Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 14. Этнос и этничность




Термин «этнос» (ethnos) появился в древнегреческом языке, где он имел несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, стадо, род и др. Примерно в VI—V вв. до н. э. основным значением этого слова становится «племя, народ негреческого происхожде­ния». В этом значении оно вошло в римскую культуру и латин­ский язык. В связи с его латинизацией появляется прилагатель­ное «этнический» (ethnicos), которое используется в библейских текстах в смысле «языческий», «нехристианский».

Лишь в конце XIX в. этот термин стал применяться в научной литературе в значении «народ». Во многом это заслуга известного немецкого этнолога А. Бастина, который рассматривал понятия «народный» и «этнический» как синонимы, а под понятием «этнический» подразумевал культурно-специфический облик народа.

Значительный вклад в разработку теории этноса в 1920-х гг. внес русский этнограф Сергей Михайлович Широкогоров, который считал, что этнос — это группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев и укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп.

Широкое обращение к этнической проблематике имело место в 1960-х гг. Именно тогда в англоязычной литературе широкое распространение получил термин «ethnicity» (русский перевод — «этничность»). Наряду с этим термином за рубежом стало исполь­зоваться понятие «ethnic» для обозначения индивида в качестве представителя определенной этнической группы.

В отечественной этнологии и культурной антропологии с са­мого начала употребления термина «этнос» за ним утвердилось значение «народ». В научной литературе часто используется понятие «этничность» как некая категория, обозначающая су­ществование отличительных черт этнических групп или идентич-ностей. Этот термин пришел в отечественную этнологию, где он определяется примерно как совокупность характерных культур­ных черт этнической группы.


Отличительной чертой отечественной этнологической науки является то, что в ней всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которым свойственно, как и любым биосоциокультурным систе­мам, строго последовательное поэтапное развитие: рождение, функционирование, взаимодействие, эволюция, смерть или трансформация.

В зависимости от аспекта исследования и методологического подхода в отечественной этнологической науке можно выделить следующие теории этноса.

Пассионарная теория этноса Л. Н. Гумилева. Основной акцент в содержании этой теории автор делает на идее, что этнос пред­ставляет собой физическую реальность, облаченную в социаль­ную оболочку. История человечества рассматривается Л. Н. Гумилевым как последовательная цепь многочисленных этноге-незов, причиной которых являются пассионарные толчки — своего рода мик-ромутации, вызывающие появление особо энер­гичных и деятельных людей — пассионариев, объединенных общими целями и интересами. Истоки этих мутационных про­цессов находятся в биосферных явлениях Земли. Во время своего роста и развития этнос проходит несколько стадий от молодости до глубокой старости и смерти, что обусловлено затратами энер­гии пассионарности.

Дуалистическая теория этноса Ю. В. Бромлея. Исходная идея данной теории заключается в том, что в этносе сочетаются, с од­ной стороны, собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народная бытовая культура, обрядовая дея­тельность, этническое самосознание), а с другой стороны, те характеристики, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географические, экономико-социальные, государственно-правовые и т. п.). В соответствии с этим делением любой этнос получает дуалистическую (двой­ственную) природу и раскрывается в двух смыслах — узком и ши­роком.

Информационная теория этноса Н. Н. Чебоксарова и С. А. Ару­тюнова. Эта концепция базируется на представлении, что во вся­ком социальном образовании (каковым среди других является и этнос), как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют информационные потоки, имеющие генераторы (источники)


и реципиентов (тех, кто их воспринимает). Было выдвинуто пред­положение, что в границах устойчивых социальных общностей, особенно этносов, потоки сообщений интенсивнее и насыщен­нее, чем за их пределами. Также считается, что в разных истори­ческих типах этносов — от племени до нации — плотность информационных потоков различна и по мере дальнейшего исто­рического развития возрастает.

Системно-статическая (компонентная) теория Г. Е. Маркова и В. В. Пименова. В соответствии с этой теорией этнос рассматри­вается как исторически возникшая и эволюционирующая слож­ная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной композицией (структу­рой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса; его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура; про­изводственно-экономическая деятельность; система социальных отношений и институтов; язык; быт, обычаи, обряды; система личностного контактирования.

Этнос представляет собой биосоциальную общность людей, обладающую следующими этнодифференцирующими призна­ками:

1) этнонимом — самоназванием этноса;

2) этнокультурными особенностями, которые проявляются в языке, религии, обычаях, обрядах, народном искусстве и фольклоре, нормах этики и т. п;

3) антропопсихологическими признаками, т. е. отличитель­ными чертами во внешнем физиологическом облике и в психо­логическом складе характера человека;

4) единством территории, что сыграло в свое время важную
роль в этногенезе и формировании современной этнической
картины мира, но утратило свое этнодифференцирующее
значение в настоящее время в силу массовых миграций.
В зависимости от определения этноса, понимание его сущно­
сти в каждой теории по-своему определяется его структурой.
При этом большинство исследователей согласны с тем, что
структура этноса иерархична — представляет собой иерархиче­
скую соподчиненность, включающую в себя следующие уровни:

1) собственно этнический, состоящий из этнических общно­стей и этносоциальных организмов, т. е. совокупностей лю-


дей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающих в качестве самостоятельных единиц этнических процессов;

2) микроуровень, состоящий из микроэтнических единиц, т. е. наименьших составных частей этнических общностей (семья — наименьшая по численности этносоциальная группа);

3) макроуровень, объединяющий субэтносы — общности, у которых этнические свойства выражены с меньшей интен­сивностью, чем у основных этнических единиц;

4) метауровень, охватывающий суперэтносы, т. е. этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этниче­ских общностей. Таким образом, один и тот же человек может одновременно

входить в несколько этнических общностей разных уровней. Например, можно считать себя русским (основная этническая общность), донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтни-ческая общность).

Необходимо заметить, что все этнические объединения раз­личных уровней представляют собой динамические явления, подверженные разного рода изменениям. Эти изменения неред­ко сопровождаются трансформацией одного вида общностей в другой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.