Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения сертификации в РФ 2 страница




определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Правила

и процедуры системы добровольной сертификации определяются

органом по добровольной сертификации. Однако так же, как и в

системах обязательной сертификации, они базируются на

рекомендациях международных и региональных организаций в этой

области. Как правило, развитие добровольной сертификации поддерживается государством.

Формы участия в системах сертификации и соглашения по признанию

Таким образом, первая форма участия относится к предприятиям-изготовителям,

поставщикам продукции, которые по тем или иным причинам

сертифицируют свою продукцию в рамках выбранной ими

системы (например, при добровольной сертификации) либо обязаны

проводить сертификацию по данной системе, например, на

основании положений об обязательной сертификации. Две другие

формы касаются деятельности сертификационного органа в

национальных, региональных и международных системах сертификации.

Россия участвует в следующих международных системах сертификации:

• Система МЭК по испытаниям электрооборудования на

соответствие стандартам безопасности МЭКСЭ;

• Система МЭК по сертификации изделий электронной

техники;

• Система ЕЭК/ООН по сертификации легковых, грузовых ав;

томобилей, автобусов и других транспортных средств;

• Система сертификации ручного огнестрельного оружия и

патронов;

• Международная система сертификации метрологического

оборудования и приборов1.

Соглашением по признанию называют соглашение, основанное

на том, что одна сторона принимает результаты, полученные от

«применения одного или нескольких установленных функциональных элементов системы сертификации», признание результатов сертификации, но признание может относиться как к общим результатам, так и только к испытаниям («соглашение по испытаниям») или представленых другой стороной. В сущности это взаимное только к контролю («соглашение по контролю»). Соглашения по признанию заключаются на национальном, региональном и международном уровнях.

Россия — участник многостороннего Соглашения о взаимном

признании результатов испытаний импортируемых летательных

аппаратов и сертификации отдельных деталей самолетов;

Конвенции по безопасности мореплавания (по линии ООН);

соглашений, принятых в рамках Евразийского межгосударственного сове-

га по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ1.

Возникновение сертификации связано с предоставлением

потребителю гарантий по соответствию покупаемых им товаров

требованиям конкретных стандартов. С развитием сертификации стало

очевидным ее положительное влияние на торговые связи между

государствами: сроки получения разрешения на ввоз значительно

сокращались для сертифицированного товара; не требовалось по-

пторных испытаний в принимающей стране, если она признавала

сертификат поставщика.

Однако по мере увеличения количества национальных м

сертификации все более отчетливо обозначились их различия. Эти

различия связаны как со стандартами, на соответствие которым

проводятся сертификационные испытания, так и с законами, на

основании которых введена сертификация, а также с правилами;

процедуры сертификации и пр. В связи с этим определилась

совсем другая роль сертификации в международной торговле — как технического барьера.

 

Сертификационные барьеры возникают не только по

указанным причинам, в определенной степени складывавшимся объективно.

Совсем иной механизм возникновения препятствий в торговле имеет превращение сертификации в способ протекционизма для защиты внутреннего (или регионального, как в ЕС) рынка

от проникновения товаров иностранного производства. В таких случаях используют усложнение административной стороны: испытаний импортируемых товаров, ужесточают контроль качества,

принимают стандарты (государственные или региональные), касающиеся процедуры испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов, а для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным. Протекционистские меры нередко связаны с принятием национальных обязательных стандартов или технических регламентов под давлением транснациональных корпораций, которые, как известно, принимают активное участие в стандартизации на национальном уровне, обеспечивая главную часть финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации и стремясь нередко получить возможность контроля над деятельностью технических комитетов.

Таким образом, вероятность превращения стандарта в инструмент конкурентной борьбы велика, а поскольку иностранному поставщику подобной продукции придется доказывать ее соответствие, как правило, в таких случаях весьма высоким требованиям, получить сертификат соответствия достаточно

проблематично. В организации систем сертификации нередки случаи

создания таких условий получения сертификата, которые

невыполнимы для средних и тем более мелких фирм.

Американская корпорация испытательных лабораторий,

например, представляющая собой национальную организацию по

сертификации, обычно предпочитает заниматься сертификацией

продукции крупных фирм-изготовителей, в то время как небольшие предприятия могут долго ждать своей очереди.

В международной торговлe сложились жесткие правила по признанию зарубежного

сертификата на импортируемую продукцию. Для успешного экспорта

необходимо получить сертификат соответствия авторитетной,

признанной во всех странах организации. А для этого требуются

продолжительное время и немалые финансовые затраты. Подготовка к

сертификации может быть сопряжена с необходимостью введения

системы обеспечения качества, если этого требует схема сертификации.

Проблемы, связанные с нетарифными барьерами и путями

их устранения, нашли отражение в Соглашении по техническим

карьерам в торговле, которое принято на Уругвайском раунде ГАТТ

н 1993 г.1 Положения этого документа, относящиеся к стандарти-

иции, рассмотрены в гл. 4. В области сертификационных

барьеров Соглашение затрагивает вопросы процедуры оценки

соответствия и признания оценки соответствия; международных и

региональных систем оценки соответствия, а также информации о

технических регламентах, стандартах и процедурах оценки

соответствия. Общий принцип Соглашения заключается в том, что для

импортируемой продукции должен создаваться не менее

благоприятный режим, чем для товаров внутреннего производства.

По процедурам оценки соответствия Соглашение обязывает стра-

пы-участницы гарантировать выполнение центральными

правительственными органами следующих положений:

• принимать такие процедуры оценки, которые не создают

дискриминации для иностранных поставщиков как по

самой процедуре, так и по оплате за эту услугу.

Дополнительных неудобств не должно создавать и месторасположение

испытательного оборудования;

» поставщик должен иметь возможность проводить оценку

соответствия на месте изготовления с получением знака системы;

• процедуры оценки «не должны быть более строгими или

применяться более строго, чем это необходимо» для

удостоверения соответствия товара техническому регламенту

(стандарту). Не должны создаваться препятствия в международной

торговле и путем задержки испытаний; по просьбе заявителя

его необходимо информировать о ходе оценки и объяснить причины задержки;

 

На этом же раунде принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговуто организацию (ВТО), составной частью которой стало Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

• соблюдение конфиденциальности информации об

испытуемом товаре необходимо для защиты законных

коммерческих интересов;

• если продукция, которая признана соответствующей

техническому регламенту (стандарту), модифицирована, то

следует процедуру ее оценки ограничить. В этом случае надо

убедиться лишь в том, что продукция продолжает отвечать

предъявленным требованиям;

• в качестве нормативной основы для процедуры оценки

соответствия необходимо применять международные

стандарты, руководства и рекомендации, изданные или

находящиеся на завершающей стадии разработки в международных

организациях. Невозможность их полного или частичного

использования должна быть четко обоснована. Основные

причины расхождений, как правило, относятся к

требованиям национальной безопасности; предупреждениям вводящих в заблуждение действий; безопасности и здоровью людей; защите окружающей среды; географическим факторам (например, климату); фундаментальным проблемам и области инфраструктуры и технологий. Для того чтобы достигнуть более полной степени гармонизации процедур оценки соответствия, странам-участницам следует использовать все возможности для активного участия в деятельности международных организаций по стандартизации;

• при отсутствии международных разработок, а также когда

национальные правила процедур оценки соответствия не rapмонизованы с международными, страны-участницы обязаны: открыто публиковать сообщения о намерениях принятия конкретной процедуры оценки соответствия и на какие виды продукции она распространяется; уведомлять другие страны- участницы об этих нововведениях и предоставлять им время для обсуждения и подготовки письменных замечаний;

• если при рассмотрении странами-участницами подобных

нововведений возникают проблемы, касающиеся национальной

безопасности, угрозы жизни и здоровью людей, экологии, то

страна имеет право отказаться от соответствующих положений,

Процедуры оценки соответствия могут быть приняты

местными правительственными и неправительственными органами;

• страны-участницы несут ответственность за выполнение тех

требований данного Соглашения, которые касаются их компетенции.

По признанию оценки соответствия центральными

правительственными органами Соглашение обязует страны-участницы

гарантировать принятие результатов оценки, если даже процедуры сами по

себе в чем-то различаются, но «обеспечивают установление

соответствия продукции применяемым техническим регламентам или

стандартам так же, как и. их процедуры». При этом признается

возможность предварительных консультаций для достижения взаимопонимания по таким важным для указанной ситуации при- чнания вопросам, как: техническая компетентность органов, производящих оценку; принятие тех результатов, которые получены в стране-экспортере, без дополнительных требований; степень уверенности в надежности результатов оценки. Уверенность в надежности результатов оценки зависит от адекватности и неизменности технической компетенции органов.

Очень важно, чтобы аккредитация испытательного органа проводилась на соответствие

рекомендациям (руководствам) международных организаций по

стандартизации. Если такая аккредитация имела место — это считается

основным показателем адекватной технической компетенции.

Странам-участницам рекомендуется расширять круг

партнеров по признанию результатов оценки соответствия. Соглашение

рекомендует им по просьбе других стран-участниц проводить переговоры с целью подписания соглашения о взаимном признании результатов оценки соответствия. Такие соглашения могут касаться и только отдельных видов продукции для содействия развитию торговли ими. Соглашение рекомендует также

странам-участницам без каких-либо дискриминирующих ограничений допускать к

участию в оценке соответствия органы других стран-участниц,

выполняющие адекватную работу.

В отношении международных и региональных систем оценки

соответствия главные рекомендации Соглашения таковы: страны-

участницы обязаны дать гарантию, что если их центральные

правительственные органы принимают международные

(региональные) системы, то они исключают те их положения, которые

противоречат всему изложенному выше.

В области информации о технических регламентах, стандартах и

процедурах оценки соответствия Соглашение обязывает каждую странy-участницу организовать справочную службу. Эта служба должна обеспечить связь между странами-участницами, отвечая на их

запросы и предоставляя заинтересованным органам стран-участниц документы, которые касаются: технических регламентов или стандартов (принятых на любом уровне); любых процедур оценки соответствия, действующих или предлагаемых на их территории; членства или участия в международных (региональных) организациях по стандартизации или системах оценки соответствия, двусторонних и многосторонних соглашениях; места расположения справочных служб и печатных изданий, в которых публикуется уведомление, относящееся к предмету данного Соглашения

Любая страна-участница обязана уведомлять другие страны-

участницы о том, какие соглашения, связанные с вопросами

процедур оценки соответствия, стандартов или технических

регламентов, она заключает, если такие соглашения могут повлиять ни

торговые отношения. Такая мера необходима для принятия

другими органами решений по участию в соглашениях для

устранения возможных препятствий в развитии торговли.

Для России принятие в своих системах сертификации

установленных ГАТТ/ВТО положений будет способствовать продвижению

по пути вступления в ВТО. Анализ положений Соглашения по

техническим барьерам в торговле, касающихся стандартизации и

сертификации, говорит о том, что изменения, введенные в государ

ственную систему стандартизации и обеспечивающие ее гармони

зацию с международными правилами, характеризуют политику

России в области стандартизации как во многом отвечающую принци

пам Соглашения. Система сертификации в РФ также строится на

международных принципах, что положительно скажется на про

блеме признания зарубежными государствами российских испытательных лабораторий, результатов испытаний, полученных в этих лабораториях, российских сертификатов и знаков соответствия

С целью дальнейшего совершенствования, усиления степени гармонизации с международными правилами и еще большего приближения государственных систем стандартизации и сертификации к требованиям ВТО в России приняты концепции перепек тивного развития этих областей деятельности. Они отражены в двух

документах: «Концепция национальной системы стандарта

зации» и «Концепция совершенствования сертификации и

перехода к механизму оценки и подтверждения соответствия

продукции и услуг». Российская национальная система сертификации

открыта для зарубежных стран. В ней признаются зарубежные

сертификаты, выданные компетентными органами и подтверждаю

щие соответствие товара требованиям соответствующего

нормативного документа.

Для России вопросы признания или взаимного признания могут

решаться различными путями:

• участием в международных системах сертификации и в

работе международных организаций, занимающихся

проблемами сертификации;

• заключением соглашений с национальными органами

зарубежных стран о взаимном признании сертификации и

результатов испытаний;

• созданием технических центров Госстандарта за рубежом;

аккредитацией зарубежных органов по сертификации и

испытательных лабораторий в российской системе

сертификации;

• заключением соглашений между отечественными и

зарубежными испытательными лабораториями и взаимном

признании протоколов испытаний.

15.1. Закон РФ «О защите прав потребителей»

и сертификация

Сертификация в России организуется и проводится в

соответствии с общегосударственными законами РФ: «О защите прав

потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О

стандартизации», а также с законами РФ, относящимися к определенным

отраслям: «О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О

санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; иными

правовыми актами Российской Федерации, направленными на

решение отдельных социально-экономических задач (более 30 актов),

указами Президента и актами Правительства (около 50 актов).

Закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г.,

установил ряд принципиально новых положений: закрепил права

потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, —

право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и

здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров,

выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение

ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя;

предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при

продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем

выполнении работ и оказании услуг.

Основу законодательства о защите прав потребителей

составляют нормативные акты гражданского законодательства, и

данный закон среди них занимает центральное место. Все

законодательные акты, действующие на территории РФ, приведены в

соответствие с Законом РФ «О защите прав потребителей».

На основании отдельных статей закона Правительство РФ

утверждает разного рода подзаконные акты, правила по договорам

купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров,

выполнению отдельных видов работ и т.д.

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг)

Закон «О защите прав потребителей» вводит обязательную сертифи-

кацию. Сертификация подтверждает соответствие качества товара

обязательным требованиям государственных стандартов.

На основании ст. 5 Закона обязательной сертификации подлежат:

• товары (работы, услуги), на которые в законодательных

актах, государственных стандартах установлены требования,

направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья

потребителей и охраны окружающей среды, а также на

предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

• средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья

потребителей.

Партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть,

или каждая единица товара должны сопровождаться

сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявить

покупателю по его требованию.

Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение

работ и оказание услуг без сертификата соответствия,

подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по бе-

юпасности, Законом запрещена. Товары могут сопровождаться

сертификатом, выданным национальными органами по сертификации,

а также зарубежными сертификатами, признаваемыми в России.

На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных

сертификатом (или на сопроводительной документации, на таре или

упаковке), должен быть знак соответствия, установленный

государственным стандартом. Ответственность за наличие

сертификата и знака соответствия несет продавец (изготовитель).

В первоначальной редакции Закон действовал четыре года. Но

практика показала, что не все его статьи позволяют однозначно

толковать их содержание. В 1996 г. был принят Федеральный

закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской

Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об

административных правонарушениях». Ряд изменений коснулся

непосредственно вопросов обязательной сертификации.

Так, в новой редакции уточняется сущность понятия

«потребитель», которое трактуется как «гражданин, имеющий

намерение заказать или приобрести либо заказывающий,

приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно

для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением

прибыли». Таким образом, к числу потребителей Закон не относит

индивидуальных предпринимателей, приобретающих товар для

своей деятельности, связанной с извлечением прибыли.

Представляется, что практика покажет в дальнейшем

несостоятельность такой формулировки, содержащей оттенок

дискриминации, тем более что предпринимателю не запрещено

обращаться, например, в Общество по защите прав потребителей с

жалобами на качество товара. Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и

 

окружающей среде, несмотря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и

транспортировки. При поступлении сигналов от обществ по защите прав

потребителей, государственных и общественных организаций,

судебных органов Закон обязывает изготовителя приостановить

производство (реализацию) товаров, работ, услуг и устранить

причины, вызывающие несоответствие. Закон определяет и другие меры.

Чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их

нарушения, потребитель обязательно должен располагать

информацией об изготовителе, поэтому Закон РФ «О защите прав

потребителей» предусматривает право потребителя на информацию

о предприятии — изготовителе товара, продавце товара, а также

предпринимателе, который производит и продает товар.

Некоторые сведения об изготовителе потребитель может

почерпнуть из торговых марок, товарных знаков. Товарные знаки

крупнейших фирм всегда обеспечивают доверие покупателей к их

продукции, основанное не на наличии сертификата соответствия,

а на высоком и стабильном качестве, которое гарантируется

высокоэффективными системами управления качеством продукции на

предприятиях этих фирм. Товарные знаки, будучи

интеллектуальной собственностью, защищены законодательными положениями

и не могут быть использованы другими изготовителями продукции.

Однако общеизвестно, что практически на любых товарных

рынках покупатель сталкивается с подделками самых разных

видов товаров. Выявлено пять основных способов подделки

известных товарных марок:

• открытый подлог (фальшивка), т.е. подделка внешней

формы и торговой марки. Особенно часто этот способ

мошенничества встречается в торговле пластинками, аудио- и

видеокассетами, компакт-дисками;

• «рабское» копирование: разборка изделия и его полное

копирование, причем объем продаж таких товаров порой

превосходит продажи оригиналов. Этот способ особенно харатерен для станков и другого оборудования,

электротехнической и электронной продукции;

- имитация — продажа под маркой известного изготовителя.

Особенно характерна такая подделка для товаров широкого

потребления (швейные изделия, часы и т.п.). Цена таких

товаров, как правило, более низкая, чем у истинных товаров

(оригиналов), что обычно привлекает покупателя, главным

образом малоискушенного либо наживающегося на

слабостях других. Так, имитацию часов Cartier-Fake Cartier можно

купить за 5—10 долл., а продать за 40—50 долл., в то время

как цена оригинала примерно 700 долл. Часто имитируются

джинсы (известна история с поддельными джинсами,

продаваемыми в Москве под маркой «Levi Strauss»);

• опережение: копирование товара с небольшими

изменениями, в том числе и в написании и звучании торговой марки.

Причем и то и другое бывает весьма близким к оригиналу.

Например, компьютеры «Pineapple» (подделка под «Apple»),

кофе «Nesskaffe» (оригинал Nescafe), «Pavasonic» (оригинал

Panasonic) и многое другое. В России появилась

минеральная вода «Бонжоми» (оригинал «Боржоми»);

• нарушение принципов продажи: несоблюдение

законодательства о регистрации товарных знаков.

Подделки наносят урон как покупателю, так и изготовителю.

Изготовитель теряет определенную долю рынка, а нередко и свой

авторитет и доверие потребителей. В зарубежной практике

сложились обыкновения, которые сводятся к тому, что меры должны

принимать те компании, чья продукция подделывается. Так, в

Великобритании создан Союз по борьбе с пиратством, который

финансируется 38 крупнейшими компаниями; подобные общества

действуют в США, во Франции. ЕС совместно с США действуют

через ГАТТ/ВТО. Если возникает подозрение или товары явно

фальшивые, применяется определенная процедура, в результате

которой подобные товары в 10-дневный срок убираются с

рынка, а их «автор» вряд ли появится на этом рынке вновь. Для

покупателя затруднения в выборе могут быть связаны еще и с

тем, что «пострадавшие» фирмы иногда в качестве мер «борьбы»

выбирают сотрудничество и компромисс. Они переводят

отношения с нарушителем на конструктивные рельсы (если его товар

по качеству не уступает оригиналу или когда свое положение не

совсем устойчивое).

Эти примеры еще раз подчеркивают важную роль сертификации

соответствия в защите прав потребителей. Потребитель должен знать

свои права и пользоваться ими. Известно, что в ряде случаев

подделки представляют опасность для жизни и здоровья, а в их

производстве нередко просматривается организованная преступность. Вот

почему сертификат соответствия, который вправе потребовать от

изготовителя и продавца покупатель, Законом РФ «О защите прав

потребителя» рассматривается как гарантия права на безопасность

потребляемых товаров. Безопасность изделий, процессов, услуг,

определяемая Законом как основной аспект сертификации,

характеризуется конкретными параметрами и требованиями к ним.

В этой связи Законом усилена государственная защита прав

потребителей путем расширения полномочий таких федеральных

органов управления, как: Министерство РФ по антимонопольной

политике и поддержке предпринимательства, Госстандарт РФ, Минздрав

России и др. Они получили право в пределах своей компетенции:

• осуществлять контроль за соблюдением изготовителями

(продавцами) требований к безопасности продукции (работ, услуг);

• требовать устранения недостатков или снимать подобные

товары с производства, запрещать реализацию продукции и

услуг, предписывать прекращение работ;

• предписывать запрещение реализации товаров с истекшим

сроком годности, а также при отсутствии достоверной

информации о них.

Статья 41 Закона устанавливает основания для применения

санкций государственными органами, осуществляющими контроль

за безопасностью товаров для потребителей. За нарушения правил

сертификации органами по сертификации, испытательными

лабораториями (центрами) установлен штраф в размере двукратной

стоимости работ по сертификации. Если же товары реализуются с

нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются

изготовители (продавцы) в размере стоимости реализованных

товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также и

руководители предприятий-изготовителей и органов по

сертификации. Обязанности по координации деятельности федеральных

органов, осуществляющих контроль за безопасностью товаров,

Закон возлагает на Госстандарт РФ.

В области сертификации Законом определены следующие

обязанности Госстандарта РФ:

• определение порядка сертификации и номенклатуры

товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;

• аккредитация органов по сертификации контрольных видов

товаров (работ, услуг) и испытательных лабораторий

(центров), а также предоставление права проведения

аккредитации другим юридическим лицам;

• осуществление контроля за правильностью проведения

сертификации;

• ведение Государственного реестра сертифицированных

товаров, аккредитованных органов по сертификации и

испытательных лабораторий;

• принятие решений о признании сертификатов, выданных

зарубежными и международными организациями;

• представление России во взаимоотношениях с

зарубежными странами и в международных организациях по вопросам

сертификации.

В новой редакции ст. 43 Закона Госстандарту РФ

предоставлено право налагать штрафы, если:

• изготовитель (исполнитель, продавец) уклоняется от

исполнения законных предписаний органов государственной власти;

«потребителям причинен ущерб товаром (работой, услугой),

не отвечающим требованиям по безопасности;

• товар реализуется (работа выполняется, услуга оказывается)

без сертификата соответствия обязательным требованиям

стандартов по безопасности. Это касается и импортных товаров;

• орган по сертификации нарушил правила обязательной

сертификации; п

• испытательная лаборатория (центр) представляет




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.235 сек.