КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о государстве
В своей работе ''Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) Ф.Энгельс подробно разбирает предпосылки, условия и причины появления государства, его признаки и функции и т.п. Многие положения марксистского учения о государстве вошли во многие современные учебные пособия по данному вопросу. Государство не навязано обществу извне какой-либо сверхъестественной силой, не есть оно также и результат общественного договора, как утверждали Д.Локк, Т.Гоббс или Ж.-Ж.Руссо, а представляет собой продукт борьбы антагонистических классов. Марксизм настойчиво подчеркивает классовый характер государства: 1. В качестве главных причин появления государства называются появление классов и борьба между ними. "Государство есть продукт общества на известкой ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка".. И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство". В целом рисуется следующая историческая картина: в результате общественного разделения труда происходит резкое повышение производительности
труда, которое приводит к появлению прибавочного продукта. Возникает борьба за обладание излишками, производство и накопление расходятся. Прибавочный продукт превращается в объект добычи и начинает накапливаться в частном порядке. Появляется частная собственность на средства производства, а с ней - социальное расслоение и неравенство, отношения господства и подчинения. Так внутреннее классовое противостояние приводит к образованию государства, которое выступает как посредник и регулятор возникших классовых конфликтов. 2. При определении сущности государства марксизм также апеллирует к его классовой природе, давая соответствующее определение: "государство -это организация для систематического насилия одного класса над другим" (К.Маркс). Данное определение принципиально расходится с распространенной в политологии трактовкой государства (идущей от Аристотеля) как организации, ведающей и представляющей общие интересы всех граждан. 3. В отношении структуры и функций делается акцент на карательные и распределительные функции и органы государства: «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство - органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом» (Ф.Энгельс). Критики марксизма давно отметили, что подчеркивание надстроечного и классового характера государства спровоцировало последователей К.Маркса и Ф.Энгельса к пониманию государства как «второсортного» продукта истории, к обеднению структуры государства и редукции его функций к насилию. Получилось (почти по Гоббсу), что государство и свобода - антиподы. Ф.Энгельс пишет: государство "есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции чтобы насильственно подавить своих противников... пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство перестает существовать".
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |