Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, термин, категория




Понятие – форма мышления, которая рассказывает существенные признаки явлений. Термин – естественно-языковое средство выражения понятий. Каждое понятие имеет содержание и объём. Содержание – совокупность отличительных признаков объекта, раскрывающих его качественную определённость. Объём – совокупность объектов, охватывающих данное понятие. Содержание и объём находятся в обратном соотношении. Чем более широким является содержание понятия, тем меньше объём и наоборот. В научном познании важнейшее значение имеет адекватное отражение существенных черт, присущих явлениям изучаемой действительности.

Совокупность понятий науки можно классифицировать из содержания. Понятия могут быть единичными и общими, в зависимости от количества отображаемых объектов. Важное значение имеет различие видовых и родовых понятий. Видовые имеют дополнительное содержание.

Понятия могут быть конкретными (характеризуют объекты в их естественной данности) и абстрактными (характеризуют в отвлечённом от объекта виде). Многофункциональность и размытость многих терминов – особенности языка и малоразработанность. Особенно эти сложности проявляются в гуманитарных науках.

Категории отражают наиболее существенные признаки, свойства, связи, определённые совокупности объектов реального мира. Это наиболее обобщённая форма знания. Если понятия характеризуют отдельные виды, то категории отражают общие свойства всех объектов рода. Предельность категории в том, что содержание категории не может быть воспроизведено в широкие определения. Содержание, выражаемое категориями, входит в видовое понятие, но содержание не исчерпывается родовым, т.е. категориальным, содержанием.

Типы и уровни категорий отличаются степенью их общности. Высшие уровни – философские – форма, содержание, часть и т.д. Частнонаучные категории – общенаучные категории. До сих пор не уделяется должного внимания понятийно-категориальному аппарату. Содержание и объём понятий чётко не раскрыты, или в них вкладывается различное содержание.

Наряду с раскрытием содержания важно полно определить содержание исторических понятий. Это может приводить к односторонности в трактовке последних и вести за собой неоднозначные споры. Чёткое разграничение видовых и родовых понятий. Но не всегда => сложные явления и процессы, которые могут быть раскрыты только на основе их, пытаются охарактеризовать единым понятием.

Необоснованное изменение содержания понятий. Например, родовое понятие – мануфактура (виды мануфактур раскрываются через родовые понятия – по сословной принадлежности, по социальной природе и т.д.)

Важное значение имеет обоснованное проведение категориального синтеза данных – подведение данных под разные категории. Первостепенное значение имеет выбор критериев.

Основная роль – у той теории и методологии, из которой исходит историк. Расхождение возникает в процессе синтеза закономерны, т.к. наличие дискуссий побуждает к развитию различных проблем.

Все дискуссии и споры должны быть направлены на достижение новых знаний (с привлечением новых конкретных исторических знаний), а не повторение уже узнанного. Спор должен вестись по существенным проблемам, а не частностям. Спор нередко возникает из-за неправильного использования понятий. Требование – конкретное представление сути взглядов и основных аргументов оппонента. Они должны быть корректными по форме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 13606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.