферу поиска.

6. Ведущий должен следить за регламентом работы. Говорить, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливать участника, который высказывает свою идею более полминуты. Интенсифицировать работу последних минут:

- Неужели ничего не найдём в последние 3 минуты!?

- Неужели мы не забьём гол в последнюю минуту!?

МА – это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс.

 

Д) Организация проведения МА

 

Приглашать на совещание желательно за 2 – 3 дня с изложением сути задачи, чтобы участники могли подумать и настроиться. Иногда лучше сообщать задачу не всем участникам.

Полная продолжительность сеанса МА 1,5 – 2 часа. Рекомендуемый порядок проведения сеанса:

- представление участников совещания друг другу и ознакомление их с правилами проведения сеанса МА (5 – 10 мин);

- постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10 – 15 мин);

- проведение мозговой атаки (20 – 30 мин);

- перерыв (10 мин);

- составление отредактированного списка идей (30 – 45 мин).

Помещение должно быть нейтральное (лучше не кабинет директора) и не шумное. Лучше всего сидеть за круглым или П-образным столом, чтобы все друг друга видели.

Весьма повышают продуктивность различные мероприятия по психологической настройке и психоэвристическому стимулированию:

- показ перед МА короткометражного фильма, заставляющего забыть заботы дня, или фильма, актуализирующего постановку задачи;

- негромкая фоновая музыка во время сеанса МА;

- натуральный образец, макет или эскиз объекта, который требуется улучшить;

- показ на экране аналогичных объектов, случайно выбранных предметов или слов (существительных и глаголов);

- кофе и др. напитки;

- объявление перед сеансом о гонораре, вручаемом сразу после окончания совещания. Это могут быть интересные сувениры, билеты в театр, сауну и т.д., лотерейные билеты или деньги, действительно новая и смешная миниатюра, которую участники будут с удовольствием пересказывать своим знакомым и т.п.

 

Е) Запись и оформление результатов МА

 

Фиксирование идей производится:

- магнитофоном,

- каждый участник после высказывания записывает свою идею.

После сеанса проводится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей с полукритическим отношением. При этом участники МА обычно отбрасывают наименее приемлемые и абсурдные идеи. Они могут также усилить и конкретизировать высказанные идеи и дополнить список новыми идеями. Все полученные идеи желательно разделить на три группы: наиболее приемлемые и легко реализуемые, наиболее эффективные и перспективные, прочие.

Отредактированный список передаётся заинтересованным лицам для дальнейшей более детальной оценки и проработки с точки зрения патентоведения и использования в НИОКР.

После принятия решения об оформлении отдельных идей (в виде рацпредложений, заявок на изобретения, технических предложений для проектирования и т.п.)уточняется и определяется список авторов с руководителем группы, а затем согласовывается со всей творческой группой, участвовавшей в сеансе МА.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Д. И. Менделеев | Метод обратной мозговой атаки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.