КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Просветительская историческая мысль в России во второй половине XVIII в
Мы уже говорили о созревании капиталистического уклада и увеличении роли недворянских слоев в общественной и культурной жизни. Теперь обратимся к возникшим в этой связи новым явлениям в русской историографии. Прежде всего, следует отметить, что в числе лиц, писавших исторические труды, появляется значительная прослойка из представителей купечества, мещанства и разночинной интеллигенции. Автор многотомных "Деяний Петра Великого" И. И. Голиков и историк Подвинья В. В. Крестинин были купцами; выступивший с трудами по истории семьи и собственности юрист С. Е. Десницкий происходил из мещан; автор одной из первых работ по истории Украины и истории Москвы В. Г. Рубан был выходцем из бедной казацкой семьи; автор монументального труда по истории коммерции М. Д. Чулков - служил секретарем в Коммерц-коллегии, затем в Сенате и был, по его собственным словам, крайне беден. Буржуазные тенденции проявились в подрыве той монополии, которая была в русской историографии за тематикой исследований. В первой половине XVIIIв., как мы видели, сюжеты, привлекавшие историков, были расширены и стали включать правительственные меры, регламентировавшие народную жизнь и быт. Но только во второй половине XVIIIв. стали появляться работы, в которых специально рассматривались история торговли, история "сельского домостроительства", промышленности и "художеств". Новые явления выразились и в том, что внимание исследователей стали привлекать не только феодальные властители, цари, полководцы, дипломаты и представители высшей церковной иерархии, но и купцы, которые признавались некоторыми авторами "наиполезнейшими членами общества", а также ученые и писатели. Буржуазные явления в историографии проявились и в усилении внимания к истории русских городов. По новейшим подсчетам, к концу XVIII в. было издано около 50 специальных работ по данной теме, в том числе по истории Архангельска и Холмогор В. В. Крестинина. Расширение тематики исследований и социальные симпатии историков отразились на характере привлекаемых ими источников. Стали предметом изучения архивные документы Коммерц-коллегии и Сената, относящиеся к торговле. Наряду с государственными грамотами и актами начали привлекать и изучать частные акты: купчие, меновые, духовные и другие документы, исходящие от частных лиц, часто недворянского происхождения. Поскольку ученые стали больше интересоваться простыми людьми, они обращаются к этнографическим и статистическим материалам. И в этом расширении источниковой базы нельзя не усмотреть влияние социальных интересов историков. Либеральные черты в отечественной историографии наиболее рельефно отразились в творчестве М. Д. Чулкова, И. И. Голикова, В. В. Крестинина. М. Д. Чулков (1740-1793) выступил в качестве автора семитомного труда "Историческое описание российской коммерции" (1781-1788), который имел не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку должен был знакомить купцов с состоянием и порядком ведения торговли в разных портах и на всех границах. Этим определяется структура работы, один из томов содержит материалы о торговле через Петербург и Кронштадт, другой - через Ригу, Ревель, Нарву и Выборг. Одновременно историк собрал для первого тома рассеянные по летописям и другим "историям" сведения о древней российской торговле и дополнил их изложением грамот, актов и других источников, затрагивающих вопросы торговли Московского государства. М. Д. Чулков пишет, что купечество "составляет благополучие общества не потому только, что прибыль казне пошлинами приносит, но потому более, что сей класс ободряет земле-дельство, служит ко обогащению общественному и в политических делах бывает иногда подпорою государствам" (1). Политическим настроениям нарождавшейся русской буржуазии соответствует отношение автора к абсолютизму, который заботился о купечестве во времена Петра I и на который буржуазия продолжала надеяться во времена Екатерины П. Не случайно исследователь добивался проведения таких мер, которые способствовали бы обеспечению мануфактур рабочей силой и принуждению работников "довольствоваться малым жалованием". И. И. Голиков (1735-1801) должен быть назван в курсе отечественной историографии как автор 12-ти томного труда "Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России" (1788-1789) и 18-ти томного "Дополнения к Деяниям Петра Великого..." (1790-1797). Л. В. Черепнин справедливо замечает, что в сочинении автора деятельность Петра I рассматривается с позиций сторонника абсолютизма и защитника интересов купечества. Выходец из купеческой среды и сам купец, И. И. Голиков был осужден за злоупотребления по винным откупам, но получил прощение в связи с открытием Медного всадника. По преданию, он пришел на площадь, где был поставлен памятник, упал на колени и дал клятву посвятить свою жизнь написанию истории Петра Великого. Впрочем, историк еще раньше интересовался "деяниями" Петра. Внимание его привлекает заведение царем мануфактур, "размножение всякого рода продуктов", разведение иностранных пород скота, забота о развитии внутренней и внешней торговли, заключение международных торговых трактатов и обеспечение твердого курса монеты. И. И. Голиков подчеркивает, что военные успехи Петра и перенесение столицы в Петербург содействовали хозяйственному подъему России. Царь, по его мнению, был рачительным и бережливым хозяином, "не истощал подданных". Это последнее утверждение уже никак не вязалось с реальной действительностью, но хорошо согласовывалось с буржуазными представлениями о хорошем царе. Заслуга историка состоит в том, что по печатным и архивным источникам он собрал и систематизировал многочисленные данные о деятельности Петра I, а так как "Деяния" и "Дополнения" находили многочисленного по тем временам читателя, они способствовали распространению сведений по истории эпохи Петра I. Купеческий сын В. В. Крестинин (1729-1795) написал ряд работ по истории своего родного Подвинья и осветил в них не только судьбы народа в доновгородские и новгородские времена, в составе единого Русского государства и в Российской империи, но и вопросы хозяйственной жизни, деятельности купечества и отдельных богатых купцов. Историка интересуют "частные роды", не имевшие княжеских титулов и дворянского достоинства, но, тем не менее, выделившие из своей среды людей, достойных благодарной памяти потомков. Его интересует и вопрос о том, как в непривилегированной среде северного черносошного крестьянства зарождаются богатые фамилии, как они сосредоточивают в своих руках значительные имущества и влияние в посадских и сельских общинах. Идеальным В. В. Крестинин считал положение, при котором среди "главных купцов и капиталистов" находилось бы побольше "мужей добродетельных, соединяющих собственную пользу с общим благом". Однако он вынужден был признать, что на деле "первые нашего посада (Архангельска) капиталисты" эксплуатируют бедноту. Историк, подобно М. Д. Чулкову и И. И. Голикову, уделяет большое внимание коммерции, и, в частности, беломорской торговле. Точно так же он ценит петровскую политику, заботу Петра I о купечестве, обучение архангелогородцев "азбуке коммерческой науки". Трех только что названных историков второй половины XVIII в. можно оценить как либеральных, не столько исходя из их социальной принадлежности, сколько основываясь на их внимании и симпатии к непривилегированным слоям общества, а также тематике исследований и круге привлекаемых источников. Но этим и ограничивается их научное новаторство. По своим социально-политическим убеждениям и философским позициям они выступали как люди, далекие от передовых либеральных идей эпохи Просвещения. Представители купечества в Уложенной комиссии больше заботились о расширении своих узко сословных привилегий и праве владения крепостными людьми, чем о ликвидации крепостного права. Соответственно И. И. Голиков славил Петра I за предоставление заводчикам возможности владеть принудительными работниками, М. Д. Чулков заботился о внеэкономическом принуждении в отношении тех же мануфактурных работников, а В. В. Крестинин - о законных правах северных купцов владеть половинками. О приверженности самодержавию авторов мы уже говорили. Вопрос об особенностях просветительской идеологии в России второй половины XVIII в. решался советскими историками общественной мысли и литературы неодинаково, Л. А. Дербов даже говорит о разноголосом хоре мнений и путанице в высказываниях о классовом характере и хронологических рамках русского просветительства, В этой связи необходимо вспомнить три основные черты русского просветительства 1860-х гг.: 1) горячая вражда "к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической областях"; 2) "горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни..." и 3) "отстаивание интересов народных масс главным образом, крестьян" (2). В. И. Ленин не отождествляет просветительство с простой защитой просвещения. Взгляды просветителей 60-х гг. XIX в. носят явно антифеодальный характер, направлены на защиту крестьянских масс. Говоря о просветительстве более раннего времени, следует подходить к нему не только как к явлению культурно-историческому, но и как к явлению социально-историческому. Только при таком подходе можно избежать слишком широкого толкования просветительства. Он исключает распространение просветительства на период от Симеона Полоцкого (XVII в.) до Н. Г. Чернышевского и не позволяет относить к просветителям Ф. Прокоповича или В. Н. Татищева. Русское просветительство, как предтеча буржуазной идеологии, начинается только со второй половины XVIII в. Русские просветители 1860-х гг. имели много общего с западноевропейскими экономистами XVIII в., но одновременно они отражали специфику русского общества. Говоря о русском просветительстве, зародившемся во второй половине XVIII в., мы также должны учитывать присущие ему своеобразные черты. Н. И. Новиков и другие просветители критиковали многие порождения крепостного права в социально-экономической и юридической областях, но они еще и поднимались до решительного протеста против крепостничества в целом. Н. И. Новиков и другие просветители XVIII в. критиковали такие порождения самодержавно-крепостнического строя, как чиновничий произвол и беззаконие, тунеядство и жестокость помещиков, но не доходили до отрицания абсолютизма и политического господства дворянства. В этом отношении В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. А. Добролюбов и др. пошли гораздо дальше просветителей екатерининского времени. Это отлично выразил Н. А. Добролюбов, давший высокую оценку Н. И. Новикову за, смелую и благородную сатиру, обнажающую "порок сильный и господствующий". И в то же время он заметил, что новиковская сатира нападала "не на основу зла, а только на злоупотребления того, что в наших понятиях есть уже само по себе зло". Читатели Н. А. Добролюбова, привыкшие расшифровывать эзопов язык подцензурной демократической печати, хорошо понимали, что речь шла о выступлениях просветителей XVIII в. против проявлений самодержавия и крепостничества. В этом и состояла важнейшая особенность раннего русского просветительства. Сатира Д. И. Фонвизина (1745-1792) и публицистика Н. И. Новикова (1744-1818) сыграли выдающуюся роль в деле формирования критического направления в русской общественной мысли и литературе. Они способствовали выработке исторических представлений о крепостнической эпохе, с ними знакомились целые поколения русских людей, в том числе историки. Стремление продемонстрировать высокие моральные качества русского народа и его творческие возможности заставляли Н. И. Новикова обращаться к русской истории. В ней он видел одно из важнейших проявлений уважения и любви к народу. Несомненно, что инициативе и организаторскому таланту Н. И. Новикова русская историческая наука обязана изданием большого количества исторических источников. В 1773-1775 гг. он издал 10 частей "Древней Российской Вивлиофики", а в 1788-1791 гг. - 20 частей второго дополненного издания этой публикации. Сюда вошли многие ценные источники от Киевской Руси до XVIII века. Среди них новгородские грамоты, духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, ханские ярлыки русским митрополитам, памятники дипломатических отношений Русского государства, царские указы. Во 2-м издании были уже документы, посвященные истории торговли и промышленности второй половины XVIII в., что свидетельствовало о росте интереса к экономическим проблемам. Н. И. Новикову принадлежит "Опыт исторического словаря о российских писателях", изданный в Петербурге в 1772 г. В нем были опубликованы сведения о 317 писателях и ученых, писавших с X до XVIII вв. Это был один из первых в России биографических словарей деятелей культуры. Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что историографические занятия Н. И. Новикова способствовали усилению интереса к русской истории и развитию критического отношения к характерным для нее самодержавно-крепостническим чертам. Представителями просветительства были первые русские профессора права С. Е. Десницкий (около 1740-1789) и И. А. Третьяков (7-1776). После окончания Московского университета они были посланы в Англию для продолжения образования. В Глазго слушали лекции А. Смита, там же получили ученую степень докторов наук, а по возвращении в Россию стали преподавать в Московском университете. Взгляды обоих ученых нашли отражение в публичных речах, "Словах" и "Рассуждениях", которые дошли до нас, а также в примечаниях к юридическим трудам, переведенным С. Е. Десницким на русский язык. Много внимания было уделено историко-правовой науке, которая стала в XIX в. одной из важных отраслей историографии. С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков должны быть признаны основоположниками этой отрасли знаний в России. Для общественно-политических воззрений С. Е. Десницкого характерно его отношение к положению помещичьих крестьян, "всех выгод лишенных", "не имеющих ни малейшей собственности". Но в то же время он опасался, что предоставление сразу прав и преимуществ крестьянам может повлечь за собой "нарушение спокойствия государства". Такую осторожность в подходе к решению крестьянского вопроса, как и надежды на деятельность Екатерины II, направленную на укрепление законности и широкое распространение просвещения, С. Е. Десницкий разделял с другими просветителями второй половины XVI11 в. С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков были поборниками естественного права, на котором основывалась юридическая наука не только в XVII, но и в XVIII в. В то же время они придерживались теории общественного прогресса, которую в XVIII в. развивали некоторые просветители и экономисты и, прежде всего, А. Смит. Пытаясь согласовать теорию естественного права и типичное для нее представление о неизменности человеческой природы с теорией прогрессивного развития человеческого общества, С. Е. Десницкий говорил, что важнейшим свойством природы человека является всегдашнее его устремление "к лучшему способу жития". Это устремление и привело к тому, что род человеческий в ходе своей истории прошел через ряд последовательно сменявших друг друга этапов и достиг "различных преуспевании". По мнению ученого, таких состояний было четыре: 1) состояние народов, живущих ловлею зверей и плодами, само рождающимися на земле; 2) состояние народов, живущих скотоводством; 3) "хлебопашественное" состояние и 4) состояние коммерческое, как высшее состояние общества, когда возникает "великое понятие собственности". Отмечая зависимость собственности, семьи, общественных нравов и политических отношений от характера производства или, точнее говоря, от особенностей добывания средств существования, Десницкий выступил как один из самых глубоких и интересных в XVIII в. исследователей первобытного общества. С. Е. Десницкий отмечал в качестве особой формы собственности феодальную и говорил о ее распространении как в Западной Европе, так и в России. Историк понимал под феодальными отношениями крупное землевладение и соединенную с ним правительственную власть крупных землевладельцев. Вопрос о происхождении феодального сеньориального режима до наших дней остается дискуссионным. С. Е. Десницкий первый в отечественной историографии начал выводить сеньориальный режим не из королевских или великокняжеских пожалований, а из крупного землевладения. Не следует думать, что он не видел темных сторон "благоустроенных и процветающих" европейских держав, негативных явлений коммерческого состояния общества. Хорошо знакомый с современной ему Англией, ученый подчеркивал опасности, которые таит в себе коммерция, "когда оная все перевалится в руки наемных богачей". И. А. Третьяков, преподававший римское право, выступал с публичными речами, посвященными формам правления в Древнем Риме и особенностям его экономической жизни. Говорил он и об историческом развитии "наук и художеств", которое было вызвано "сильным могуществом души человеческия". Особенно интересны высказывания его о разделении труда. Опираясь на учение А. Смита, историк показал, как разделение труда "приводит всякую вещь в совершенство" и поднимает производительность труда работающих. В развитии разделения труда он усматривал, таким образом, один из важнейших признаков общественного прогресса.
4. А. Н. Радищев – зачинатель революционной исторической мысли в России
А. Н. Радищев (1749-1802) не был специалистом в области истории, однако все его произведения пронизаны глубоким историзмом. Он пристально изучал отечественную и всемирную историю, резко критикуя официальных и либеральных идеологов. В поисках путей общественного развития А. Н. Радищев обращался к историческим событиям, фактам и давал им совершенно новое толкование. Он создал свою теорию исторического развития, совершенно противоположную господствующей точке зрения в исторической науке. Взгляды первого русского революционера на ход исторического развития отличались своим радикализмом, они выдвигают его на первое место в ряду прогрессивных мыслителей конца XVIII в. В чем же состоит новое в понимании истории у А. Н. Радищева? Не отвергая мнения просветителей о том, что изменение общественного строя зависит от распространения просвещения, он искал другие революционные пути общественного развития, пытаясь установить закономерности исторического процесса, чтобы заглянуть в будущее. А. Н. Радищев отчасти отошел от утверждения просветителей, что мнения правят миром, и сделал шаг по направлению к объективной действительности. По мнению писателя, не только идеи, ной действия самих людей должны изменить мир. Во взглядах А. Н. Радищева на историю людей имеются существенные элементы диалектики: все явления природы и развитие человеческого общества он рассматривал как процесс, подчиненный определенным закономерностям, движимый внутренними противоречиями, борьбой противоположных сил. Конечно, диалектика А. Н. Радищева еще во многом наивна и ограниченна, но, тем не менее, в ней встречаются проблески материалистического объяснения отдельных явлений истории общества. А. Н. Радищев считал, что всякое явление возникает, развивается и переходит к упадку, уничтожается силой, внутри его развившейся, силой, которая несет с собой новые явления. А. Н. Радищев близко подходит к теории скачкообразного перехода из одного состояния в другое. Скачкообразный переход из одного явления в другое он распространяет с природы на общественное развитие, на историю людей. И в этом его революционная заслуга. Именно Радищевым впервые высказана мысль о том, что человек- категория социальная. А. Н. Радищев механически отождествлял законы природы с законами истории человеческого общества, предполагая, что поскольку природа в своем движении повторяет один и тот же путь, то же самое происходит и с человеческим обществом. Он считает, что история движется борьбой двух общественных сил: стремлением народа к вольности и желанием отдельных личностей к самовластию. Ход истории человечества состоит, в его представлении, в смене одной формы власти другой, противоположной. Таким образом, по А. Н. Радищеву движение идет по кругу, а не по спирали, поэтому борющиеся силы выступают как равноценные, и побеждает то, что сегодня новое, независимо от того, прогрессивное оно или реакционное. В воззрениях А. Н. Радищева отразились противоречия его эпохи и в зародыше противоречия будущей общественно-экономической формации, поэтому либеральные колебания уживались у него с идеей насильственного свержения самодержавия и ликвидации крепостного права. Главное было то, что автор не мирится со старыми представлениями об историческом процессе. А. Н. Радищев исторический процесс понимал как борьбу свободы против самовластия. Он не понимал истинные, социально-экономические причины борьбы, однако Радищеву удалось увидеть, что мир поделен на угнетателей и угнетенных и что их борьба составляет исторический процесс, и народ выдвинет своих государственных деятелей, стоящих на защите его интересов. А. Н. Радищев придает большое значение таким вождям крестьянских движений, как С. Разин и Е. Пугачев, потому что он - враг самодержавия и крепостничества. А. Н. Радищев пристально изучал факты и явления всемирной истории, особенно те, которые свидетельствовали о борьбе народных масс против угнетения, за национальную независимость. Будучи противником самодержавия, он искал в мировой истории истоки и традиции республиканского строя, поэтому им идеализировался республиканский строй Древней Греции в Рима. А. Н. Радищев приветствовал буржуазные революции в Англии и Франции в ХУП-ХУШ вв., борьбу североамериканских колоний за свою независимость. Особое внимание А. Н. Радищев уделяет проблеме власти в отечественной истории. Он делает выписки из летописи Нестора, I и II тома "Истории Российской" В. Н. Татищева и "Ежемесячных сочинений" за 1761 г. Большинство выписок касаются формы власти в Древней Руси. А. Н. Радищев собрал материал, доказывающий, что во всех русских землях были народные собрания (вече). Отобранный материал доказывает, что в Древней Руси не было самодержавия. В своих трудах автор идеализирует вечевой строй Новгорода как орган народовластия. К сожалению, историк не видит положительного значения присоединения Новгорода к Москве. Однако деятельность Ивана III оценивалась им положительно. С наибольшей силой радищевский радикализм и историзм сказался в оценке эпохи Петра I. В 1782 г. в "Письме к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего" он называет Петра I обновителем и просветителем России. А. Н. Радищев писал, что Петр "дал первое стремление столь обширной громаде". Переоценка деятельности Петра I смягчается тем, что автор придает большое значение делам Алексея Михайловича, который положил начало преобразованиям, и первое место в преобразовании, естественно, отводилось Петру I. Историк блестяще вскрыл основу петровских преобразований. Радищев считает, что реформы не изменили главного - социальной сущности государства. В оценке преобразований Петра I - глубокое материалистическое понимание деятельности царя-реформатора. А. Н. Радищев подверг сомнению просвещенный абсолютизм Екатерины П. "Путешествие из Петербурга в Москву" - это обличительный акт против самодержавия и крепостного права. Таким образом, А. Н. Радищев является одним из выдающихся представителей русской общественной и исторической мысли конца XVIII в. Можно назвать его первым русским революционером.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |