Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения сертификации в РФ 3 страница




недостоверные результаты испытаний;

• индивидуальный предприниматель отказывается исполнять

предписания федеральных органов или выполняет их

несвоевременно.

В более широком аспекте правовые основы сертификации

обеспечивает Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».

15.2. Закон РФ «О сертификации

продукции и услуг»

Этот закон принят в 1993 г., в новой редакции — в 1995 г., а в

1998 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении

изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О

сертификации продукции и услуг», содержащий новые положения,

касающиеся различных аспектов сертификации.

Новые изменения и дополнения создают законодательную

основу для более глубокой гармонизации российских систем

сертификации с международными правилами и нормами, что

необходимо для выполнения требований ВТО. Так, в ст. 1 принята новая

редакция определения термина «сертификация» с учетом

Руководства 2 ИСО/МЭК от 1996 г.: сертификация — это деятельность

по подтверждению соответствия установленным требованиям

независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и

потребителя (покупателя) организации. Соответствие удостоверяется в

письменной форме, т.е. документом. Таким документом является

сертификат соответствия (ст. 6, п. 1).

Дополнение ст. 7 устанавливает, что «при обязательной

сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия

распространяется на всей территории Российской Федерации».

Такое уточнение вызвано незаконной практикой субъектов РФ,

которые принимали нормативные акты, обязывающие поставщиков

товаров проводить повторную сертификацию, если сертификат

соответствия был получен ими в другом регионе России. Несмотря

на то, что это противоречит Конституции России (ст. 74),

определяющей введение подобных ограничений только федеральными

законами, практику удалось пресечь лишь принятием

указанного выше дополнения. Оно было усилено положением о том, что

обязательная сертификация проводится только в тех случаях, когда

это предусмотрено федеральными законодательными актами, а

не законами и нормативными правовыми актами субъектов

Российской Федерации.

В Законе установлены цели сертификации, определен

национальный орган по сертификации — Госстандарт РФ и

направления его деятельности. }

Закон определяет следующие цели сертификации:

• контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и

имущества людей и окружающей среды;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных

изготовителем.

Закон однозначно трактует право на создание системы

сертификации: «система сертификации создается государственными

органами управления, предприятиями, учреждениями и

организациями и представляет собой совокупность участников

сертификации», которые проводят сертификацию по тем правилам и в

том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии

с положениями Закона «О сертификации продукции и услуг». В

Законе установлены общие положения о сертификате и знаке

соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке

правил их регистрации и применения.

Закон предусматривает, что система сертификации может

создаваться только юридическими лицами. Форма собственности

юридического лица и организационная форма не регламентируются.

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть

отнесены: государственные органы; организации, которые создают

систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные

органы систем сертификации, определяемые в необходимых

случаях для организации и координации работ в системах

сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы)

потребители (могут привлекаться представители обществ по

защите прав потребителей).

В ст. 8 Закона уточняется право участия в обязательной

сертификации организаций независимо от их

«организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются

изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями

(покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их

аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на

проведение работ по обязательной сертификации».

Пересмотрены положения статей Закона, касающихся

аккредитации (ст. 8, 9). Теперь право аккредитации предоставлено не

только Госстандарту, но и другим федеральным органам исполни-

юльной власти, на которые законодательными актами РФ

возложена организация обязательной сертификации. В их обязанности

вменяется не только проверка компетентности, но и выявление

независимости от изготовителей, продавцов, потребителей.

Лицензия должна выдаваться только после получения

аккредитуемой организацией аттестата аккредитации.

Таким образом, новая редакция указанного положения

привечена в полное соответствие с требованиями документа

Европейской Комиссии Генерального Директората III «Перечень меро-

приятии, которые должны быть предприняты Российской

Федерацией». В этом документе определено одно из условий

присоединения РФ к ГАТТ/ВТО: участие в работах по сертификации

«неправительственных коммерческих организаций». Практическое

значение этого положения сводится к возможности привлечения

к работам по сертификации научно-исследовательских

институтов, которые в рыночных условиях изменили свой статус.

Законом предусмотрена обязательная и добровольная

сертификация.

Положения, касающиеся обязательной сертификации,

содержатся в разд. II Закона, где указано, что объекты обязательной

сертификации определяются законодательными актами Российской

Федерации. Объекты обязательной сертификации, относящиеся к

товарам народного потребления, а также работам, услугам,

реализуемым гражданам, определяются на основе Закона «О защите прав

потребителей». Организация и проведение работ по обязательной,

сертификации возложены на Госстандарт России и другие федег;

ральные органы исполнительной власти Российской Федерации.

Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт

либо другие уполномоченные на то органы, причем все они должны

учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.,

Согласно Закону осуществлять руководство и координацию

сертификации могут федеральные органы исполнительной власти

в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и

услуг связи проводится на основе Федерального закона «О связи»

а испытания осуществляются в уполномоченных на то испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом России. Сертификат соответствия выдается федеральным

рганом исполнительной власти в области связи.

Другими федеральными органами по сертификации являюто

Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Государственный комитет РФ

по охране окружающей среды, Министерство природных

ресурсов РФ, государственная ветеринарная служба и др.

Закон установил положение, касающееся рекламной деятель

ности: запрещается рекламирование товара, если он подлежит

обязательной сертификации, но не имеет сертификата

соответствия. К сожалению, Закон четко не определяет, кто должен

нести ответственность за нарушение этого запрета, но, видимо, и

рекламодателям, и рекламным агентствам следует более внимательно изучить российские законы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей. Данное положение Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» вполне согласуется с правилами рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации, которые устанавливает Закон РФ «О рекламе», принятый в 1995 г. В нем определена и ответственность за нарушение этих правил.

 

Существенные изменения внесены в положения Закона, отно-

сящиеся к добровольной сертификации (ст. 17, 18). Отменены

ограничения, которые запрещали добровольную сертификацию

продукции, если она подлежала обязательной сертификации.

Отменено положение, которое предусматривало проведение

добровольной сертификации только по тем требованиям к товару, которые

не отнесены к обязательным. Добровольная сертификация

проводится на условиях договора между заявителем и органом по

сертификации по инициативе заявителя.

Цель добровольной сертификации — подтверждение

соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий,

рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Однако Закон предусматривает, что добровольная сертифюса-

ия продукции, подлежащей обязательной сертификации, не

засияет обязательную сертификацию этой продукции. Таким образом, если даже изготовитель осуществил добровольную сертификацию на соответствие тем показателям, которые являются аспектом обязательной сертификации, он все равно обязан провести обязательную сертификацию.

Не содержится ли здесь препятствия для расширения в России

практики добровольной сертификации, преобладающей в

зарубежных странах и наиболее предпочитаемой производственными и

другими организациями?

Новая редакция ст. 18 предусматривает, что добровольная сер-

шфикация осуществляется органами по добровольной

сертификации, входящими в систему добровольной сертификации. Сис-

кма может быть создана любым юридическим лицом,

регистрирующим систему и знак соответствия в установленном порядке.

Таким органом может быть не только юридическое лицо,

создавшее систему, но и другая организация, которая заключает договор с другим юридическим лицом.

 

Добровольная сертификация может проводиться в системе обязательной сертификации. Для этого необходимо наличие двух обязательных условий:

• правила системы обязательной сертификации

предусматривают проведение добровольной сертификации;

• в системе обязательной сертификации должен быть зарегистрированный знак соответствия для добровольной сертификации.

В Законе содержатся положения, касающиеся импортируемой

продукции, которые рассмотрены далее. '

Весьма важным дополнением к Закону РФ «О сертификации про:

дукции и услуг» является п. 4 ст. 7 о подтверждении соответствия:'

«Подтверждение соответствия может также проводиться

посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем)

декларации о соответствии. Декларация о соответствии является

документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель)

удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция

соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответ

ствие которой может быть подтверждено декларацией о

соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее

принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном поряд

ке, регистрируется в органе по сертификации и имеет

юридическую силу наравне с сертификатом».

Принятое дополнение соответствует требованиям по присос

динению России к ВТО, положениям ГАТТ и зарубежной практи

ке подтверждения соответствия согласно Руководству 2 ИСО/МЭК.

Устанавливая контрольные функции1 федеральных органом

исполнительной власти, Закон РФ «О сертификации продукции и

услуг» определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Кроме того, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает контроль за соблюдением требований по безопасности и правил сертификации. К сожалению, Закон не дает толкования различий между контролем и надзором (см. гл. 2). Что касается инспекционного контроля, то государственные органы, не имея права его осуществлять, обязаны определять его порядок для каждой системы сертификации.

Между государственным и инспекционным контролем есть

принципиальные различия, прежде всего касающиеся правовой

основы. Государственный контроль регламентируется

законодательными актами, которые определяют полномочия соответствующих

Положения касаются обязательной сертификации государственных органов, их права и формы контроля; санкции за нарушение обязательных государственных требований. Правовая основа инспекционного контроля, который является функцией органа по сертификации конкретной системы, — это соглашение между ним и юридическим (физическим) лицом — заявителем на проведение обязательной сертификации. Обычно в таком соглашении оговаривается право органа по сертификации осуществлять инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции установленным требованиям. Такая оговорка будет иметь место в соглашении в зависимости от применяемой схемы сертификации, и если контроль предусмотрен, договаривающиеся стороны определяют способ контроля и его оплату заявителем.

Орган по сертификации не имеет права на имущественные санкции, а если выявлено несоответствие продукции или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия.

Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах

(Нотификации, так же как и органов по сертификации и испыта-

н-льных лабораторий, организуют Госстандарт РФ и другие органы

тсударственного управления в соответствии с профилем

сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается на положение о аккредитации, поэтому при выявленных нарушениях этих положений контролирующие организации имеют право лишить

участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.

В дополнение к инспекционному контролю органы по сертификации и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который проводит Госстандарт РФ. Цель его — проверка соблюдения сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Контроль за сертифицированной продукцией — по существу это проверка ее соответствия обязательным требованиям стандартов по

i к-^опасности, а это фактически совпадает с объектом госнадзора

ia выполнением обязательных требований стандартов (по Закону

¦¦о стандартизации», см. гл. 2). Госнадзор проверяет также и соблю-

пепие правил обязательной сертификации изготовителем

(продавцом), органами по сертификации и испытательными центрами. Учи-

п,|пая единство объекта контроля, Госстандарт утвердил «Порядок

проведения Госстандартом России государственного контроля и над-

зора за соблюдением обязательных требований государственных

стандартов, правил обязательной сертификации и за

сертифицированной продукцией (работами, услугами)». Установленный этим

документом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации. В ст. 16 приведен перечень работ, финансируемых государством. В него включены:

• разработка прогнозов развития сертификации, правил и ркомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

• участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и сотрудничеству с национальными органами по сертификации зарубежных стран;

• участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

• разработка проектов законодательных актов по сертификации

• научные исследования, имеющие общегосударственное значение:

• работы по государственному контролю и надзору за

соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

• ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации, архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

• другие работы по обязательной сертификации, если это ол

ределено законами России.

Все работы, связанные с обязательной сертификацией конкретной продукции, оплачивает заявитель. При этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами сертификации определенных видов продукции, т.е. по каждой системе обязательной сертификации отдельно. Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов РФ. Подобный способ оплаты целесообразен с точки зрения зависимости стоимости работ от

степени сложности продукции, ее вида и отличительных особенностей методов испытаний, испытательного оборудования, продолжительности и т.п. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы заявитель вправе отнести к

себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный и гражданско-правовой характер, определяется по фактам нарушений правил обязательной сертификации, а несут ее виновные

юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством РФ. Ответвственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ «О защите прав потребителей» для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

В соответствии с законами РФ «О защите прав потребителей»

и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы

испытательные центры, система аккредитации испытательных

лабораторий, работы по сертификации в рамках большого

количества систем как обязательного, так и добровольного характера.

Для упрочения доверия к результатам сертификации, защиты от

необъективной информации, возможности взаимного признания

и сопоставления результатов испытаний требуется гармонизация

правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были

приняты Правила сертификации в РФ и другие документы.

На основании законов, действующих в области сертификации, разработаны организационно-методические принципы, определяющие практику сертификации в России.

 

 

Принципы проведения сертификации продукции

В начале 1990-х годов российский внутренний рынок

стремительно заполнялся различными товарами, в основном зарубежно^

го производства. Нередко обнаруживались случаи несоответствия

их качества российским требованиям и нормам, а также и

недоброкачественность. Такая ситуация потребовала действенных мер,

и как единственная форма подтверждения соответствия была

введена обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера

сыграла положительную роль, выявила и немало недостатков

российской системы сертификации. Но следует учесть, что если

сертификация за рубежом существует десятки лет, то в России ее

возраст исчисляется шестью годами.

Потребность общества в радикальных переменах в экономике,

форсируемый переход к рыночным отношениям не давали

возможности быстро перестроить принципы сертификации сообразно

современным международным правилам и нормам, хотя как правовое

обеспечение, так и нормативное базировалось на рекомендациях и

руководствах ИСО/МЭК. В последние годы стало очевидным, что

отставание практики российской сертификации, ее организации

применение сертификации в качестве единственного способа

подтверждения соответствия превратились в тормоз интеграции страны в

мировую хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи с вступлением в ВТО, также касались и сертификации. Для решения данной проблемы разработаны меры, изложенные в Концепции совершенствования системы сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия. Реализация концепции дает возможность:

• найти приемлемый баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию;

• создать благоприятный климат для добросовестных и законопослушных производителей и поставщиков товаров;

• обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО и др.

Положительным итогом сертификации в России является

создание инфраструктуры сертификации и испытаний, которые

базируются на Системе государственной стандартизации. Это важно

потому, что переход к подтверждению соответствия путем

декларации изготовителя, по мнению специалистов Госстандарта, не

потребует дополнительных бюджетных средств. Нужны время и

осознание изготовителями их полной ответственности за свои заявления

и декларации, что, видимо, и составляет основную проблему.

Переход на новые принципы подтверждения соответствия

потребует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополнений

и изменений во все законодательные акты, касающиеся

сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной базы

сертификации и внедрения ее в практику. Конечно, для этого

потребуется определенный период, в течение которого будет

действовать нормативная база, обеспечивающая сертификацию,

введенную в России в 1992 г.

Рассмотрим ее организационные и методические принципы:

• обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

• объективность и независимость от изготовителя и потребителя;

• профессиональность испытаний;

• исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

• право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;

• открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;

• многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

Анализ Концепции и перспективных задач сертификации см. в гл. 17.

использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;

• признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;

• соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

• привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

На сегодняшний день сертификация охватывает более 75%

наименований производимой в стране продукции.

По данным Госстандарта, номенклатура потенциально

опасной продукции составляет 90%. Если базироваться на этих

данных, то масштаб обязательной сертификации в России приобрел

бы совершенно несоизмеримую с мировой практикой величину

не только по объему, нб и по затратам. Согласно задачам, которые

определены Концепцией, к товарам, подлежащим обязательной

сертификации, теперь будут отнесены только те, которые

обладают наибольшей потенциальной опасностью. Очевидно, что для их

выявления необходимо провести соответствующую работу. На

сегодняшний день в номенклатуру продукции и услуг, подлежащих

обязательной сертификации, включены только те объекты, кото*-

рые в соответствии с законодательством проходят сертификацию

в системе ГОСТ Р под руководством Госстандарта РФ. В

номенклатуру входят товары для личных нужд граждан, продукция

производственно-технического назначения и услуги тех же профилей.

Головной организацией, которая составляет номенклатуру и

вносит в нее требуемые коррективы, является ВНИИС.

Правила по проведению сертификации

Правила по проведению сертификации устанавливают общие

рекомендации, которые применяются при организации и

проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти

правила распространяются на все объекты сертификации российского

и зарубежного происхождения, а также могут служить основой для

организации систем сертификации однородной продукции.

Для обеспечения возможности признания российских

сертификатов и знаков соответствия за рубежом правила и рекомендации составлены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах ИСО/ МЖ, международных стандартах ИСО, европейских стандартах, документах других международных и региональных организаций, осуществляющих сертификацию.

Правила включают положения, касающиеся участников сертификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции.

 

Основные функции участников сертификации. Национальный орган

но сертификации — Госстандарт России формирует

государственную политику в области сертификации и устанавливает общие

правила сертификации, проводит государственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия, ведет их Государственный регистр. В ведении Госстандарта находятся все публикации, касающиеся официальной информации по всем вопросам сертификации.

Правила определяют основные действия и функции, которые

осуществляют Госстандарт РФ и другие государственные органы

управления по созданию и работе систем сертификации

однородной продукции. Они устанавливают процедуры проведения

сертификации в рамках создаваемой системы, выбирают схемы

сертификации, определяют центральные органы системы (если сами не выполняют функции центральных органов), разрабатывают правила аккредитации и выдачи лицензий, если система относится к

обязательной сертификации; аккредитуют органы по сертификации и

испытательные лаборатории и выдают им соответствующие лицензии.

Указанные выше государственные органы управления осуществляют и контрольные функции: в их ведении находятся организация и проведение государственного контроля и надзора, а также определение порядка инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией. Госстандарт России выполняет функции и по международным связям и области сертификации: готовит предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации; имеющим право заключать соглашения с международными и региональными организациями о взаимном признании результатов сертификации, а также сертификатов и знаков соответствия, протоколов испытаний. Госстандарт, как уже сказано выше, представляет Российскую Федерацию в международных и региональных

организациях, занимающихся вопросами сертификации.

Федеральные органы исполнительной власти, создавшие свои

системы обязательной сертификации, имеют право выдавать сертификаты соответствия и лицензии на использование знаков соответствия. При формировании систем обязательной

сертификации Госстандарт РФ и другие государственные органы управления

решают вопросы состава, количества и географического

размещения органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Организация работы по формированию системы сертификации

однородной продукции и руководство ею, а также координация

работы органов по сертификации и испытательных лабораторий в

составе системы — основные задачи центрального органа каждой системы сертификации. Центральный орган также обязан разработать предложения по номенклатуре продукции, которая может сертифицироваться в руководимой им системе; по совершенствованию фонда используемых в системе нормативных документов. В его компетенцию входит рассмотрение апелляций, содержащих претензии

к действию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также ведение учета сертификатов, лицензий на использование знака соответствия, обеспечение информацией о системе.

Обязанности органа по сертификации включают: сертификациию продукции, выдачу сертификатов и лицензий на применение знака соответствия; проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией; отмену (приостановление) действий выданных им сертификатов и лицензий; формирование и обновление фонда нормативных документов, на соответствие которым в системе сертифицируется продукция; предоставление заявителю запрашиваемой им информации.

Аккредитованная испытательная лаборатория занимается

испытаниями конкретных видов продукции либо специализируется

на проведении определенного типа испытаний, располагая для

этого нужным оборудованием, а также оформлением и выдачей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.