КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические условия развития исторической науки
РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА КРЕПОСТНОГО СТРОЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. ЛЕКЦИЯ 8
В первой половине XIX в. происходит дальнейшее углубление процесса разложения крепостничества и его кризиса. Капиталистическая система хозяйства развивалась, разлагая крепостническую систему. Эти процессы завершились в 1861 г. отменой крепостного права и победой капитализма. Социальной стороной его был рост буржуазных элементов, усиление роли разночинцев в общественной жизни страны, в частности, в развитии исторической науки. Историческая обстановка породила большой интерес широких общественных кругов к истории. Историей России стали заниматься не только Московский, но и Казанский, Харьковский, Петербургский, Дерптский и другие университеты. Стали издаваться "Ученые записки", которые содержали публикации по отечественной истории. Наиболее ранними из них были "Ученые записки МГУ" (с 1833 г.). Несколько позднее появились "Ученые записки Казанского университета". В первой половине XIX в. стали выходить специальные исторические журналы "Русские достопамятности", "Труды и летописи", "Русский исторический сборник" и наиболее богатые источниками "Чтения общества истории и древностей Российских", созданные О. М. Бодянским, и "Временник" этого общества, редактируемый И. Д. Беляевым. Возникают различные научные общества в области истории. Развитие исторической науки России в первой половине XIX в. происходило в условиях борьбы различных направлений и взглядов. Социальная сущность каждого направления определялась пониманием историками русской истории, а проблематика - историческими условиями. Борьба в исторической науке была продолжением противоборства различных общественно-политических сил и идей. 2. Н. М. Карамзин - выдающийся официальный историк России первой четверти XIX в. Вусловиях разложения и кризиса феодально-крепостнической системы в России идеологи дворянства стремились сохранить старые порядки и остановить дальнейшее развитие капитализма. С обоснованием этих позиций выступил в своих трудах Н. М. Карамзин (1766-1826). Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 г. в Самарской губернии в семье богатого помещика. Он получил блестящее гуманитарное образование, знал несколько европейских языков. Литератор по профессии, он в конце XVIII в. занялся историей. Вероятно, решающее влияние на это оказала его поездка в Германию и Францию, где он был свидетелем взятия Бастилии, начала Великой Французской революции. Исторические взгляды Н, М. Карамзина складываются не сразу. Одним из первых его исторических произведений были "Письма русского путешественника", написанные в 1789-1790 гг., где автор выступает сторонником западноевропейской культуры. В работе историк с восторгом отзывается о реформах Петра I, которые сделали, по его мнению, русских европейцами. До Петра Россия отставала от Европы на шесть веков, благодаря реформам, русские "в несколько лет почти догнали Европу". Однако уже в "Письмах" автор высказал мысль о недопустимости насильственной ломки старых отношений, выступил сторонником эволюционного развития. После возвращения в Россию Н. М. Карамзин решил окончательно посвятить себя разработке отечественной истории и предложил свои услуги Александру I, который зачислил его официально в "историографы" доя написания обобщающего сочинения по истории России. Первые 8 томов "Истории государства Российского" Н. М. Карамзин торжественно преподнес с дарственной надписью императору в. 1818 г. Труд его вызвал большой интерес среди широких слоев русского общества. Об этом говорит и тот факт, что первое издание в три тысячи экземпляров разошлось буквально за три недели. В 1819-1824 гг. вышло 2-е издание, но последний 12 том появился в 1829 г. после смерти автора. Он обрывается изложением крестьянской войны начала XVII в. В своем обобщающем изыскании Н. М. Карамзин дальше развивает важнейшие положения и выводы по истории России, сформулированные официальной историографией (начиная с В. Н. Татищева), дополняя и уточняя их. Историческая концепция историка - вершина официальной исторической науки и, одновременно, начало ее кризиса. Периодизация истории России, выдвинутая Н. М. Карамзиным, в основных своих чертах совпадает с той схемой русского исторического процесса, которая была выдвинута дворянскими исследователями XVIII в. Вместе с тем, Николай Михайлович внес в периодизацию коррективы и продолжил дальше. В "Истории государства Российского" ученый выделяет следующие периоды: I - от Рюрика до Святополка (862-3015); II - до монголо-татарского нашествия (1238); III - до Ивана III (1462); IV - до Василия III (1533); V - до Федора Ивановича (1598); VI -до 1612г. (смутное время). Н. М. Карамзин, как и его предшественники, начинает изложение исторической концепции с этногенеза народов. Он перечисляет племена, обитавшие в древности в Восточной Европе по Геродоту, пишет о скифах, готах, венедах, гуннах. Историк ставит вопрос о происхождении славян и делает вывод, что они обитали к югу от балтийского народа. Расселение восточных славян Карамзин дает по "Повести временных лет" Нестора. Начало русской истории ученый относит в глубокую древность ко временам скифов. Н. М. Карамзин принимает норманнскую теорию "призвания" князей на Русь. Славяне, по его мнению, пригласили князей-варягов, те основали монархию. Однако, в отличие от Шлецера, он признает древнее государственное начало на Руси до варягов. Распад Киевского государства исследователь объяснял тем, что после смерти Ярослава Мудрого перестала существовать самодержавная власть и после этого началось время бедствий, разрушений. Северо-Восточная Русь обязана своим возвышением личным достоинствам Андрея Боголюбского, который стремился к спасительному самовластию. После смерти Боголюбского наступил период анархии: раздробление, княжеские усобицы привели к завоеванию татаро - монгол. Н. М. Карамзин по-своему оценивает период татаро-монгольского ига, которое для него не только зло, но и добро: без татар русские земли погибли бы в междоусобных войнах. Карамзин считает, что Иван Калита первым стал крепить и развивать монархическую власть, Дмитрий Донской старался подавить сепаратизм удельных князей. Особенно восторженно историк отзывается об Иване III, по его мнению, основателе монархической державы. На примерах из русской истории историк хотел показать все качества просвещенного монарха, который должен править совместно с аристократией. В своих работах Карамзин развивает идеи М. М. Щербатова. Н. М. Карамзин дает отрицательную оценку царствованию Ивана Грозного, выступает против террора самодержца по отношению к боярам. Исторический портрет Ивана Грозного - деспот и тиран. Мрачными красками рисует автор и Бориса Годунова, описывая его душевные терзания как царя-убийцы. Благосклонно же оценивает историк деятельность Василия Шуйского, который отличался мудростью. Таким образом, история Н. М. Карамзина - это история формирования и развития самодержавия, а не народа. Ошибочно было бы говорить, что народ вообще у историка отсутствует. В 12 томе мы видим оценку Ермака, И. Болотникова и других русских людей. И хотя Карамзин был официальным историком, тем не менее, как патриот России, он не мог пройти мимо народных деятелей. Это связано с тем, что, будучи еще писателем, Н. М. Карамзин интересовался героическими типами не только из князей, дворян, но и выходцев из простого народа. Эволюция исторических взглядов Н. М. Карамзина завершается в его последнем сочинении "Записка о древней и новой России", где автор переходит на официально-охранительные позиции. История России доводится в последнем сочинении до времени Александра I. Первые Романовы заимствовали западные образцы в быту, воинском деле, в учреждениях, в культуре, но эти заимствования плохо уживались со старым укладом русской жизни. Явился Петр I, началась насильственная ломка старых отношений, и. Карамзин сменил великосветский либерализм времен "Писем русского путешественника" на консерватизм крепостника. Историк враждебно относится к петровским реформам, поскольку видит в них революционную ломку старых отношений. Карамзин считает, что после Петра I началось ослабление самодержавия, хотя его сменила истинная преемница - Екатерина П. Карамзин видит, что блестящее царствование Екатерины II представляет из себя много блеска и мало основательности. Ослабление власти продолжается при Павле I, который царствовал вопреки уставам, творил произвол и подорвал престиж самодержавия. Единственный, о ком историк говорит восторженно - Александр I, который укрепляет доверие к монархии. Таково содержание карамзинского взгляда на историю России, который был направлен на сохранение крепостничества и самодержавия в условиях углубления процесса разложения крепостного строя, В то время как представители передового дворянства после Отечественной войны поставили вопрос о роли народных масс в истории, Н. М. Карамзин, в противовес им, стал доказывать, что роль народных масс состоит в преданности царям и помещикам. Историк утверждал, что как в прошлом, так и в настоящем Россия держалась и держится исключительно на самодержавии. Самодержавие - движущая сила русского исторического процесса, без него немыслимо могучее Российское государство. Н. М. Карамзин, как источниковед, стоял выше, чем В. Н. Татищев и М.М. Щербатов. Ему были известны новейшие приемы критического разбора источников и правила их публикации. В примечаниях мы видим тонкого наблюдателя, сделавшего ценные замечания. Преимущество Карамзина состояло в том, что, в отличие от своих предшественников, являясь официальным историографом, он имел доступ ко всем архивохранилищам, где были сосредоточены ценнейшие источники по русской истории. Н. М. Карамзин ввел в научный оборот целый комплекс новых источников, не использованных ранее: Троицкую, Лаврентьевскую, Хлебниковскую, Ростовскую, Строгановскую, а также Псковские и некоторые Новгородские летописи. Он извлек из Кормчей книги "Русскую правду", церковный устав Владимира, Новгородский устав Святослава 1137г. У Румянцева ученый получил грамоты галицких князей и некоторые другие документы, впервые использовал Судебник 1497 г., привлек большое количество сказаний иностранцев о России: Барбаро, Штильтберга, Герберштейна, Гванини, Крузе и др. Некоторые из источников утрачены и могут быть воспроизведены по примечаниям Н. М. Карамзина, например, Троицкая летопись. "История государства Российского" имеет литературные достоинства и доступна широкому кругу читателей. Высокую оценку ей дал В. А. Жуковский. А. С. Пушкин писал: "...Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом". "История государства Российского" долгое время была основным учебным пособием по русской истории. Она была новым шагом в развитии официальной историографии. Историк Карамзин считается основоположником официально-охранительного направления, он оказал глубокое влияние на исторические взгляды славянофилов, М. Погодина и других сторонников теории официальной народности. Отношение современников Карамзина к его труду было неоднозначным. Реакционный лагерь с восторгом встретил сочинение ученого. А. С. Пушкин, отражая прогрессивное в общественной мысли, подметил основную политическую тенденцию Н. М. Карамзина в доказательстве необходимости самовластия и "прелести кнута". И вместе с тем, хотя Карамзин был дворянским историком, но освещал историю России с позиций патриота. Ему принадлежат замечательные слова о значении истории в жизни общества: "История есть в некотором смысле священная книга народов, главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |