Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание как философская проблема




Тема 10.Теория познания

 

Теория познания или гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – слово, учение)– это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Термин «теория познания» ввел в философию шотландский философ Дж. Феррер в 1854 г.

Теория познания занимается поисками предельных оснований знания, которые не являются чем-то общепризнанным и непосредственно очевидным. Поэтому теория познания всегда выступает в виде наличия различных концепций: материалистических и идеалистических, эмпирических и рационалистических, скептических и догматических и т. д. Теория познания от специальных теорий отличается тем, что она ориентирована на поиски всеобщих оснований знания. В ней важен не только результат, но и ведущий к нему путь, способ обоснования этого результата. В различных концепциях существуют разные ответы как на коренные вопросы, так и на способы их формулирования.

В развитии теории познания можно выделить следующие основные этапы:

1)Античная философия, когда возникла теория познания, выступая в виде критического обсуждения условий получения истинного знания. Центральной проблемой здесь является отношение знания и мнения, истины и заблуждения;

2) Теория познания Нового времени, эпохи Просвещения (17-18вв.), когда в центре стояло обсуждение вопроса об источнике познания, о научном методе познания, о связи «Я» и внешнего мира, «внешнего» и «внутреннего» опыта, первичных и вторичных качеств;

3)Теория познания немецкой классической философии, где большое внимание уделяется субъекту познания, его творческой активности;

4)марксистская теория познания, критически ассимилирующая достижения классической немецкой философии и главное внимание уделяющая роли практики в познании;

5) Современные неклассические теории познания, в которых осуществляется пересмотр таких традиционных гносеологических проблем, как соотношение субъекта и объекта, проблемы истины.

Теория познания, или гносеология, зародилась в учениях древних. Для древнегреческих философов явления сознания представляли интерес в связи с построением общей космологической картины мира. Обсуждение условий получения истинного знания привело к вычленению таких проблем как отношение знания и мнения, истины и заблуждения. Здесь можно выделить две теории познания – материалистическую и идеалистическую, представленные соответственно Демокритом и Платоном.

Философия, писал Демокрит, может и должна дать общий метод для научного познания. Своим исходным пунктом она должна иметь окружающий материальный мир, а не умозрительные конструкции. Познание, по мнению Демокрита, бывает двух родов: истинное и темное. К темному он относил зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Истинным же он считал познание рациональное, с помощью мышления. Демокрит не игнорировал чувственное познание, но считал разум более могущественным и более тонким органом познания. Чувственное познание – источник всех знаний и отправной пункт разума. Оно является началом всякого мыслительного процесса.

Демокрит полагал, что все предметы испускают некие мельчайшие частицы, которые, действуя на наши органы чувств, дают нам возможность воспринимать предметы. Он пытался также разрешить вопрос о соотношении субъективного и объективного в познании. То, что для одних сладко, писал он, для других горько, кисло. Истина же для всех одна и та же.

В противоположность Демокриту, который в основу своей теории познания положил отражение объективно существующего материального мира, Платон полагал, что при помощи чувств нельзя познать мир, ибо чувства дают не истинные знания, а всего лишь «мнения». Теория познания Платона – это теория припоминания. Познавать мир, учил он, означает создавать такие условия, при которых бессмертная душа человека могла бы вспомнить все то, что она когда-то созерцала в мире идей.

Особое место в разработке теоретико-познавательных проблем принадлежит немецкой классической философии. Так, в субъективно-идеалистическом учении И.Канта были поставлены такие фундаментальные проблемы гносеологии, как природа познавательного отношения, активность субъекта познания, соотношение чувственного и рационального в познавательной деятельности и т.д. В объективно-идеалистическом учении Гегеля достиг своей вершины диалектический подход к духовным явлениям, наметившийся у Фихте и Шеллинга, были подвергнуты анализу историческая связь мышления и практики, противоречивая природа истины и т.д.

Диалектико-материалистическая теория познания разработана К.Марксом и Ф.Энгельсом и развита В.И.Лениным. С точки зрения марксистской философии познание не ограничивается чувственным восприятием свойств и отношений мира, поскольку более глубокие сущностные связи и отношения познаются разумом. Она базируется на материалистическом решении основного вопроса философии. Можно выделить следующие принципы дииалектико-материалистической теории познания: 1) первичность материи по отношению к сознанию, 2) принцип всеобщей связи, 3) принцип развития, 4) принцип единства теории и практики, 5) принцип единства материализма и диалектики

Позиции мыслителей по поводу границ познания можно определить следующим образом: когнитивный оптимизм, представители которого абсолютно уверены в возможности познания мира, скептицизм, в рамках которого выражается сомнение в познании мира и агностицизм, (от греч. – недоступный познанию)отрицающий познание мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.