КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические взгляды декабристов
Прогрессивная историография России в первой четверти XIX в. была представлена декабристами. Декабристы искали опору в своей революционной деятельности в истории человечества и особенно в прошлом своего народа. Изучая историю России, они определяли свои задачи перед народом в деле его освобождения. История не отвлекала их от революционной деятельности, а укрепляла их веру в начатое дело. Декабрист М. С. Лунин писал, что "история путеводит нас в высокой области политики". Война 1812 г., революции в Испании, Неаполе, события в Греции возбуждали интерес декабристов к истории. Декабристы обратились прежде всего к радищевской традиции в историографии, зачитывались произведениями А. Н. Радищева, осмысливали его философию. Исторические взгляды декабристов имели много общего с социологией первого русского революционера. Положение А. Н. Радищева, что человек есть категория социальная, было принято декабристами. Они искали в истории то, чего не могла дать им официальная историография: столкновение различных групп, факты борьбы угнетенных за свое освобождение. Это было положено в основу исторической концепции декабристов. Декабристы вступили в первую очередь в борьбу с историческими построениями Н. М. Карамзина. Не будучи профессиональными историками, они, тем не менее, имели прекрасную историческую подготовку, были знатоками источников. Н. М. Муравьев выступил со специальной работой, направленной против идей дворянского историка - это Записка об "Истории государства Российского" (1818-1819). Н. М. Муравьев в противовес тезису Н. М. Карамзина, что "история народа принадлежит царю", выдвинул положение, что "история принадлежит народам". Конечно, с этим тезисом согласились не все декабристы, некоторые недооценивали роль народных масс. Н. М. Карамзин призывал к примирению с властью и социальному миру, а Н. М. Муравьев стоял за борьбу между "злом и благом". Муравьев выдвигает тезис о независимости хода истории от одного человека - царя. Им формулируется идея закономерности как естественного хода вещей. К сожалению, Н. М. Муравьев стоял на идеалистических позициях, считая, что движущей силой истории являются "новые понятия, новые мысли". Н. И. Тургенев тоже не соглашался с концепцией Н. М. Карамзина о самодержавии и дворянстве, хотя и ценил его "Историю государства Российского". В 1818 г. он записал в свой дневник, что история принадлежит народу и никому более. Н. И. Тургенев упрекал официального историка за то, что тот хотел скрыть рабство подданных и деспотизм царей. Декабрист М. С. Лунин в "Розыске историческом", написанном уже в Сибири, выступает против самодержавия, видя в нем корень зла. Полемика декабристов с Н. М. Карамзиным дала им возможность высказать некоторые теоретические положения, относящиеся к историческому процессу. Например, среди представителей официальной историографии было мнение, что зло может быть ликвидировано через исправление человеческой природы, осуществляемой разумом и волей правителей. Н. М. Муравьев выступает против этого утверждения, заявляя, что человеческая природа не исправляется декретированием сверху. Его поддерживает К. Ф. Рылеев, замечая, что воля отдельного человека не оказывает влияния на судьбы человечества: существуют исторические закономерности. Рылеев понимал исторические закономерности идеалистически, называя их "промыслом". Декабристы не сомневались в поступательном характере исторического развития, усматривая в этом важнейшую закономерность истории. Исторический оптимизм, убеждение в победе прогрессивных сил над всем тем, что мешает торжеству передового в общественном развитии - все это замечательная особенность мировоззрения декабристов как революционеров. Декабристы ставили перед собой задачу преобразования не только политического, но и социально-экономического строя России. Отсюда их интерес к социально-экономическим вопросам при разрешении исторических проблем. Такие вопросы рассматривались, например, в известном сочинении Н. И. Тургенева "Опыт теории налогов", в работах А. О. Корниловича об экономическом развитии России в XVII в. Дворянские революционеры проявляли большой интерес к происхождению сословий в России, различий между ними. Изучая древнюю историю, декабристы в своем большинстве, как и А. Н. Радищев, идеализировали Древнюю Грецию и республиканский Рим, желая этим подчеркнуть преимущества республиканского строя перед монархией и выразить ненависть к деспотизму. С особым вниманием декабристы изучали историю новейшего времени - революцию в Нидерландах, Англии и особенно Франции. Но главное место в изысканиях декабристов занимала русская история, особенно вопрос о возникновении государственности на Руси. Декабристы решительно выступали против "норманнской теории", отрицали вымыслы о добровольном призвании варягов. Более точно антинорманистские идеи высказал М. С. Лунин. Исходной формой государственности у восточных славян, как и у других народов, декабристы считали, вслед за А. Н. Радищевым, народовластие в форме вечевого строя в Киевской Руси, особенно в Новгороде, который ими идеализировался. Это привело их к ошибочному выводу о том, что присоединение Новгорода к Московии имело отрицательные последствия. В оценке процесса образования Русского централизованного государства среди декабристов не было единства. Большинство из них не видели прогрессивного характера этого процесса и относились к нему негативно главным образом потому, что тот сочетался с усилением самодержавной власти. Отдельные декабристы (Н. И. Тургенев, М. С. Лунин) признавали важное значение сплочения русских земель в единое государство. Значительно больше единодушия обнаружили декабристы в осуждении жестокого правления Ивана Грозного. Декабристы решительно опровергали мнения официальных историков о добровольном подчинении крестьян крепостной зависимости. Виновниками закрепощения они считали дворян и государство. Особое место в исторических взглядах декабристов занимала оценка деятельности Петра I. В целом они оценивали положительно петровские реформы, видели их закономерность и подготовленность еще в конце XVII в. Нельзя не отметить чрезмерной идеализации Петра I у некоторых из них (А. О. Корнилович). Не поднимаясь до понимания социальной сущности реформ Петра I, отдельные декабристы все же отмечали, что все преобразования осуществлялись на основе усиления угнетения народа. Декабристы были первыми историками Отечественной войны 1812 г., ее непосредственными участниками. Они считали ее войной не генералов, а "народной". И, наконец, декабристы были первыми исследователями своего движения, выступив против искажения его дворянскими историками.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |