Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные уровни и формы познания




Длительное время в гносеологии противостояли друг другу две концепции: эмпиризм и рационализм, которые расходились в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Эмпирики (Бэкон, Локк, Гоббс) считали, что в основе познания лежит опыт, а чувственные формы являются определяющими в получении научного знания. Недостатком эмпиризма была недооценка роли логического мышления. Близким к эмпиризму является сенсуализм, отводивший логическим формам лишь роль упорядочивания эмпирического материала. Так, Локк считал, что в знании нет ничего кроме чувственного опыта. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) ставили разум, логическое мышление выше чувств. Они считали, что органы чувств дают лишь поверхностное и иллюзорное знание и подлинную научную истину можно установить лишь на основе строгого логического анализа. Эмпиризм и рационализм являются крайностями в гносеологии, возникшими на основе одностороннего и ложного противопоставления в познании чувства и разума.

В реальном познавательном процессе можно выделить два уровня, две ступени познания: 1) чувственный и 2) рациональный. Уяснение сущности перехода от чувственного познания к логическому мышлению является камнем преткновения для всех метафизически мыслящих философов. На субъективно-идеалистической основе принцип единства этих ступеней познания разрабатывал Кант, а на объективно-идеалистической Гегель. С диалектико-материалистических позиций эта проблема решалась К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые процесс познания рассматривали как сложный многогранный процесс отражения действительности. Общее движение процесса познания резюмируется в ленинской формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» В основе живого созерцания лежит чувственное познание, включающее такие формы как:

а)ощущения,

б)восприятия,

в)представления.

Предметы и явления окружающего мира воздействуют прежде всего на органы чувств человека (вкуса, зрения, обоняния, осязания, слуха). Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих как раздражители на наши органы чувств, а также процессов, происходящих внутри организма (например, пищеварения, сокращения мускулов, выделений) и фиксируют отдельные стороны предметов. Ощущения являются образами, отражениями, копиями или своего рода снимками свойств предметов и явлений объективного мира. Являясь субъективными образами объективного мира, не могут существовать вне конкретной исторической личности со всеми индивидуальными особенностями ее анатомо-физиологической организации, психического склада, опыта, интересов и склонностей, накладывающих свой отпечаток и на ощущения. Ощущения человека содержат в себе в идеальной форме то, что реально находится вне ощущений, в окружающем мире.

Восприятием является целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом объекте. Мы легко можем представить себе своих родных, своих друзей. В представлении мы имеет обобщенный чувственный образ объекта, не связанный непосредственно с его восприятием.

В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Элементарными формами логического отражения являются:

а)понятия,

б)суждения,

в)умозаключения.

Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (например: человек, дерево, дом, молекула, клетка и т.д.). Если в восприятии мы отражаем внешний облик данного человека, а в представлении – типичный облик человека с характерными для него внешними признаками (прямой походкой, руками, ногами, головой и т.п.), то в понятии о человеке мы не ограничиваемся отражением этих признаков, а раскрываем его более глубокие, существенные признаки. Содержанием понятия «человек» охватываются его существенные признаки: человек выступает как общественное существо, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее сложноорганизованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Понятия отличаются от форм чувственного познания по способу образования и выражения, а также по своим познавательным возможностям. С помощью понятий человек проникает в то, что недоступно ощущениям, восприятиям и представлениям. Человек не может, например, воспринимать скорость света, строение атома, работу мозга, но он может отразить все эти явления с помощью понятий. Будучи не в состоянии непосредственно воспринимать эти явления, он может понять их.

Понятия не существуют в голове человека изолированно друг от друга. Чтобы отразить связь и взаимозависимость явлений, понятия должны быть связаны между собой. Они возникают и существуют лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – это значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами. Суждения это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем либо. В человеческой речи суждение выражается в виде предложения. По отношению к действительности суждения оцениваются как истинные или как ложные, т.е. соответствуют ей или не соответствуют, что устанавливается в конечном счете в практической деятельности людей. К тому или иному суждению человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем – с помощью умозаключения. Умозаключение – это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Таким образом, если суждение представляет собой определенную взаимосвязь понятий, то умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся. В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Правда, в понятии как бы в свернутом виде содержится образ предмета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.