Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проза о деревне

1. «Деревенская проза» как литературное явление

2.Проблемы деревни в очерках В.Овечкина

3.Повесть В.Белова «Привычное дело»

4. «Матрёнин двор» А. Солженицына

5.Проблемы сельской жизни в прозе

В.Шукшина, В.Распутина

6.Связь деревенской прозы и городской

 

1. Следует сразу оговориться об условности самого понятия «деревенская проза» (термин В.Овечкина), правильнее сказать литература о народной жизни, о серьёзных проблемах современности. Как направление в литературе деревенская проза сложилась в период оттепели и прибегала к разным жанрам: очеркам (В. Овечкин, Е. Дорош), рассказам (В. Тендряков, В. Шукшин), повестям и романам (Ф. Абрамов, Б. Можаев, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин). «Писатели-деревенщики» - писатели, идущие от земли. Они стремились показать неблагополучие деревенской жизни в материальной, нравственной и идеологической сферах. Особую тревогу вызывал у них культурный уровень жителей деревни. Проверку временем выдержали те произведения, в которых преобладали общечеловеческие проблемы.

В 1950-1970-е годы большое распространение получил очерк (В.Овечкин, Г.Троепольский и др.). Это объясняется тем фактом, что в селе было больше всего нерешенных проблем, и оно уже тогда находилось на грани катастрофы не только в области экономики, но и нравственной жизни. Село уходило от своего прошлого, по­рывало с устоявшимися традициями. Очерк – оперативный жанр, проблемная литература, тем самым позволял писателю откликаться на запросы времени.

2. Среди очерков важное место занимают очерки Валентина Овечкина, оставившие заметный след в литературе. Но после публикации первых очерков из серии "Районные будни", после широкой поддержки в Курске в лице областных партийных и советских органов, автор встретил откровенных недоброжелателей. В. Овечкин еще в первой половине XX века поставил целый ряд вопросов, которые не решены до сих пор. Один из важнейших вопросов тот, что крестьянин утратил чувство хозяина (раз­говор Мартынова с садоводами, с Глотовым, с работниками МТС и некоторые другие эпизоды).

В.Овечкин был представителем одной из первых сельскохозяйственных коммун и обратил внимание на то, что сельское хозяйство обеспечено машинами, но они хранятся под открытым небом, нет запчастей, техника находится в одних руках, а земля – в других. В беседах, разговорах секретарей и председателей, в недоуменных вопросах автора собеседникам на страницах очерков обнажались кричащие противоречия жизни, обнаруживалось, что стоит за дутыми цифрами, парадными отчетами.

В «Районных буднях» (1950-1956) говорится о том, что люди, ко­торые на протяжении многих лет были связаны с крестьянским трудом, оставляют землю. Овечкин дал почувствовать современникам, что главной бедой села является бюрократи­ческая система, и представление о ней дают такие люди, как Борзов, первый секретарь, являющийся тормозом восстановления деревенского хозяйства. "Борзовщина" еще в 50-е годы стала явлением нарицательным. Борзов давно оторвался от реальной жиз­ни и его интересуют только сводки, директивны, «галочки». Заслуга В.Овечкина состоит в том, что в его произведении впервые в образе бюрократа-вредителя предстал не какой-то рядовой человек, а первый человек – секретарь райкома партии, от которого зависят политика, экономика и т.д.

Борзову противопоставлен руководитель другого типа − Мартынов.Он исходит в своих поступках из глубокого знания жизни людей. Его отличительная черта – жизнелюбие, интерес к людям, разумность. Неслучайно, что повествование о Мартынове позволяет автору рассказать о будничных интересах семьи Мартынова и других людей. Через восприятие Мартынова дается мир природы, входит лирическое начало. Очерк, где много бытовых деталей, из которых и складывается образ, перерастает свои границы и тяготеет к повести. Проблемы экономического, политического характера смыкаются с проблемами нравственно-этическими. Правомерно сделать вывод, что очерки Овечкина оказались на грани очерка и собственно литературы. Уровень идейно-художественного обобщения очень высок. В них обнажались кричащие противоречия жизни. Очерки Овечкинастоят у истоков "деревенской" прозы Шукшина, Абрамова и других.

В повестях 1960-1980х годов читатель легко обнаруживает ту же проблематику, драматизм жизненных ситуаций, неупорядоченность жизни. Вместе с тем в художественной прозе иной уровень художественных обобщений.

3. В повести В.Белова «Привычное дело» (1966) автор рассказывает о привычных трудностях, с которыми сталкивается семья Дрыновых. Иван Африканыч и его супруга Катерина, которые связали свою жизнь с селом, оказались не в состоянии прокормить семью. Иван Африканыч собирается отправиться на заработки. Родственник (шурин Митька) уговорил его ехать на Север. Иван Африканыч делает такую попытку, но она закончится для него крахом. Автору важно не только обратить внимание на эти повседневные трудности, но и показать более глубокие процессы, которые исковеркали судьбу деревни.

Тот факт, что Иван Африканыч задумал покинуть деревню, рас­ценивался писателем как разрыв крестьянина-труженика с традициями отцов и дедов, как измена земле, "малой родине". Он, вернувшись с полдороги, узнаёт, что жена его умерла и оставила ему 9 детей. Тогда он испытывает глубокую вину перед ней. Однако виноват здесь не Иван Африканыч. Жена вынуждена была уйти из больницы на ферму и больной работать и за себя, и за других, а также косить сено. Катерина никогда не знала отдыха, но Иван Африканыч расценивает ситуацию по-другому. Огромное горе стало серьезным толчком к самоосмыслению, и он винит себя в том, что не уберег жену. «Горе пластало его на похолодевшей, не обросшей травой земле»,- никто этого не видел. Жизнь утратила для него всякий смысл. Разговор у могилы: «Жись…жись…она и есть жись,- думал он, - надо, видно жить, деваться некуда. …Худо я тебя берег, знаешь сама». Автор обращает внимание на то, что Иван Африканыч, решивший искать благополучия на стороне, как бы утрачивает то, что у него было, становится чужим на своей земле. Он не спал, переживая смерть жены, и чтобы успокоить душу, немного забыться, Иван Африканыч от­правляется в лес к осине для новой лодки. Но случается неожиданное: в лесу, где он знал каждую тропинку, каждое дерево…ему вспоминается и видится Катерина, вдруг он заблудился, да так, что едва не погиб. Обессилив, он полз и еле выбрался. В его голове звучали слова: «Надо идти. Эту сцену можно расценивать как чисто бытовую, но здесь есть я подтекст: природа мстит.

Повесть написана в 1966 году, редактирована в 1967. Писатель впервые говорит с таким откровением о нравственных потерях при тех обстоятельствах, когда нарушается завет предков: земля - кормилица, праматерь всего сущего.

В повести живой народный язык: «Встанешь раньше, начнешь дальше», «Солнце до дна проколет лучами озёрную воду, а лесной гребень целыми днями будет прочёсывать синюю небесную лысину», колоритный вологодский говор.

4. Рассказ «Матренин двор» был написан А.Солженицыным в 1959, издан в 1963г. А.Солженицын – лауреат Нобелевской премии 1970г. (В 1977г. был выслан из страны, жил в ФРГ, Швейцарии, с 1976г. – в Америке, в 1994г.- вернулся в Россию.) Солженицын после десяти лет пребывания в тюрьме, лагерях, был реабилитирован в 1956г и учительствовал. Он снимал комнату у Матрёны Захаровой, которая стала прототипом хозяйки «Матренина двора».

А.Солженицын изображает советскую сельскую новь 1950-х годов. В рассказе авторская цель реализуется в разработке двух образов рассказчика и главной героини - праведницы Матрёны. В первой части рассказа обрисована экспозиция, где внешние события сюжета наполняются глубоким философским смыслом. Главным в образе является доброта, побеждающая в ее душе все тяготы и заботы. Она однажды «за узду схватила, остановила» сани, которые понес «с испугу» в озеро конь, является некрасовский образ русской женщины в поэме «Мороз, Красный нос».

Проработав всю жизнь, она была вынуждена хлопотать пенсию не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Не имея возможности купить торф, который здесь добывается, но не продается колхозникам, она, как и все её подруги, вынуждена брать тайком.

В произведении показаны обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х годов и бесправие, пренебрежение к обычному человеку. Праведник Матрена, не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шестерых детей, работающая на других бесплатно, не скопила имущества даже к смерти. И автор заключает, «что есть она тот самый праведник, без которого не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша». Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде, когда героиня пошла помогать «ненасытному старику» Фаддею. Развязкой философского плана сюжета оказывается понимание сущности социальных явлений. Автор подчеркнул несовместимость нравственных начал с окружающей жизнью. Жизнь Матрены является не только символом праведности, но и ощутимым подтверждением исконно доброй сущности русского национального характера.

5. Проблемы села поставлены в прозе Ф.Абрамова (1920- 1983). Тетралогия «Пряслины» вместила судьбы крестьян русского Севера с эпохи Великой Отечественной войны до 1970-х годов. «Братья и сестры» (1958) повествуют об истории «бабьего царства» во время войны. «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973) – «послевоенное лихолетье», «Дом» (1978). Глубокий нравственный смысл вкладывается в понятие дом. «Мне вся Россия дом», - говорит Калина Дунаев.

Потомственный крестьянин Пряслин с горечью думает, что безразличие людей, возделывающую землю, губит её, ведёт к уничтожению природы. Земля олицетворяется: пашня имеет тело и душу, она дышит, рожает и часто на неё покушаются, как на жизнь человека.

Михаил Пряслин после ухода отца на фронт и после его гибели, несмотря на свою молодость, становится хозяином дома. Он чувствует ответственность за жизнь братьев и сестры, матери, за труд в колхозе.

Образ Михаила Пряслина дает представление о многогранной натуре человека. Он вы­держал испытания в годы Великой Отечественной войны, вынес испытание трудом, стал опорой семьи после смерти отца, опорой колхозников. Михаил Пряслин не по­терял свою привлекательность в трудные послевоенные годы, но в последней части ("Дом") вряд ли можно говорить о цельнос­ти его натуры. Дом - символ, объединяющий поколения, корень, опора, основа жизни, лишился своей устойчивости, перестал быть связующим звеном. Писателя волновали не только материальные трудности деревни, но и отчуждение людей, разобщение внутри семьи, уход от земли. Показывая раздоры в семье Пряслиных, автор обращается с призывом к братьям и сестрам вновь собраться под крышей дома.

В романе «Дом» Абрамов ставит проблему отчего дома, Родины, нравственности. Писатель раскрывает высоко­нравственный мир Лизы, ее сердечность, бескорыстие, доб­роту, верность отчему дому, заставляет Михаила Пряслина осудить себя за черствость и бессердечие по отношению к сестре. В первых книгах тетралогии герой все силы направляет на то, чтобы избавить свое многочисленное семейство от нужды и поэтому стоит в стороне от обще­ственной жизни, но в конце произведения он стано­вится ее активным участником, вырастает как личность.

1. В 1963 г. вышел первый сборник рассказов В. Шукшина «Сельские жители» (в 1968 г. – второй, «Там вдали»). В 1964-м им поставлен по своему сценарию фильм «Живет такой парень», за который он был удостоен приза «Золотой лев» на XVI Международном кинофестивале в Венеции.

2. Герои Шукшина − люди очень разные, но требовательные к себе и жизни, тоскуют по идеалу (такова Груша Веселова в повести «Позови меня в даль светлую», 1973). Она не хочет и не может вернуть семейное благополучие ценой нравственной утраты.

«Калина красная»(1973-1974) - Василия Шукшина повествует о трагической судьбе Егора Прокудина. Шукшин выбирает героев трудной судьбы, нелёгкой и нестандартной жизненной доли. Егор Прокудин – сложный и противоречивый характер. В нем соединены добро и зло, самоуничтожение и уязвлённая гордость, жестокость и ласка, чувство вины. Автор показывает нравственную борьбу в душе человека, взятого в наиболее трудный момент духовной жизни. Вот он швыряет деньги направо и налево в ресторане. Не развлечений он ищет, ему нужен «праздник души». Шукшин не идеализирует образ героя, он ему сочувствует, обнаруживая в Егоре человеческое и показывая, как добро и соучастие помогают человеку вернуться к настоящей жизни. Автор изображает переворот в душе героя и делает ударение на утверждении силы добра. Приезжая к Любе Байкаловой, Егор встречает сочувствие, доверие, нравственную поддержку. Это все вовремя попало на благодатную почву. Прокудин вырастет до трагического характера после сцены свидания с матерью. Он осознал перед ней и обществом свою вину. Прорывается внезапно в Егоре Прокудине авторское: «Люди, давайте любить друг друга». Герой гибнет из-за мести, и потому, что ему не искупить вины перед самим собой. Трагическая смерть открывает человеческое в человеке. Финал, однако, не оставляет безысходности. Шукшин отрицает зло, а совесть – важнейший нравственный критерий. В 1974 В.Шукшин поставил фильм «Калина красная», где сыграл главную роль.

Для творчества Валентина Григорьевича Распутина (род. в 1937 г.) характерна разработка морально-этических и нравственных проблем. Его произведения «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Прощание с Матерой» (1976), рассказы 80-х годов, а также его повесть «Пожар» (1985) получили высокую оценку критики и признание читателей.

С большим мастерством рисует писатель женские характеры. Запоминается образ старой Анны из повести «Последний срок». Жизнь Анны была суровой: работала, не покладая рук в колхозе, растила детей, преодолевала невзгоды военного времени, но не пала духом. И когда она чувствует приближение смерти, относится к ней по-народному мудро и спокойно. Дети Анны, приехавшие из разных мест проститься с матерью, уже не несут в себе тех высоконравственных качеств, какие свойственны Анне. Они утратили любовь к земле, растеряли и родственные связи, и смерть матери их мало волнует.

Важные современные проблемы отражаются в повести «Прощание с Матерой». В этой философско-нравственной повести затрагиваются актуальные проблемы (экологические последствия научно-технического прогресса, наступление цивилизации на немногие оставшиеся уголки патриархальной жизни), так и вечные (отношения поколений, поиск смысла человеческого существования, ожидание смерти). В социально-бытовых вопросах (разность городского и деревенского укладов быта, разрушение традиций, отношения народа и власти) высвечивается их глубинный, сущностный смысл. Матера — деревня, расположенная на небольшом острове посреди Ангары. В связи со строительством будущей ГЭС она будет затоплена, а ее жители переселяются в новый поселок. Автор с большой силой и проникновенностью сумел передать тяжелые переживания старшего поколения деревни. Для старой Дарьи, прожившей здесь жизнь, затопление деревни — великое горе. Она понимает, что ГЭС нужна, но ей трудно расстаться с избой, с родными могилами. Дарья готовится покинуть свою избу торжественно, строго. Зная, что изба будет сожжена, но помня, что здесь прошли ее лучшие годы, она моет, белит, чистит все в избе. Трудно расстаться с родными местами и ее сыну Павлу. Внук же Дарьи Андрей относится к этому совершенно спокойно, без всяких переживаний. Он увлечен романтикой новых строек, и Матеру ему совсем не жалко. Дарью очень обидело, что, покидая навечно родное гнездо, внук не проявил уважения к отчему дому, не простился с землей, не прошелся в последний раз по родной деревне.

В повести «Пожар» все освещено с жизненных позиций главного героя Ивана Петровича Егорова. Пожар, случившийся в леспромхозовском хозяйстве, приобретает символический смысл: огонь довершает и высвечивает плачевное состоя­ние поселка. Обратимся к трагическим страни­цам «Пожара». Сгорели склады, окровавлены, изранены те, кто все-таки сумел спасти поселок от огня, убит само­отверженный Хампо. «Горечь, боль, угар» — в каждой детали картины, оставленной страшной ночью. А утро приносит яркий спасительный свет: «Весна отыскала и эту землю — и просыпалась земля... Разогреется солнышко — и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек. Никакая земля не бывает безродной».

Герой повести — скромный сельский житель. Он не обладает выдающимися способностями. Но мудрость Егорова «и долгих, и обрывистых раздумий», цельность чувств создают ясное представление о подлин­ной содержательной жизни. Четыре силы помогают человеку: «дом с семьей, рабо­та, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Егоров понимает эту истину на своем опыте.

«Сегодня любой серьезный разговор... сводится к трем главным вопросам: первый — это шукшинский вопрос: что с нами происходит? Два других были заданы значительно раньше: что делать? и кто виноват?» Так верно определил Распутин современные искания, их притяжение к пробле­мам, поднятым еще русской классической литературой. И в своих произведениях писатель пытается найти ответ на эти вопросы. В слиянии конкретно-бытовых и философ­ски-нравственных обобщений заключено самое смелое до­стижение Распутина-писателя.

Распутин заставляет читателя почувствовать черствость и бездушие Андрея («Прощание с Матерой»), его неуважение к традициям родных. В этом писатель близок к В. Шукшину, Ф. Абрамову, В. Белову, которые с тревогой пишут о равнодушии молодежи к отчему дому, о забвении ею народных традиций, которые веками передавались из поколения в поколение. В то же время писатели утверждают закономерность изменения жизни деревни под воздействием социальных и научно-технических преобразований.

Произведения о деревне, созданные Ф. Абрамовым, В. Шукшиным, В. Распутиным, М. Алексеевым, В. Бело­вым, решают актуальные проблемы времени, рисуют на­родные характеры.

6.Одновременно с деревенской прозой в 1960−1980-е годы выделилась городская проза (Ю.Трифонов, А.Битов, В.Маканин). Много перекличек можно выделить в характерах, помещенных в разную социальную среду: город и деревню. Писатели по-разному отразили процесс «нравственной дезориентации личности», выявили, как обнаруживается боязнь жизни, больше свойственная жителю города. Писатели городской темы проложили мост между шестидесятниками и современным постреализмом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Война в литературе 1950-1980-х годов | Астафьев Виктор петрович
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.