КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика анализа показателей рентабельности предприятия
Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность оборота; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rз) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (3рп): Rз = Прп / 3рп Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции. Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект. Рентабельность оборота (коммерческая маржа) (Rоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции: Rоб = Прп / Врп Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного Капитала ( KL ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.: Общая сумма прибыли до налогообложения (или сумма чистой прибыли) R KL = --------------------------------------------------------------------------- Среднегодовая сумма капитала (или отдельных его частей) В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами, после чего определить факторы, формирующие их уровень. Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: • изменения структуры продаж; • уровня себестоимости реализованной продукции; • средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид: П рп f (VРП общ • Уд i • Ц i • С i) Rз = ----- = --------------------------------- (1) З рп f (VРП общ • Уд i • С i) Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки поданным табл. 6.2 и 6.3: П 0 (при VРП общ 0 , Уд i 0, Ц i 0, С i 0) R 0 = -------------------------------------------------- = З 0 (при VРП общ 0, Уд i 0, С i 0) = ---------- • 100 = 22,8 % П усл 1 (при VРП общ 1 , Уд i 0, Ц i 0, С i 0) R усл 1 = ------------------------------------------------------ = З усл 1 (при VРП общ 1, Уд i 0, С i 0) 15477 • 0,9 = ---------------- • 100 = 22,8 % 67937 • 0,9 П усл 2 (при VРП общ 1 , Уд i 1, Ц i 0, С i 0) R усл 2 = -------------------------------------------------- = З усл 2 (при VРП общ 1, Уд i 1, С i 0) = ----------- • 100 = 23,6 %
П усл 3 (при VРП общ 1 , Уд i 1, Ц i 1, С i 0) R усл 3 = ------------------------------------------------------ = З усл 3 (при VРП общ 1, Уд i 1, С i 0) = ----------- • 100 = 48,2 % П 1 (при VРП общ 1 , Уд i 1, Ц i 1, С i 1) R 1 = ------------------------------------------------------ = З 1 (при VРП общ 1, Уд i 1, С i 1) = ----------- • 100 = 23,7 % Общее изменение уровня рентабельности: ∆Rобщ = R1 - R0 = 23,7 – 22,8 = + 0,9% в том числе за счет: • объема продаж ∆RVРП = Rусл 1 - R0 = 22,8 – 22,8 = 0 • структуры продаж ∆RУд = Rусл 2 - Rусл 1 = 23,6 – 22,8 = + 0,8% • отпускных цен ∆RЦ = Rусл 1 - Rусл 2 = 48,2 – 23,6 = + 24,6% • себестоимости продукции ∆RС = R 1 - Rусл 1 = 23,7 – 48,2 = - 24,5% Далее следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции: П 1 VРП i (Ц i - С i ) Ц i - С i R = ----- = ----------------------- = ----------- (2) З 1 VРП i • С i С i Расчет влияния данных факторов производится способом цепной подстановки: Ц 0 - С 0 Ц 1 - С 0 Ц 1 - С 1 R0 = ----------- Rусл = ------------ R1 =------------- С 0 С 0 С 1 ∆R Ц = R усл - R 0 ∆R С = R 1 - R усл
Результаты расчетов покажут, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли. После этого необходимо более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности: ∆R Ц ∆R х i = --------- • ∆Ц х i ∆R общ Нужно установить также, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности: ∆R С ∆R х i = --------- • ∆С х i ∆R общ Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить эффективность операционной деятельности и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии. Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
П рп f (VРП общ • Уд i • Ц i • С i) R об = ----- = --------------------------------- (3) В рп f (VРП общ • Уд i • Ц i) Зная, из-за каких факторов изменились прибыль и выручка от реализации продукции, можно определить их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода. Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия: П i VРП i (Ц i - С i) Ц i - С i R об = ----- = ---------------------- = ---------- (4) В i VРП i • Ц i Ц i Расчет их влияния производится также с помощью приема цепной подстановки как и по модели (6,2). Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Уд i), себестоимости (С i), среднего уровня цен (Ц i) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР). Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей модели: БП П рп + ВФР f (VРП общ, Уд i, Ц i, С i, ВФР) R КL = ---- = --------------- = ------------------------------------ (5) КL В/Коб f (VРП общ • Уд i • Ц i • С i) Общее отклонение от плана по уровню рентабельности капитала составляет: ∆R общ = R1 – R0 = 41,2 – 43,8 = - 2,6% в том числе за счет: • структуры продаж ∆R Уд = R усл 1 – R0 = 45,1 – 43,8 = + 1,3% • отпускных цен ∆R Ц = R усл 2 – R усл 1 = 70,8 – 45,1 = + 25,7% • себестоимости продукции ∆R С = R усл 1 – R усл 2 = 44,0 – 70,8 = - 26,8% • внереализационных финансовых результатов ∆R вфр = R усл 4 – R усл 3 = 45,8 – 44,0 = + 1,8% • коэффициента оборачиваемости капитала ∆R Коб = R 1 – R усл 4 = 41,2 – 45,8 = - 4,6% Таким образом, уровень рентабельности совокупного капитала снизился в основном за счет роста себестоимости продукции и замедления оборачиваемости средств. При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов. Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый корректор-(1– К н), где К н - коэффициент налогообложения (отношение всех налогов из прибыли к общей сумме балансовой прибыли).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |