Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект и объект познания. Роль практики в познании




Познание включает три звена:

1) объект познания,

2) субъект познания,

3)процесс их взаимодействия.

Европейская философия, исходящая из античной традиции, начинает с изучения объекта. Однако индийская философия начинает познание с субъекта, а китайская берет отправной точкой сам процесс познания. Можно сказать, что китайская философская традиция дополняет европейскую и индийскую, и лишь соединение всех трех традиций придает философии всеохватность. Эти три ведущие философские традиции могут быть положены в основу гносеологии, претендующей на глобальность.

Познание – это процесс взаимодействия между субъектом и объектом, результатом которого выступает знание. Как известно из истории философии, в разных философских системах вопрос о субъекте и объекте и их взаимоотношениях решался по-разному. Возникает проблема выбора из множества возможных ответов на этот вопрос истинного ответа. Рассмотрим что же такое субъект познания. В самом общем виде субъектом познания выступает тот, кто познает, человек, наделенным сознанием и обладающий знанием. В созерцательном материализме в качестве субъекта выступает отдельный индивид, который пассивно отражает воздействие внешнего мира. В качестве объекта выступает весь мир. В идеализме под субъектом понимается сознание. Так субъективный идеалист Фихте сводит субъекта познания к человеческому сознанию, которое выступает некоей субстанцией, творящей внешний мир или объект. Объективный идеалист Гегель допускает существование мышления вне человека. Существует внечеловеческий субъект, в качестве которого выступает мировой разум. В марксистской философии в качестве субъекта выступает общественный человек, социальные группы и все человечество. При этом подчеркивается активность субъекта в познании. В качестве объекта понимается та сторона реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. В связи с этим не следует смешивать понятия «объект» и «объективная реальность». В основе взаимодействия субъекта и объекта лежит практика.

Главной особенностью диалектико-материалистической теории познания является то, что она включает в познание практику, преодолевая тем самым созерцательное отношение человека к действительности. Идеалисты под практикой понимают духовную деятельность субъекта, ограничивая ее сферой переживания. Метафизически мыслящие материалисты, противопоставляя мысль и бытие, сводят практику к опытам ученого в области эмпирического познания.

Под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем. Важнейшими чертами практики являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Практика имеет конкретно-исторический характер, изменяясь в ходе истории. Практика является общественно-историческим, непрерывным процессом, в котором в качестве субъекта выступают сменяющие друг друга поколения людей.

От обычных материальных процессов практика отличается тем, что она не исчерпывается материальным, но включает в себя в качестве необходимого идеальный, духовный компонент. Основными формами практики оказываются:

а)производственная деятельность

б)общественно-политическая деятельность

в)научный эксперимент.

Практика выступает в качестве основы познания, цели познания, средства познания и критерия истинности. Успех практической реализации идей и планов, имеющих обычно большой социальный смысл и звучание, предполагает сплав знаний, убеждений и действий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.