КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Большевики
НАРОДНИКИ Герцен Огарев Белинский Чернышевский Писарев Добролюбов ДЕКАБРИСТЫ Радищев А.Н.Радищев (1749-1802) увлекался идеями французских просветителей -Гельвеция, Дидро, Мабли, Руссо, - пытался дать им собственную интерпретацию. В оде "Вольность" он прославляет пример Кромвеля, казнившего английского короля. За издание своего знаменитого "Путешествия из Петербурга в Москву" писатель был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь. В основе политической концепции Радищева лежит обобщение опыта буржуазных революций на Западе и краха политики "просвещенного абсолютизма" в России. Радищев явился родоначальником революционной традиции в общественно-политической мысли России, Признавая необходимость революционного уничтожения монархии и феодально-крепостнического строя, мыслитель в то же время не исключал возможности использования и реформ, в частности, - для освобождения крестьян от крепостного права путем добро-зольного отказа помещиков от сословных привилегий. Будущий общественный строй он представлял себе в форме демократической республики, основанной на добровольном согласии народов, населяющих страну. В новом обществе, по его мнению, не должно быть сословного деления, резкого различия в собственности, при котором масса людей страдает от нищеты. Он не соглашался с учением Монтескье о "разделении властей" и утверждением Руссо о том, что демократическое правление возможно только в малых странах, тогда как в больших державах предпочтительнее монархия. Радищев выступал против расовых предрассудков и теорий, отстаивал прогрессивный принцип равноправия народов, их право на свободу и самостоятельное государственное устройство. Радищев был первый, кто стал исповедовать радикальные взгляды, но он был также первым, кто заговорил о трудностях революционного пути: "Таков есть закон природы: из мучительства рождается вольность, из вольности - рабство", имея в виду печальный опыт Великой французской буржуазной революции 1789-1794 гг., когда из безбрежного разгула свободы, приведшего к массовому террору, родилась тирания Наполеона Бонапарта. Подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 г. вызвал подъем самосознания передовых слоев русского общества. Народ, который сокрушил армию Наполеона и помог освободиться от завоевателей другим народам Европы, не хотел больше оставаться в полурабском состоянии. Надежды на "реформы сверху " были развеяны реакционным курсом правительства. Среди передового офицерства стали возникать тайные общества, вокруг которых сплачивались наиболее прогрессивные и решительные представители дворянства. Готовясь к будущим выступлениям, они глубоко изучили революционный опыт и политические доктрины Западной Европы и Северной Америки. В то же время они усиленно работали над составлением собственных политических программ и проектов преобразования российского государства. Наиболее выдающимися произведениями политической мысли дворян-революционеров являлись "Русская правда" П.И.Пестеля и проект Конституции, написанный Никитой Муравьевым. П.И.Пестель в 1821 г. организует Южное общество, пишет для этого общества республиканско-демократическую программу под названием "Русская правда", где подверг всесторонней критике самодержавно-крепостнический строй, доказывает неизбежность его ниспровержения. Главным средством преобразования общества Пестель считал "революцию сверху" (этим он отличается от Радищева, который уповал на бунт народных низов). Для утверждения нового общества Пестель предлагал переходный период сроком в 10-15 лет - период диктатуры временного Верховного правления, которое произведет необходимые реформы и подготовит народ к принятию конституции. Пестель отвергал в качестве формы будущего государственного устройства конституционную монархию. Он убежденный сторонник демократической республики. Пестель критически оценивал формальный характер демократизма в странах Западной Европы и Североамериканских Штатах. Само по себе изменение только формы государственного правления не улучшает положения народа. Только наделение крестьян землей дает им подлинную свободу. Весь земельный фонд России он предлагал разделить на две части - общественную и частную. При этом, первая предназначалась для бесплатной передачи любому гражданину, который пожелает трудиться на земле. В результате будет уничтожена нищета, уменьшится преступность, укрепится нравственность. Возвысится дух народа, его самодеятельность. Увеличится народонаселение, вырастет промышленность. В народе проснется патриотизм. Другая часть земельного фонда должна поступить в собственность казны и частных лиц, стать предметом купли-продажи и служить источником "изобилия" для государства. В области политических реформ первостепенной задачей Пестель считал введение равенства всех граждан перед законом и ликвидацию всяких сословных и иных привилегии. Верховная законодательная власть должна принадлежать собранию представителей - народному вече. Исполнительная власть должна находиться в руках державной думы, будет состоять из пяти лиц, избираемых народным вече сроком на 5 лет. Ежегодно должно происходить обновление думы: на место одного выбывающего члена думы избирается новый депутат. Председателем должен быть поочередно каждый член думы в последний год своего пребывания в ее составе. На смену декабристам пришли революционные демократы или, как их еще называли, разночинцы, среди которых наиболее выдающимися были В.Г.Белинский, А.И.Герцен и И.Г.Чернышевский. Для них характерна мысль о восстании. Так, Белинский считал смешным представление сен-симонистов, что к социализму можно прийти без насильственных перемен и крови. Огарев в прокламации "Что нужно народу" писал, что народ сможет завоевать свободу только собственными руками. Отсюда вывод - надо организованно готовиться к восстанию. В 1852 г. А.И.Герцен основал для борьбы с крепостничеством и царизмом Вольную русскую типографию в Лондоне. С 1854 г. издает литературный альманах "Полярная звезда", а с 1857 г. - первую русскую революционную газету "Колокол", которые сыграли выдающуюся роль в русском освободительном движении. В начале 60-х годов Герцен вместе с Огаревым участвует в создании тайного общества "Земля к воля", положившего начало движению народников. В историю социально-политической мысли Герцен вошел как один из основоположников "теории русского (или крестьянского) социализма". Исходным пунктом русского социализма признавалась русская крестьянская община. Как известно, в русской крестьянской общине в 19 веке сохранялось совместное владение землей и сельскими угодьями, которые распределялись уравнительно, по количеству душ. По сути дела, это был пережиток патриархально-родового строя. Однако многие социалисты - в их числе такие разные мыслители, как Герцен и К.Маркс,- связывали свои надежды на социалистические преобразования в России именно с крестьянской общиной, видя в ней "зародыш" будущего социалистического устройства и возможность особого пути России к цивилизованному обществу. Народничество - весьма разнородное и противоречивое по своему содержанию социально-политическое явление, включившее в себя либеральную и революционную (в том числе и анархистскую) идеологии. Исторический фон, на котором движение народников достигает апогея в своем развитии, определялся двумя важнейшими историческими событиями - поражением России в Крымской войне, показавшей всю глубину кризиса феодально-крепостнического строя, и реформой 1861г., отменившей крепостное право. На этом фоне особое распространение среди разночинной интеллигенции получили те идейно-политические течения, которые выражали интересы крестьянства (или выступали от его имени). Народничество было логическим продолжением учения А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского (как и всего революционно-демократического направления в целом). Его основными теоретиками были: П.И.Лавров, Н.К.Михайловский, П.Н.Ткачев. При всем различии во взглядах общими для всех народников были следующие теоретические моменты: идея некапиталистического пути и самобытности социально-экономического развития России, теория "русского социализма" (воспринятая ими у А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского), идеализация русского крестьянина как носителя социалистических взглядов, признание интеллигенции надклассовой силой и ставка на нее как главную движущую силу будущих социальных преобразований. Представители либерального крыла народничества (Лавров, Михайловский) основной задачей считали социалистическую пропаганду среди крестьян ("хождение в народ"). Представители революционного крыла (Ткачев и др.) делали ставку на насильственное и немедленное свержение самодержавия, считая, что революционер "всегда хочет" и "всегда может" сделать революцию. Среди "бунтарского51 крыла особое место занимало анархистское течение, крупнейшим теоретиком которого (не только по российским меркам, но и в мировом масштабе) были М.А.Бакунин, а впоследствии его последователь и продолжатель П.А.Кропоткин. Основой русского анархизма стал тезис Руссо о том. что государство есть абсолютное зло. Руссо противопоставлял современному государству народное правление, которое нельзя назвать государством. Бакунин был однозначно за разрушение государства как механизма подавления, всегда враждебного народу. Наиболее известным произведением М.Бакунина является "Государственность и анархия", написанная им в 1873 г. Узловой элемент мировоззрения Бакунина - концепция закономерности возникновения государства, его роли в жизни общества и путей к его разрушению и установлению безгосударственного общественного самоуправления. Хотя определенной исторической роли государства Бакунин не отрицал (государство - зло, но зло исторически оправданное и в прошлом необходимое), однако в силу того, что общество и государство не тождественны, государство не вечно. Оно лишь временная общественная форма, которая должна полностью исчезнуть, раствориться, стать простой "канцелярией" общества, его "центральной конторой". Бакунин мечтал о "безгосударственных" формах организации жизни общества. Анархия, в понимании Бакунина, вовсе не символ беспорядка и отсутствия всякого управления. Напротив, это общество, организованное на началах самоуправления, автономии личности, свободной федерации производителей, общин, провинций и наций. Его отношение к свободе и порядку выражено в знаменитой формуле: "Свобода без социализма - это несправедливость, а социализм без свободы - это рабство". Идеи Бакунина получили широкое распространение не только в России, но и в ряде западноевропейских стран, особенно в Италии и Испании. Приверженцами анархической идеи были известные личности периода гражданской войны: Нестор Махно, знаменитый матрос А.Железняков (разогнавший Учредительное собрание), писатель Д.Фурманов, написавший книгу "Чапаев". Российские революционеры отнюдь не сводили возможность преобразований в обществе лишь к революционному пути, да и на саму революцию они не молились. Например, Чернышевский вслед за Радищевым говорил о негативной стороне революционного пути: народ нас революционеров "не знает даже и по имени...народ невежествен, исполнен грубых предрассудков и слепой ненависти ко всем отказавшимся от его диких привычек. Он не делает никакой разницы между людьми, носящими немецкое платье; с ними со всеми он стал бы поступать одинаково. Он не пощадит и нашей науки, нашей поэзии, наших искусств; он станет уничтожать всю нашу цивилизацию". Общество - как поэтапно развивающаяся система и сложный социальный организм - не может без тяжелых последствий для себя быть радикально переустроено в соответствии с тем или иным социальным проектом. При этом, не важно, какая целевая ориентация кладется в его основу. Как показывает практика подобные проекты (от нереализованного "города солнца" Т.Кампанеллы до реализованного государства иезуитов в Латинской Америке) базируется, в конечном счете, на двух весьма сомнительных допущениях: 1. Общество и человек могут быть относительно легко и радикально изменены в соответствии с тем или иным социальным идеалом, если будут поставлены в соответствующие условия. 2. Реформаторам хорошо известен подобный идеал и условия его реализации. На практике реализация идеальных проектов ведет к созданию дефицита средств регуляции, ценностному и социально-нормативному вакууму, разрушению культуры и социума. Поэтому сама идея резкого революционного скачка - такого притягательного для обыденного сознания средства быстрого решения важных социальных и экономических проблем - бесперспективна. Воплощение ее в жизнь чревато национальной катастрофой, оно отбрасывает: общество назад по сравнению с "доскачковой " точкой. Необходимо также скачать о терроре, который почти все российские радикалы допускали или теоретически (Радищев и декабристы), или осуществляли практически (народники, эсэры, анархисты, большевики). Террор наносит колоссальный вред народу и государству, хотя кажется наиболее простым способом решения политических проблем. Начинается террор с малого, но потом стремительно (как снежный ком) растет, если ему не поставить решительной преграды. Показателен пример Франции периода революции 1789-1794 гг.;, Когда погиб каждый четвертый житель Франции. В самом начале 1790 г. Жан-Поль Марат, дабы избавить "великую нацию от бедствий нищеты и ужасов гражданских войн", потребовал всего "несколько своевременно отрублен- ных голов". В июле 1790 г. ему стало нужно уже "пятьсот, шестьсот", а может быть, и "двадцать тысяч отрубленных голов". В сентябре 1792 - марте 1793 г. им будет назначена за спасение нации уже неимоверная цена: "в гражданских войнах", которые вели с приспешниками деспотизма голландцы, швейцарцы, англичане и американцы, по его словам, "не жалели крови, было убито больше миллиона двухсот тысяч человек". Из противника гражданских войн Марат стал их ярым проповедником. Сам Марат был убит в середине 1793 года, а три месяца спустя Сен-Жюст бросит клич: "Свобода должна победить какой угодно ценой". Он потребует карать "не только предателей, но и равнодушных". Чуть позднее тот же Сен-Жюст признается: "Сила вещей ведет нас, по-видимому, к результатам, которые не приходили к нам в голову", а результатом было установление военного деспотизма Наполеона, который кровавую мясорубку вынес за пределы Франции, начав серию завоевательных походов. В России в годы гражданской войны 1918-1921 гг. погибло 10-12 млн. человек. К ним необходимо добавить погибших в сталинском ГУЛАГе. Сегодня террор уже стал привычным явлением в сфере предпринимательства. Заказные убийства банкиров и бизнесменов - это обычное дело. Но появляются первые признаки и политического террора. Приобретет ли политический террор массовые масштабы как в прошлом или нет - это зависит от уровня политической культуры сегодняшних политических лидеров и, в первую очередь, от уровня политической культуры всех россиян. Выводы: 1. русской политической мысли свойственна непримиримость в отношении к другим идеологиям, что привело к расколу на непримиримые лагери и партии (консерваторы и радикалы, западники и славянофилы и т.д.) 2. Православие, самодержавие, народность - сущность славянофильства. 3. Русский народ - мессианский народ, народ-богоносец, ему суждено указать путь для всего человечества, самому при этом претерпеть многие страдания (суть русской идеи). 4. Исторические ошибки российского радикализма: а) попытки с помощью решительно мыслящих или действующих субъектов (царь, партия, гос. аппарат и т.д.), вывести нашу страну быстро и всесторонне в ряды передовых держав; б) идея о том, что опора на массы автоматически гарантирует успех социально-политическим преобразованиям; в) превращение политики в фетиш, с помощью которого можно решать все проблемы общества; г) ставка в политической борьбе на силовые методы (правовой нигилизм).
5. Революционный путь преобразования в любом обществе всегда связан с огромными издержками, потерями, жертвами, страданиями и разрушениями, поэтому, превращать революцию в святыню неправильно. Это понимали многие российские революционеры.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |