КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственно-юридическая школа в русской историографии
Представители этой школы считали, что в основе исторического процесса лежит сила государственной власти. Основателями государственной школы были Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), видный историк государства и права, и Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885), видный государственный деятель, историк и публицист. В период революционной ситуации конца 50-х гг. XIX в. они выступили с идеей, что не общество создает государство, а государство создает общество. За этим скрывается гегельянская теория государства как "органического союза народа", в котором воплощается сознание и воля народа как единого целого. Б. Н. Чичерин видел в нем надклассовую силу и связывал с его деятельностью все изменения в общественной жизни. Государство осуществляет верховные начала человеческой жизни, оно играет всемирно-историческую роль. Наиболее полно, по мнению Чичерина, руководящая роль государства обнаружилась в истории России, где якобы сам народ был создан государством, которое собирало под свою власть отдельных лиц, блуждавших по необъятным просторам страны. Географические условия России обусловили всемогущество русского самодержавного государства, которое "сверху" создало сословия. Все эти идеи были противопоставлены революционерам-демократам, которые писали, что вся история состоит в борьбе трудящихся с дармоедами, против марксистской теории классовой борьбы. Представители государственной школы считали, что имущественное неравенство естественно и закономерно, но что из этого не вытекает классовая борьба. Они выдвинули теорию, что сначала создается государственный, а затем крепостной строй. Накануне реформы 1861 г., когда все вопросы сводились к борьбе с крепостничеством, Б. Н. Чичерин сводил это к тому, что крепостное право не имеет классового содержания, что это правовая государственная реформа. Он выдвинул теорию закрепощения и раскрепощения сословий силой государственной власти. Б. Н. Чичерин и К. Д. Кавелин в своих трудах выделили, наряду с государственным фактором, как важнейший, географический фактор, определявший русский исторический процесс. Они считали Россию страной колонизующейся. В дальнейшем эти идеи найдут воплощение в творчестве С. М. Соловьева и В. О. Ключевского. 7. С. М. Соловьев - выдающийся буржуазный историк России первой половины и середины XIX в.
Новое буржуазное направление в русской историографии получило наиболее полное и яркое воплощение в трудах С. М. Соловьева (1820-1879), которые были направлены против М. Погодина и славянофилов. Соловьев был крупнейшим представителем государственно-юридической школы. Он посвятил себя всецело отечественной истории и оказал огромное влияние на развитие историографии. О С. М. Соловьеве написано много, но вряд ли эта обширная историографическая тема может быть исчерпана до конца, ибо в дореволюционной исторической науке немногие ее представители могут сравниться с ним по богатству содержания и глубине идей. Труды Соловьева (более 300) в совокупности представляют собой не только богатейшую энциклопедию отечественной истории с древнейших времен до середины XIX в., но и воплощение нового подхода к ней как к науке.) Сергей Михайлович Соловьев родился 17 мая 1820 г. в Москве в семье священника, преподавателя Московского коммерческого училища. Мать историка, Елена Ивановна Шатрова, была дочерью чиновника, дослужившегося до дворянского звания. Отец по давнему порядку записал 8-летнего мальчика в духовное училище, где, по воспоминаниям историка, учили плохо. Отец видел, что из такого учения проку не будет. Понимал, что мальчика влечет история, занимают путешествия, особенно по старинным русским городам, поэтому определил Сергея в гимназию, в которой С. М. Соловьев учился в 1833-1838 гг. В 12 лет будущий историк раз двенадцать прочитал труд Н. М. Карамзина "История государства Российского". В гимназии им был пройден курс с 3-го по 7-й класс. Учился будущий ученый блестяще по всем предметам, кроме математики. Гимназия была на подъеме: с середины 30-х гг. новый попечитель Московского учебного округа, университета и других заведений, образованный, честолюбивый и энергичный граф С. Г. Строганов настойчиво старался поднять науку и педагогику в учреждениях округа. При очередном посещении гимназии он заметил способности С. М. Соловьева и не терял потом его из виду, сыграв важную роль в дальнейшей судьбе будущего историка. Выпускной экзамен Соловьев выдержал отлично. По новому положению (с 1838 г.) этот экзамен считался и вступительным в Московский университет, куда С. М. Соловьев поступил осенью 1838 г. В 1838-1842 гг. он учился на философском факультете, где находилась тогда основанная в 1835г. кафедра русской истории, которой руководил М. П. Погодин. С. М. Соловьев слушал лекции М. Т. Каченовского, М. П Погодина, С. П. Шевырева, которые не удовлетворяли в полной мере будущих историков и филологов. Свежие веяния в университете были связаны с молодыми преподавателями, которые начали преподавать с конца 30-х - начала 40-х гг. К ним принадлежали историки Д. Л. Крюков, Т. Н. Грановский, несколько позднее К. Д. Кавелин и П. Н. Кудрявцев; политэконом и статистик А. И. Чивилев; юрист П. Г. Редкий и др. В основном все преподаватели тяготели к западникам, естественно, что симпатии С. М. Соловьева тоже были на стороне этих ученых. Занимался будущий историк много, посещал все лекции, аккуратно вел записи, по обыкновению много читал, нередко вел споры в студенческой среде. В доме своего товарища, будущего поэта и критика А. А. Григорьева (учился в 1838-1842)он встречался со студентами и начинающими поэтами А. А. Фетом (учился в 1840 -1844), Я. П. Полонским, Н. М. Орловым (сыном декабриста М. Ф. Орлова). Бывали там К. Д. Кавелин и князь В. А. Черкасский (учился в 1840- 1844). Главой и душой этого кружка был Аполлон Григорьев. На встречах молодые люди обсуждали дела литературные, читали и толковали Гегеля, философствовали. По словам А. А. Фета, в кружке собирались "наилучшие представители тогдашнего студенчества", в кружок "приходил постоянно записывающий лекции и находивший еще время давать уроки будущий историограф С. М. Соловьев. Он по тогдашнему времени был чрезвычайно начитан...". Что же читал Сергей Михайлович? Он сам писал: "В изучении историческом читал Гиббона, Вико, Сисмонди; не помню, когда именно попалось мне в руки Эверсово "Древнейшее право руссов"; эта книга составляет эпоху в моей умственной жизни, ибо у Карамзина я набирал только факты; Карамзин ударил на мои чувства, Эверс ударил на мысль; он заставил меня думать над русской историей" (1). Обратился С. М. Соловьев, естественно, и к идеям Гегеля-властителя дум русской молодежи 40-х гг. XIX в. Диалектика великого философа основательно вошла в умственный обиход С. М. Соловьева и позднее сыграла важную роль в разработке им своего понимания исторического развития. В студенческие годы Соловьев изучил такие фундаментальные труды, как "История французов" Ж. Сисмонди, О. Тьерри, "История Шотландии" У. Робертсона, "Славянские древности" П. Шафарика, особенно сочинения Ф. Гизо, поклонником которого С. М. Соловьев остался на всю жизнь. Благодаря рекомендации М. П. Погодина и попечительству С. Г. Строганова, С. М. Соловьев после окончания Московского университета был оставлен на кафедре русской истории для подготовки к ученым занятиям и замены впоследствии М. П. Погодина. Подготовка к профессорской деятельности предполагала хорошее знакомство кандидата с культурой, образом жизни и наукой Западной Европы. Но для этого нужны были немалые деньги, в которых у историка были затруднения. И на этот раз ему помог С. Г. Строганов, который предложил Соловьеву поехать за границу в роли домашнего учителя при детях графа А. Г. Строганова, брата попечителя, с жалованием в 12 тысяч франков в год. Из Петербурга Соловьев отправился на пароходе в Травемюнде и дилижансом в Любек, а затем и в Берлин. Два года жизни в Европе помогли С. М. Соловьеву существенно пополнить свои знания. Он многое повидал в германских землях и государствах, а также в Австрии, Бельгии и Франции. Историк побывал в крупных культурных и старинных городах: Париже, Брюсселе, Берлине, Страсбурге, Праге, Регенсбурге, Мюнхене, Дрездене, Гейдельберге, Аахене, Веймаре, За границей С. М. Соловьев посещал и слушал лекции знаменитых ученых: в Германии - философа Шеллинга, историков Крейцера, Неандера, Ранке, Раумера, Рау, Шлоссера; во Франции - Мишле, Гизо и великого польского поэта А. Мицкевича. Историк побывал в старых университетах Берлина и Гейдельберга, Сорбонны и Коллеж де Франс, усердно работал в Королевской библиотеке в Париже, в архивах Берлина, Мерзебурга. В сентябре 1844 г. по настоянию С. Г. Строганова С. М. Соловьев возвратился в Москву и стал готовиться к магистерским экзаменам и защите диссертации. В 1845 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему "О взаимоотношениях Новгорода с великими князьями", а с октября С. М. Соловьев стал читать лекции в качестве адъюнкта. Не откладывая в долгий ящик, молодой ученый приступил к написанию докторской диссертации. Он трудился напористо, упорно, собирал материалы, писал быстро. В 1847 г. ученый защитил докторскую диссертацию на тему "История отношений между русскими князьями Рюрикова дома". В ней С. М. Соловьев выдвинул и обосновал новаторские идеи, принципиально отличные от официальной историографии, которые затем вошли составной частью в его капитальный труд. В 1847 г. он стал экстраординарным (внештатным) профессором русской истории, а с 1850 г. ординарным (штатным) профессором. Три с половиной десятилетия С. М. Соловьев трудился в Московском университете. В 1864-1870 гг. историк был первым деканом историко-филологического факультета, созданного согласно новому университетскому уставу, в 1871 - 1877 гг. являлся ректором Московского университета. Он работал также директором Оружейной палаты с 1872 г. Умер СМ. Соловьев 16 октября 1879 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Плодотворная связь профессорско-преподавательской, исследовательской и научно-литературной работы С. М. Соловьева, весьма характерная для него, ощутима в содержании, в главных, осевых идеях курсов, которые он читал, книг и статей, которые писал. С. М. Соловьев начинал свои научные занятия с осмысления общих принципов познания прошлого. В понимании общего хода исторического развития ученый, естественно, опирался на современные ему философско-исторические идеи и, прежде всего, на философию Гегеля. Привлекавшая своей диалектикой, философия Гегеля открывала совершенно новые горизонты мышления и познания, вводила неразрывно связанные понятия развития общества и историзма в подходе к его оценке. Из философии Гегеля можно было делать выводы о том, что органическое развитие исключает революции, что особенно импонировало С. М. Соловьеву. В 1851 г. выходит I том фундаментального труда С. М. Соловьева "История России с древнейших времен". С тех пор в течение 29 лет выходило по одному тому в год. "История России" является венцом всей научной работы историка, в котором автор все свои знания по истории России свел в единую стройную систему. С. М. Соловьев выражал передовые буржуазные идеи, был первым выдающимся буржуазным историком. Он выдвинул идею исторического развития, которое имеет свою внутреннюю закономерность. "История есть процесс органического развития, - говорил ученый. - Народы живут, развиваются по известным законам, проходят известные возрасты, как отдельные лица, как все живое, все органическое" (2). Порок прежних схем, выдвинутых дворянскими историками, С. М. Соловьев видел именно в том, что они не устанавливали необходимой связи между периодами. По его мнению, все раздельные части надо связать в целое и стройное. Он отбросил норманнский и монгольский периоды русской истории, выделенные прежними исследователями. В приходе варягов и нашествии монгол С. М. Соловьев видел только внешние события, которые не определяли внутреннего органического развития России. Ученый признает призвание варягов, но считает, что они не поколебали родового строя восточных славян и растворились в нем. Он отбрасывает и удельный период, подыскивая для него более содержательные характеристики. В качестве общего принципа периодизации русской истории С. М. Соловьев рассматривал развитие государства, борьбу родового и государственного начал. Он выделял 7 периодов: I - от Рюрика до Андрея Боголюбского (родовые отношения); II - до Ивана Калиты - время борьбы родового и государственного начал; III - до Ивана III, объединившего Русь; IV - до пресечения Рюрикова дома, завершившегося торжеством государства; V - с XV - до середины XVIII вв. - период вхождения России в систему европейских государств; VI - вторая половина XVIII -первая половина XIX вв. - новый период русской истории; VII -с 1861 г. - период промышленного капитализма. Периодизация, как видим, отражает прежде всего историю государства. Внешне она вроде бы сходна с периодизацией дворянских историков. Но для них каждое из княжений - самостоятельный этап, а С. М. Соловьев показал историю возникновения и развития государства как внутренне обусловленный процесс, в первую очередь, выраженный в явлениях политической истории. Законченную и систематическую характеристику русского исторического процесса он дал в Предисловии к I тому, По мнению С. М. Соловьева, три условия определяют жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от окружающих народов. Центральное место ученый отвел борьбе русского народа с кочевниками Востока, то есть "леса со степью", В географических условиях этой исторической борьбы он видел причину задержки развития России и ее отставания от Западной Европы. С этих же позиций С. М. Соловьев оценивает историю Киевской Руси и ее распад. Историк считает, что Киев не мог быть долго центром Русского государства, так как граничил со степью. Вследствие этого центр перемещается на северо-восток, который лесами и реками был лучше защищен от степи (кочевников). Закономерности возвышения Москвы он также видит в географических условиях, развивая дальше идеи Н. В. Станкевича. Совершенно по-новому С. М. Соловьев оценивает правление Ивана IV. Осуждая его жестокость, он вместе с тем указывает на значение опричнины в борьбе за торжество государственного начала. Ряд моментов, отмеченных С. М. Соловьевым, имеют существенное значение для понимания исторического процесса. Историзм автора выразился в признании исторической закономерности, связанной с учением об историческом прогрессе. Соловьевский принцип историзма имел прогрессивное значение. Ученый видел единство исторического развития всех стран, связывал реформы Петра I с эпохой Возрождения. Соловьев соединил XVII в. с первой половиной XVIII в., так как предпосылки реформ Петра I были заложены еще в XVII в. Всестороннему освещению петровских преобразований в тесной связи с внутренней и внешней политикой России С. М. Соловьев отвел 4 тома своей "Историй России". По полноте и цельности этого освещения с названным трудом не могут сравниться другие исследования. И все же с задачей раскрытия закономерности внутреннего органического развития С. М. Соловьев не справился. Он стоял на идеалистических позициях и не понимал решающего значения производительных сил и производственных отношений, определяющих жизнь общества. Внутреннюю закономерность Соловьев свел к внешним факторам - колонизация, борьба леса со степью, то есть географический фактор, к государству, которое оценивал как надклассовую силу и определяющую исторический процесс. В названных выше особенностях ученый шел за Гегелем и Б. Н. Чичериным. В 60-70-е гг. "История России" дополняется рядом монографий по истории XVIII и XIX вв. "История падения Польши" (1863), "Публичные чтения о Петре Великом" (1872), "Император Александр I. Политика. Дипломатия" (1877), "Исторические письма" (1879). В 50-х гг. появились историографические работы Соловьева: "Писатели русской истории XVIII в.", "Н.М. Карамзин и его "История государства Российского", "Шлецер и антиисторическое направление". Перечисленные труды отражают размежевание либеральной и официальной исторической науки. Несмотря на идеалистические позиции Соловьева, с его именем мы по праву связываем появление историографии как науки в России. Таким образом, "История России" и другие труды С. М. Соловьева остались полновесным вкладом в развитие отечественной исторической науки и общественно-исторической мысли. Они являются выдающимся памятником русской историографии. Сочинения Соловьева и ныне читаются, изучаются и практически используются. Научное наследие С. М. Соловьева - существенная неотторжимая часть национальной русской духовной культуры.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |