КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о политике
II I ПЛАН Лекция 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ МАРКСИЗМА 1. Марксизм как идейно-политическое явление, 2. Политические идеи К.Маркса и Ф.Энгельса. 3. Политические взгляды В.И.Ленина. МАРКСИЗМ как общественно-политическое явление складывается в середине XIX в., когда европейский промышленный пролетариат становится одним из главных элементов производительных сил общества и одновременно превращается в активного субъекта политической жизни. Восстания лионских рабочих в 1831 и 1834 гг. (Франция), выступления ткачей в 1844 г. (Германия), чартистское движение 1830-1840 гг. (Англия) и прочие события показали, что рабочий класс начал заявлять о себе как самостоятельной и влиятельной силе. К.Маркс, Ф.Энгельс, другие представители марксизма увидели в пролетариате могильщика капитализма и сознательно поставили свою интеллектуальную мошь на службу интересам данного класса. Таким образом, марксизм выступил в качестве ИДЕОЛОГИИ рабочего класса: в кем была подчеркнута "особая" социально-классовая природа пролетариата (самый революционный, наиболее организованный и сознательный класс), сделан вывод о его "всемирно-исторической миссии". С другой стороны, марксизм - в лице своих глазных представителей - выступил наследником и продолжателем многих передовых учений и школ, вобрал в себя многосторонний опыт осмысления общественно-политической жизни. Поэтому марксизм с самого качала заявил о себе не просто как узкая идеология, но и как общезначимая НАУКА в области обществоведения. Марксистское учение было порождением эпохи и в нем отразились все ее противоречия, Так, марксизм во многом исходил из идей Просвещения и унаследовал большинство его идеалов (рационализм, гуманизм, вера в прогресс и т.п.). Однако известно, что великие лозунги свободы, равенства и братства, начертанные на знаменах раннебуржуазных революций, в ходе становления и развития капитализма натолкнулись на непреодолимую преграду нараставшего классового противостояния, Естественно, проблема разрешения возникшего противоречия становится одной из ведущих тем общественно-политической мысли. В марксизме она превращается в главную: чтобы личность смогла реализовать свои природные задатки, необходимо преобразовать общественную систему, которая противится ее эмансипации. Содержание социально-политических лозунгов подверглось существенной переработке: 1. Свобода буржуазии ХУШ в.- это свобода класса буржуазии от феодальных пут, а для марксизма - это свобода пролетариата и всех трудящихся от эксплуатации. 2. Буржуазное равенство мыслилось как формальное, юридическое равенство всех людей перед законом, тогда как для марксистов это не только политическое, но и социально-экономическое равенство. 3. Братство для буржуа - не более чем отрицание рангов и чинов, тогда как для социалистов оно подразумевало полное уничтожение классов. В целом, в марксизме соединилось два начала - гуманизм (а вместе с ним - рациональность, научность, широта и глубина мировоззрения и т.п.) и классовость (а вместе с ней - утопичность, партийность, односторонность и т.д.)- В итоге марксизм не просто "вобрал", а, скорее, "отобрал" ("выбрал") из сокровищницы общественной мысли именно те учения и теории, которые отражали и выражали интересы пролетариата. И пока пролетариат был передовым классом своей эпохи, то есть пока его партикулярные интересы в основном совпадали с интересами развития всего общества, пока в них находили свое выражение общие тенденции развития всего человечества,- до тех (но только до тех!) пор идеология и наука, соединившиеся в марксизме, не конфликтовали друг с другом, И как только рабочий класс стал терять свой революционный потенциал (особенно - в эпоху НТР), гуманистическая составляющая марксизма стала убывать: резко понизил свое эвристическое значение классовый подход к анализу общественных явлений, упала политическая мобилизационность пролетарского интернационализма и т.д. С самого начала марксизм отличался единством теории и практики: осмысление общественного устройства и выявление тенденций развития сопровождалось формулировкой актуальных политических лозунгов, организацией партийного строительства и активным участием в международном освободительном движении. Например, первая программа партии европейского рабочего класса "Манифест Коммунистической партии" (1848), подготовленная К.Марксом и Ф.Энгельсом по поручению созданного в 1847 г. "Союза коммунистов", включала в себя как тщательный анализ мировой ситуации, так и нацеленность на конкретные политические действия. В 1864 г, было создано "Международное товарищество рабочих" (I Интернационал), в теоретической и практической деятельности которого марксизм стал занимать ведущие позиции. После того, как марксизм распространился в России и - после победы большевиков - стал официальной идеологией в государстве, занимавшем одну шестую часть Земли, в орбиту гигантского социального эксперимента было втянуто около трети населения планеты. Однако в этом процессе широкого распространения марксизма таились опасности для самого марксизма. Во-первых, случившаяся с самого начала изоляция марксизма от других идейно-политических учений (в условиях ожесточенной борьбы это было неизбежно) переросла вследствие мессианского типа миросозерцания и эйфории впечатляющих успехов социалистической идеи в воинствующее сектанство. Уже в XIX в. К.Каутский, Ф.Меринг, А. Лабриола, Г.В.Плеханов достаточно определенно канонизировали марксизм: с их точки зрения К.Маркс и Ф.Энгельс уже заложили фундамент учения и их последователям остается лишь конкретизировать и применять основные положения на деле. Родоначальники марксизма из ученых превращались в пророков и вождей. Во-вторых, распространение марксизма среди народных масс неизбежно вело к вульгаризации учения. Необходимость приспособления высокой теории к низкой способности ее практического усвоения переводило марксизм с уровня знания на уровень веры. Усредненность грозила обернуться примитивизацией, а государственная поддержка (марксизм стал официальной и единственной идеологией в ряде стран) неизбежно вела к догматизации. В-третьих, чем больше укреплялся марксизм, тем активнее на него ополчались не- и антимарксистские силы. Использовались клевета и сознательное искажение марксизма. Поэтому со временем много стало зависеть не от теоретического содержания марксизма, а от того, смогут ли страны социалистического лагеря" практически выиграть экономическое и культурное соревнование со своим идеологическим противником. Борьба идей все больше переводилась из научной в политическую плоскость. Таким образом, чем большее влияние оказывал марксизм на историю (в виде политической практики), тем больше было претензий к нему (как к политической теории). Марксистами были В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, К.Каутский, Э.Бернштейн и др.; и все они по-разному понимали и применяли марксистские идеи в своем анализе общества. Таким образом, проблема отношения к марксистскому наследию встала во весь рост уже у соратников и ближайших преемников К.Маркса и Ф.Энгельса. Многим из них пришлось скорректировать те или иные положения марксистской теории в связи с изменившейся обстановкой. Так, Ленин отмечал, что основоположники марксизма ошиблись в сроках социалистической революции, указывал, что, в отличие от наказов Маркса, можно попытаться начать строительство социализма в отдельно взятой стране. Уже ближайшие ученики и последователи Маркса и Энгельса вынуждены были отвергнуть основополагающее учение о том, что политическая революция является единственно действенным средством преобразования капиталистического общества. Так, Э.Бернштейн (1850-1932) не ставил под сомнение сам социализм как цель и идеал мирового общественного развития, однако призывал отвергнуть в марксизме то, что не сработало и превратилось в догму. По его словам, марксизм как одна из наиболее влиятельных к популярных социалистических теорий является теоретическим синтезом "философии и истории, политической экономии капитализма и теории классовой борьбы пролетариата. В своих основных понятиях это учение оказалось опровергнутым. Но то, что составляет его глубинный смысл и содержание, подтверждено исторической практикой" ("Социализм вначале и теперь"). В середине и особенно в конце XX в. общественная среда уже претерпела столь радикальные перемены (по сравнению с реалиями XIX в.), что экстраполяция выводов, сделанных в рамках марксизма ХЕК в. и рожденных антагонизмами раннего монополистического капитализма, выглядит неправомерной. Ортодоксальный марксизм во многом исчерпал себя. Так, можно указать на несоответствие многих положений социально-политической доктрины марксизма современным реалиям: классики марксизма подчеркнули классовую природу государства, а оно сегодня все больше превращается в орудие управления и инструмент реформирования общества в интересах большинства и с его согласия; не подтвердилась идея отмирания государства; большинство массовых и сильных политических партий имеют не классовый. а межклассовый характер; классовая борьба не является "движущей силой истории" и т.п. Однако, следует отметить, что хотя большая часть человечества живет сегодня в иных условиях, чем эпоха раннего капитализма с его кризисными противоречиями и господством конфронтационной политической культуры, но любые рецидивы прошлого, напряжения могут в любой момент востребовать к жизни многие "устаревшие" положения марксизма. В середине 80-х гг. американский социолог Н. Смелзер провел опрос среди наиболее известных ученых Запада на тему: престиж какой теории, объясняющей жизнь общества, особенно возрос за последние 20 лет? Около 80% опрошенных таковой назвали марксизм; 60% опрошенных определили марксизм в качестве наиболее перспективного из всех общественно-политических учений. Данные цифры коррелируют с высказыванием Ж.-П.Сартра: о марксизме можно говорить что угодно, но только не то, что он устарел. Д.Белл высказался более определенно: "Мы все - постмарксисты". В то же время в странах Восточной Европы и постсоветских республиках о марксизме не вспоминают и не хотят вспоминать. Многие видят в марксизме чуть ли не главный источник всех бед. Видимо, марксизм слишком долго претендовал на роль универсального хранилища и всеобщего аккумулятора духовных исканий человечества, единственного обладателя истины. Хорошо известно, что очень многие крупные мыслители, увлекавшиеся марксизмом (Н.А.Бердяев, Ж.-П.Сартр, Э.Фромм и др.), - не отбрасывали, а преодолевали марксизм. Не может быть один мыслитель или даже целое учение центром общественной мысли продолжительное время. Сила великих ученик состоит не в их безоговорочной и окончательной истинности (таких учений нет), а в том, что они дают импульс развитию других учений и теорий. В настоящее время марксизм не существует как нечто единое: наряду с ортодоксальным марксизмом широко представлен неомарксизм (фрейдо-марксизм и т.п.). Социалистическая мысль, которая долгое время была идеи-
тифицирована в общественном мнении с марксизмом, сегодня представлена не только марксизмом-ленинизмом, но и раз личными социал-демократическими течениями. КАРЛ МАРКС (1818-1883) - немецкий мыслитель, с именем которого связывают создание теории марксизма, теоретик и идеолог международного рабочего движения, автор знаменитого "Капитала" (в 4-х тт.), других многочисленных научных и публицистических работ. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820-1895) - друг, соратник и соавтор К.Маркса, один из основоположников марксизма. Являлся вполне оригинальным мыслителем. Обладал большой эрудицией и оставил солидное наследие в области политологии, религиоведения и т.п. Никто из мыслителей классического марксизма не писал специальных трудов по политологии. И не столько потому, что нее они не были кабинетными учеными, сколько вследствие того, что политическое учение марксизма представляло собой неотъемлемую и составную часть системного и более широкого учения об обществе, его движущих силах и основных этапах развития. Согласно этому учению каждая ступень в эволюции общества ("общественно-экономическая формация") представляет собой целостность, в которой определенному уровню развития производительных сил соответствует определенный уровень развития производственных (первичных) отношений. Последние составляют экономический "базис1' общества, который, в свою очередь, порождает определенную "надстройку", состоящую из совокупности различных "идеологических" (вторичных) отношений, организаций и учреждений, форм общественного сознания. В применении к политической жизни из учения об общественно-экономической формации вытекают следующие положения: 1. Политика есть надстроечное, то есть зависимое явление. По Марксу, "форма производства порождает свойственные ей правовые отношения, формы правления", "экономически господствующий класс господствует и политически", "определенные отношения промышленности необходимо связаны с определенной формой государства". Данный аспект взаимоотношений экономики и политики в своем развернутом виде впервые как раз и был представлен в марксизме, поэтому родоначальники данного учения всемерно подчеркивали именно данный момент. Политика как производный элемент есть форма проявления социально-классового конфликта, отражение отношений между классами. 2. Политика, как и любое надстроечное явление, носит относительно самостоятельный характер. Уже вследствие того, что она есть "концентрированное выражение экономики", она, как разъяснял потом В.И.Ленин, "не может не иметь первенства перед экономикой". Политика обладает своей собственной объективной логикой еще и потому, что предопределяется в своем развитии и функционировании не только экономикой, но также идеологией, культурой, собственной историей развития. К.Маркс и Ф.Энгельс сравнительно мало обращали внимания на данный аспект взаимосвязи политики и экономики, что объяснимо - этот аспект станет актуальным лишь в последующую эпоху. И, вероятно, К.Маркс и Ф.Энгельс сами скорректировали бы свои взгляды, чего не сумели сделать их многие ортодоксальные последователи. К.Маркс в "Капитале" дает разъяснение, что один и тот же базис из-за бесконечного числа обстоятельств (климатические условия, культурные традиции и т.п.) демонстрирует большое разнообразие надстроечных, в том числе своих политических проявлений. Поэтому классики марксизма всегда настаивали на конкретно-историческом анализе действительности и избегали излишне абстрактных рассуждений. 3. Политика активно воздействует на экономику и все общество в целом. Так, государство, политические партии, различные организации, учения, выражающие и защищающие интересы какого-либо нового господствующего класса, для того и создаются, чтобы помочь оформить и укрепить "свой" экономический базис. Особенно велика роль государства. С точки зрения К.Маркса, стремясь ослабить противоречия капиталистического способа производства, буржуазное государство нередко берет на себя управление отдельными отраслями экономики (угольной промышленностью, транспортом, банками), пытается регулировать и направлять производственный процесс, используя такие рычаги, как правительственное финансирование и т.п. Все это позволяет в известной мере стимулировать экономический рост, ослаблять тормозящее влияние капиталистических производственных отношений. В XX в. роль политики в отношении экономики чрезвычайно возросла: политическими средствами регулируются социальные связи и отношения, определяется динамика и выбирается модель экономического развития (план Рузвельта в США, план Маршалла для Западной Европы, план Эрхарда для ФРГ и т.п.). Особое внимание данному вопросу уделил в своей практической деятельности В.И.Ленин. Ф.Энгельс, специально разбиравший вопрос о соотношении экономики и политики, выделил три основных способа воздействия политики на экономику: а) политика (программы, идеи, политические действия и т.п.) соответствует тенденциям развития экономической сферы. В этом случае политика помогает развитию экономики; б) политика - идеологически и практически - не соответствует основным тенденциям развития общества и тогда она тормозит экономическое развитие; в) политика активно не влияет на экономику ни в положительном, ни в отрицательном отношении. В рамках этих общих рассуждений можно вести разговор об очень злободневных исторических и современных событиях. Например, до сегодняшнего дня не прекращаются споры - выиграла бы Россия, если бы Февральская революция не вылилась в Октябрьскую? Учитывая тенденцию массовой тоталитаризации политических порядков в странах Западной Европы первой половины XX в., можно предположить, что политический строй в России (а она стояла перед задачей ускоренной индустриализации, которая для своего достижения всегда требует укрепления авторитарного начала) мог оказаться куда более жестким, чем случившиеся сталинские порядки: капиталистический переворот в аграрной стране с абсолютным преобладанием крестьянского населения в условиях острого империалистического соперничества, возможно, потребовал бы еще более сильной и авторитарной власти.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |