Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания




Прежде всего следует отметить связь культурологии и филосо­фии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты — это лишь частная или ограниченная культур­ная цель, однако имеющая значение для общечеловеческого бытия»16. По сути, когда речь идет об определенной парадигме философствования, имеется в виду следующее: определенные вопросы, которые ставились на протяжении развития философии как науки, а также те области, которые связаны с поставленной задачей философии.

Другими словами, философствование — это постановка какой-то конкретной задачи и нахождение универсальной почвы философии. Движущей силой философствования является исто­рическое размышление, рассмотрение. Так, например, Э. Гуссерль строит свою парадигму философствования на основе рассмотре­ния развития естественнонаучных взглядов в философии. Его модель философствования представляет собой движение вперед и возвращение назад, так называемое движение зигзагом.

С другой стороны, как бы не рассматривалась сама филосо­фия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно само­стоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее по­знавательных ориентиров, дает возможность различной трактов­ки природы культуры.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал, т. е. в культурологии как научной дисциплине по срав­нению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого средне-

16 Э. Гуссерль. Философия культуры и парадигма философствования // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 20.


го уровня, основанных на исторической фактологии. А филосо­фия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Философия культуры — это самоидентификация культуры. По Д. С. Лихачеву, культура — это духовный опыт народа. Отли­чительные установки, направленности, которые складываются в традиции, обычаи, определяют особенности культуры, ее свое­образие. Эти мировоззренческие установки меняются в зависи­мости от исторической эпохи, социально-политической ситуа­ции, но ядро остается неизменным — некий архетип.

Философия культуры — это наука, которая оперирует не зако­нами (как, например, математика), а абстрактными понятиями (как отмечал В. Виндельбанд). Понимание культуры с философ­ской точки зрения не сводится лишь исключительно к предвиде­нию будущего культуры, ее дальнейших стадий развития.

Немецкий философ Вильгельм Виндельбанд в труде «Дух и ис­тория» изложил свое понимание философии культуры. Через понятие культуры он подчеркивает связь трансцендентальной философии и философии культуры.

Если говорить о трансцендентальном идеализме, то здесь философ имеет в виду учение, согласно которому все предметы, вещи, явления реального мира, связаны, соединены между собой и, собственно говоря, порождены этой связью. Или, говоря сло­вами В. Виндельбанда, «все предметы пронизывает трансценден­тальный синтез»17 (сверхчувственный).

Предметы, возникающие в нашем сознании, представляют собой культуру. Культура (согласно В. Виндельбанду) — это систе­ма, состоящая из нескольких элементов, а именно: этики, эсте­тики, науки и религии. Единство этих элементов философ видит в единстве человеческого сознания. Основой сознания является «абсолютное априори», т. е. изначально данный мировой разум.

Таким образом, «культура есть не что иное, как совокупность всего того, что человеческое сознание в силу присущей ему ра­зумности вырабатывает из данного ему материала»18. Итак, основным положением трансцендентальной философии являет­ся то, что предметы, которые вытекают из нашего опыта, связаны с разумом.

7 Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 145.

8 Там же. С. 236.


Отечественный философ и социолог Павел Семенович Гуревич определяет философию культуры как философскую дисциплину, ориентированную на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.

Чем занимается философия культуры? Фундаментальным вопросом изучения является вопрос свободы как основы культу­ры. Философское осмысление свободы лучше всего рассматри­вать на примере классического осмысления культуры. Так, И. Кант определил свободу как «свободу начала причинно-след­ственных закономерностей»19. С одной стороны, мы должны понимать, что абстрактной свободы не существует. Человек нахо­дится в определенной зависимости, так как он не начало всего, человека кто-то уже сотворил, «начал». С другой стороны, человек не просто тварное существо, у него есть некое наличие свободы.

Согласно И. Канту, человек не может ничего начать как новую необходимость. Он выделяет два вида необходимости:

1) телеологическая необходимость (от греч. telos — «цель»). Здесь наблюдается детерминация будущего;

2) причинно-следственная закономерность (детерминация в прошлом). Отечественный философ Вадим Михайлович Межуев видит

истоки философии культуры в эпохе Возрождения, когда сложи­лись 3 главные идеи, составившие классическую модель культуры в классической философии — гуманизм, историзм, рационализм. В. Межуев разводит культурологию и науки о культуре как некие дисциплины, которые объективно исследуют культурные факты. Напротив, философия культуры проявляет позицию автора.

См.: Культура: теории и проблемы. М.; 1995. С. 107.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.