Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №8 Образование и распределение валового продукта




Рассмотрим общую схему распределения между основными участниками: государство, физические лица, предприятие.

Различают ВВП и ВНП.

ВНП отличается от ВВП на величину сальдо первичных доходов от “остального” мира.

ВВП + сальдо первичных доходов, полученных и переданных “остальному” миру (первичные доходы полученные – первичные доходы переданные) = ВНП.

ВВП образуется в первом приближении как валовой выпуск продукции за вычетом промежуточного потребления, т.е. за вычетом потреблённых сырья и материалов предприятиями, в процессе получения продукции.

ВВП в рыночных ценах = валовой выпуск продукции в основных (рыночных) ценах – промежуточное потребление (сырьё, материалы) + более чистые налоги на продукты и импорт – субсидии на налоги и импорт.

Полученный ВНП распределяется следующим образом:

 

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

 

1 – амортизация

2 – инвестиции

3 – нераспределенная чистая прибыль

4 – косвенные налоги

5 - налог на прибыль

6 – социальный налог

7 - чистый индивидуальный налог

8 – доходы физических лиц =з п + часть прибыли + рента + банковский процент.

9 – личное потребление и расходы на него

10 – государственные расходы

ВНП на заработную плату должен быть 70%, а в России – 30%.

 

Вопрос №9 Функции финансов. Устройство финансовой системы.

 

Устройство финансовой системы следует из основных функций финансов:

1. формирование финансовых ресурсов

2. Главная – распределение: планирование и исполнение

3. Финансовый контроль за формированием и распределением финансовых ресурсов и результатов деятельности

4. Регулирование, т.е. оптимизация финансового плана, коррекция работы всей финансовой системы с целью эффективного развития экономики.

Эти функции имеют место во всех финансовых сферах.

Финансовая система включает в себя:

§ Участников (физические лица, предприятия, государство)

§ Правило и порядок их взаимодействия

§ Методы финансового управления, учёта, контроля, планирования и другие функции управления

§ Финансовые инструменты

§ Финансовые организации

Т.о. можно говорить об общем устройстве финансовой системы, включая в себя участников, рынки и общий порядок их взаимодействия. Также можно говорить о конкретном устройстве различных финансовых сфер, обладающих отличительными особенностями. Т.е. можно говорить об устройстве финансов на предприятии, государстве, и о финансах населения, а также об устройстве различных финансовых рынков.

 

Вопрос № 10. Управление финансами. Финансовая политика.

Общее управление финансами осуществляет государство, в первую очередь, через законодательный орган (с помощью законов устанавливаются правила устройства и работы всех финансовых сфер). В законодательстве участвуют все, кто имеет право законодательной инициативы (президент, законодательное собрание, субъекты законодательства). Непосредственно управлением финансов занимается исполнительная власть: исполняют законы и осуществляют надзор за соблюдением законодательства. Исполнительная власть – президент, правительство. Судебная власть также занимается соблюдением законодательства. Непосредственное текущее управление финансами осуществляется правительством с помощью распорядительных актов. Орган, занимающийся финансами, называется министерство финансов. Органы власти выполняют все функции управления, вырабатывают финансовую политику, которая основывается на стратегических целях, записанных в Конституции. Финансовая политика воплощается в ежегодном послании президента, а конкретное выражение находит в основном инструменте – бюджете. В целом финансовая политика – это совокупность приоритетных целей и методов их достижения с помощью законодательства и других управленческих действий.

Основными задачами финансовой политики государства являются:

1. Обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов (налоговая политика, таможенная политика, политика приватизации, кредитная политика)

2. Обеспечение рационального распределения финансовых ресурсов (бюджетная политика, которая должна иметь социальную направленность)

3. Регулирование финансовых процессов

4. Поиск оптимизационных схем привлечения и распределения финансовых ресурсов

5. Разработка рационального финансового механизма и его развитие, т.е. создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика является составной частью экономической политики. Её нужно координировать с другими элементами экономической политики (ценовой, денежной, социальной).

Экономическая политика состоит из интересов общества и её социальных групп, в достигнутых результатах развития народного хозяйства. Т.е. если экономическая политика соответствует интересам различных слоёв населения, следовательно, экономическая политика верная. В противном случае наоборот.

 

Вопрос №11. Финансовый контроль.

Финансовый контроль представляет собой контроль за формированием ресурсов, за распределением ресурсов, за рациональностью формирования и распределения ресурсов в соответствии с финансовой политикой. Для осуществления финансового контроля надо иметь 3 составляющие:

1) плановые задания, нормативы (то, с чем сравнивать);

2) фактические данные (что произошло на самом деле);

3) механизм сравнения фактических данных с нормативными, который определял бы отклонения и анализировал их, а также давал рекомендации по их устранению.

Финансовый контроль должен выполнять все эти функции. Государственный финансовый контроль производится за исполнением бюджета, за исполнением всеми субъектами финансовых норм и положений налогового, таможенного и других кодексов.

Задачами контроля являются в том числе:

– прогнозирование функционирования финансовых сфер;

– анализ действия законодательной базы, итоговый анализ исполнения планов и динамики финансовых сфер;

– выявление резервов повышения эффективности экономики за счёт развития финансовых сфер.

 

Вопрос №12. Органы государственного финансового контроля.

Основными органами финансового контроля являются президентский контроль и парламентский контроль. Для финансовых рынков финансовый контроль заключается только в исполнении законодательств, его осуществляет на кредитном рынке – Банк России, на фондовом рынке –федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР), на валютном рынке – органы валютного контроля исполнительной власти – 1) ЦБ РФ, 2) ФСФБН, 3) налоговые органы (с определенными ограничениями); агенты валютного контроля – 1) уполномоченные банки; 2) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 3) таможенные органы; 4) территориальные органы ФСФБН и ФНС.), на страховом рынке – федеральная служба страхового надзора была присоединена к федеральной службе по финансовым рынкам. Непосредственное исполнение бюджета осуществляет контрольно-ревизионное управление министерства финансов (КРУ) и его органы на местах (органы субъектов РФ). Соблюдение таможенного законодательства – федеральная таможенная служба и структура МВД (в настоящее время реформируется), соблюдение налогового законодательства – федеральная налоговая служба и ее отделения на местах. На уровне предприятия производится внутренний контроль и используется добровольный внешний аудит.

 

Вопрос №13. Сущность и роль государственного бюджета.

Основным инструментом финансов является бюджет.

Государственный бюджет – это основной финансовый инструмент государственного финансового управления. Это финансовый план государства, через который оно осуществляет свою финансовую политику. Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Первичными являются расходы, так как с помощью расходов осуществляется бюджетная политика. Расходы следуют из обязательств, принятых государством:

– государственное управление;

– организация правопорядка;

– оборона;

– страхование;

– культура.

Чем больше у государства обязательств, тем больше расходная часть бюджета.

Вопрос №14. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета.

Основные расходы бюджета:

1) на содержание государственного аппарата, обороны, Министерства внутренних дел, иностранных представительств, судов, прокуратуры;

2) на финансирование развития народного хозяйства;

3) на финансирование социальной сферы;

4) выплаты по внешним и внутренним займам;

5) субвенции и дотации субъектам РФ (для поддержания единого жизненного стандарта всех территорий Российской Федерации).

Доходы формируются:

1) налоги (более 50%);

2) таможенные сборы (до 30%);

3) использование государственного имущества (аренда и др.)

Если при этом образуется дефицит бюджета, то разница покрывается за счёт займов. Займы осуществляются за счёт облигаций.

 

Вопрос №15. Основные источники доходов государственного бюджета.

Поступления в бюджет должны соответствовать расходам. Основной источник поступления – налоги и таможенные сборы. Другой источник – продажа государственной собственности, сдача ее в аренду, прибыль предприятий, находящихся в государственной собственности. Определение состава налоговых поступлений и налоговой ставки, которые в конечном итоге характеризуют структуру налогов, является важным вопросом.

 

Вопрос № 16. Организация формирования доходов государственного бюджета.

Государственный бюджет – основной финансовый инструмент государственного финансового управления; финансовый план, с помощью которого государство осуществляет финансовую политику.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходы бюджета:

1. налоги (более 50%);

2. таможенные сборы (до 30%);

3. использование государственного имущества.

4. Если образуется дефицит бюджета, то разница покрывается за счет займов.

Поступления в бюджет должны соответствовать расходам. Основным источником поступления являются налоги и таможенные сборы.

 

Вопрос №17. Налоговая политика государства.

Налоговая политика – это как назначить налоги, чтобы их можно было собрать и не повредить экономике.

В настоящее время налоговая политика очень сложная. Основными факторами налоговой системы являются налоговые статьи и налоговые ставки.

Налоги бывают прямые и косвенные.

 

величина налогов

 

плановые налоги

 

фактически собираемые налоги (кривая

Лаффера)

массовое уклонение от налогов

Уровень налоговых ставок

Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы собираемость налогов была 100% или хотя бы была близка к этой величине.

Налоговая политика должна решать две задачи:

1. Фискальную (собрать налоги, обеспечить их поступление в бюджет)

2. Должна способствовать социально-экономическому развитию страны с помощью налоговых льгот (щитов). Например, не облагать налогами инвестирование.

Налоговая система является многоканальной и гибкой, чтобы способствовать развитию экономики.

Вопрос №18. Бюджетный дефицит и методы его финансирования, влияние бюджетного дефицита на стабильность денежного обращения.

 

Возможен дефицит и профицит бюджета.

Бюджетный дефицит является порождением повышенных требований к государству. Государство отвечает на это увеличением расходной части бюджета. Доходы определяются экономическим состоянием страны.

При дефиците возникает необходимость его финансирования с помощью действий неналогового характера (за счет займов или увеличения денежной массы).

В случае, если имеет место увеличение денежной массы, то практически немедленно это приводит к увеличению темпов инфляции.

Таким образом, инфляция является следствием бюджетного дефицита, покрываемого за счет увеличения денежной массы. Если дефицит покрывается займами, то тяжесть дефицита переносится на будущее время.

Вопрос № 19. Государственный кредит и займы. Классификация государственного займа.

Государственный кредитили займэто совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта (если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами).

Государственные кредиты используются для финансирования субъектов федерации, кредитования предприятий и выдачи другим странам.

Назначением государственных займов является покрытие дефицита государственного бюджета, краткосрочные займы используются для покрытия кассовых разрывов.

Основной формой государственного займа является облигационный займ. Он часто используется также в качестве инструмента регулирования экономикой, стабилизации денежного обращения. Выпуская займ на выгодных условиях, уменьшают количество денег в обращении.

В качестве субъектов государственных денежных отношений выступают как федеральная государственная власть, так и органы власти субъектов федерации.

К займам часто прибегают муниципальные образования.

Займы бывают:

· Внешние и внутренние

· Рыночные (свободно покупаются и продаются) и нерыночные (целевые для привлечения определенных инвесторов, отвечающих специфическим интересам государства)

· Краткосрочные (месяцы) и долгосрочные

· Закладные (обеспечиваются определенным имуществом государства) и беззакладные (обеспечиваются всем имуществом государства)

Управлением государственными кредитами и займами занимаются центральный банк и министерство финансов.

Государство может выпускать различные виды ценных бумаг:

· Выигрышные

· Процентные

· С нулевым купоном (продают дешевле, покупают дороже)

· С твердым и плавающим доходом (процентная ставка)

· С правом досрочного погашения или без него.

В процессе управления государственными займами государство решает задачи:

1. минимизация стоимости долга для государства

2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса

3. эффективное использование заемных средств, контроль за их целевым использованием

4. обеспечение своевременного возврата кредитов (путем планирования бюджета, создания бездефицитного бюджета)

5. решение задач финансовой политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.