КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истоки буржуазной историографии в России. Иоганн-Филипп-Густав Эверс
Г. Эверс (1781 -1830) был первым представителем нового направления в отечественной историографии. Младший современник Н. М. Карамзина, он историю России рассматривал с позиций, чуждых придворному историографу. Н. М. Карамзин тянул в XVIII в., а идеи Г. Эверса принадлежали XIX в.Эверс учился в Дерптском университете, был учеником Шлецера, от которого воспринял принципы критики исторических источников. Он стал изучать договоры Руси с греками и "Русскую правду". Историк отказался от внешних описаний, перейдя к анализу внутренней жизни общества, к экономической истории. В 1808 г. вышла его первая работа на немецком языке "Древнейшее русское право в историческом его раскрытии". Здесь автор поднимает совершенно новые проблемы: о южном происхождении Руси (вразрез со своим учителем Шлецером) и начале ее истории задолго до призвания варягов. В 1814 г. Г. Эверс выпускает на немецком языке "Критический разбор истории России" в 2-х частях, и, наконец, в 1816 г. выходит обобщающее исследование ученого - "История руссов". Метод его исследования - сличение текстов источников и их критический разбор. Он не выработал своей периодизации русской истории, поскольку не придавал ей серьезного значения, заимствовав схему истории России у Шлецера: I) до смерти Владимира II; II) до татаро-монгольского нашествия (1223 г.); III) до Ивана IV (как у Щербатова); IV) до Петра I (1689 г.), с которого начинается новый этап русской истории. Главное состояло в сущности подхода историка к проблематике. Эверс делает принципиальный поворот от фактов истории государства к изучению внутренней жизни народа. Разумеется, это еще не есть законченное понимание истории общества и общественных отношений, но никто до Эверса не датировал первых сведений о славянах 532 г. Ученый выдвинул свою схему общественного развития, согласно которой общество переживает процесс развития от мелкого к более сложному: семья - род - государство. Таким образом, он выдвинул родовую или патриархальную теорию, на основе которой объяснял наиболее важные проблемы русской истории. Так, если распад Киевской Руси для Н. М. Карамзина был упадком монархии, то Г. Эверс видел в распаде Киевской Руси нечто иное. Киевский князь для Эверса - глава рода, поэтому раздача земель, как родовой собственности, сыновьями Владимира была законной. Историк ставит проблему внутреннего закономерного развития: распад Киевской Руси, создание Русской правды. Г. Эверс, вслед за И. Н. Болтиным, признал наличие феодальных отношений на Руси, применяя сравнительный метод изучения источников. Он писал о единстве истории России и Западной Европы. Ошибкой Эверса было то, что он отвергал "норманнскую теорию", развивая идею о хазарском происхождении Руси. Итак. Г. Эверс наметил новое направление в исторической науке. Его родовая теория занимала выдающегося буржуазного историка России С. М. Соловьева. Эверс не имел такой популярности, как Н. М. Карамзин, потому что его произведения тяжело было читать, но труды ученого оставили глубокий след.
5. «Скептическая школа» в русской историографии ВМосковском университете в 20-30-х гг. XIX в. сформировалось возглавленное профессором Михаилом Трофимовичем Каченовским (1775-1842) направление, получившее название "скептиков". К ним относились Н. В. Станкевич, С. М. Строев, О. М. Бодянский, Я. И. Бердников, Н. С. Арцыбашев, П. М. Строев и др. По своим убеждениям к этим ученым примыкал и Н. А. Полевой. Взгляды исследователей формировались под влиянием философии Гегеля и немецкого историка античности Бертольда Георга Нибура, который пытался проследить возникновение римской античной традиции и выдвинул идею критического метода изучения источников, их сопоставления для установления степени реальности сведений, содержащихся в них. "Скептики" выдвинули требование относиться к истории как к науке, устанавливать подлинность источника и проверять достоверность его сообщений. Монархической апологии Древней Руси, выдвинутой Н. М. Карамзиным, они противопоставили идею о том, что русский народ в период Киевской Руси, как и другие народы, переживал "баснословный" период истории. Еще в 1832 г. Н. С. Арцыбашев упрекал дворянского историка за некритическое отношение к источникам. В условиях николаевской реакции такие взгляды выглядели объективно как протест против официальной историографии. Однако в части конкретного решения проблем истории "скептики" пришли ко многим неверным выводам, когда объявили недостоверными "Повесть временных лет" и "Русскую правду", как возникшие всецело под влиянием иноземной письменности. Выступив против норманистов, они в то же времяразделили ошибочные выводы Г. Эверса о хазарском происхождении славян, а варягов считали прибалтийскими славянами. Следует отметить, однако, что "скептики" дали иновые позитивные решения некоторых вопросов. В 1834 г. в"Ученых записках" Московского университета была напечатана статья ученика М. Т. Каченовского - Николая Владимировича Станкевича (1813-1840) "О причинах постепенного возвышения Москвы до смерти Ивана III". Он выступил против традиционных схем официальной историографии и заявил, что "не одной личности князей Москва обязана своим возвышением". Историк попытался выяснить объективные условия возвышения Москвы, среди которых выдвинул следующие: во-первых, благоприятное географическое положение, которое обеспечивало Москве большую, по сравнению с другими районами, безопасность от вторжения врагов и в связи с этим приток населения; во-вторых, обогащение московских князей за счет сбора дани с русских земель для Золотой орды; в-третьих, роль митрополитов, оказавших большую поддержку московским князьям, сделавших Москву уже в первой половине XIV в. центром русской церковной организации; в-четвертых, умелая политика московских князей по отношению к Золотой орде. И хотя наблюдения Н. В. Станкевича над условиями возвышения Москвы ограничивались лишь внешними факторами, это был новый подход к проблеме, основанный на выявлении совокупности объективных факторов "возвышения" Москвы. В целом, однако, положительный вклад "скептиков" в развитие истерической науки был невелик. Реальное дело "скептиков" тонуло в их нигилизме по отношению к древнерусской истории. Значительно большее впечатление на современников произвели труды Николая Алексеевича Полевого (1796-1845), который проповедовал новый подход к пониманию истории как всемирно-исторического процесса и выдвигал требование философского обоснования истории. Талантливый журналист, купец по происхождению, основатель первого буржуазного журнала в России "Московский телеграф", Н. А. Полевой заявил, что истинная идея истории была недоступна Карамзину, который "как философ-историк не выдерживает строгой критики". Он задумал противопоставить официальному историку свой труд, подчеркнуто назвав его "История русского народа". По мнению Полевого, государство не восстановилось при Иване III, а возникло впервые, потому что до этого на Руси господствовал сперва "норманнский феодализм", то есть не одно, а несколько государств, а потом "семейный феодализм". В отличие от Н. М. Карамзина, считавшего удельный период бессмысленным, поскольку не было самодержавия, Н. А. Полевой полагал, что "сей период был необходимым для развития жизненных сил по всем землям русским...". Это была первая догадка о закономерности исторического процесса. Полевой впервые в отечественной историографии выделил феодальный период в русской истории, оформленный в систему междукняжеских отношений. Историк вернулся к теме феодального поместья и строя Русского государства Х- XIII вв., поднятой впервые И. Н. Болтиным, но рассмотрел ее шире. Н. А. Полевой стремился установить связь русского исторического процесса с западноевропейским. Он писал, что одинаковые обстоятельства породили одинаковые следствия, то есть феодальные отношения. Образование Русского централизованного государства Н. А. Полевой связывал с борьбой против татаро-монгольского ига, и был прав, указывая на особую роль Руси в спасении народов Европы от монгольского нашествия. И декабристы, и Г. Эверс, и "скептики", и примыкавший к ним Н. А. Полевой подходили к новому пониманию истории. Они показали несостоятельность методологических позиций официальной историографии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |