КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оформление трудовых отношений, подбор, расстановка, профориентация и трудовая адаптация персонала
Трудовой договор, должностные инструкции; Правила внутреннего трудового распорядка; Подбор и расстановка кадров; Профессиональная ориентация работников; Трудовая адаптация персонала.
Принятие предложения о приеме на работу документируется посредством подписания двумя сторонами трудового договора. При приеме на работу гарантией соблюдения прав сотрудника является правильное оформление необходимой документации. Обязательным является выполнение следующих формальностей: - трудовой договор заключается между двумя сторонами, одной из которых является работник, а другой – организация в лице руководителя согласно уставу. Договор обязательно подписывается сторонами; - заявление о приеме на работу должно быть составлено в двух экземплярах, на каждом из которых ставиться гриф «Принять»; один из экземпляров остается у работника; - по приеме на работу руководитель подписывает приказ о приеме на работу, в котором независимо от типа организации (бюджетной или коммерческой) должно быть указано, по какому квалификационному разряду принят работник; также указывается размер оклада и продолжительность испытательного срока (в случае, если таковой имеется). После заключения договора работник должен быть ознакомлен с данным приказом под роспись, он также имеет право взять копию приказа. Трудовым договором признается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым: - работодатель обязуется: • предоставлять работнику работу по обусловленной трудовой функции; • обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права; • своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату; - работник обязуется: • лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию; • соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Принятый на работу кандидат предъявляет работодателю для • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; • документы воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу; • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Трудовые договоры могут заключаться: - бессрочно; - на определенный срок (не более пяти лет). Существенными условиями трудового договора являются: - место работы с указанием структурного подразделения; дата начала работы; - наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации; - права и обязанности работника; - права и обязанности работодателя; - характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях; - режим труда и отдыха, если в отношении данного работника не могут быть применены общие правила, действующие в организации; - условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты; - виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. Трудовые отношения не всегда оформляются трудовым договором, однако, при наличии трудового договора стороны (и работник, и работодатель) сильнее защищены с правовой точки зрения. Наличие трудового договора также снижает вероятность двусмысленности и неопределенности в отношениях между сторонами. Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место сотрудника в организации, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения. Основными разделами инструкции являются: - общая часть; - функциональные обязанности; права; - ответственность; - поощрения. Должностные инструкции разрабатываются и утверждаются руководителями структурных подразделений по подчиненности и доводятся под расписку каждому сотруднику. Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с действующим законодательством: - порядок приема и увольнения сотрудников; - основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; - режим рабочего времени; - время отдыха; - применяемые к работникам меры поощрения и взыскания; - иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации (требования к сотрудникам, условия оплаты труда, социальные блага и гарантии, служебная (коммерческая) тайна и т. п.). Принимаемый на работу должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка и в процессе дальнейшей работы соблюдать их. Основной целью проведения подбора и расстановки кадров является, решение проблемы оптимального разрешения персонала в зависимости от требований выполняемой работы. Подбор и расстановка кадров должны обеспечить такое распределение сотрудников по рабочим местам, при котором несоответствие между характеристиками сотрудника и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным, отсутствует чрезмерная или недостаточная загруженность работой. Подбор персонала предполагает сравнение способностей, психофизиологических и деловых качеств работника с требованиями содержания выполняемой работы. Подбор персонала призван решать такие задачи как: - создание условий для профессионального развития каждого из сотрудников; - формирование эффективно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений. Расстановка персонала представляет собой этап кадровой работы, направленный на эффективное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам исходя из принятой в организации системы разделения и кооперации труда, результатов комплексной оценки работников, их плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда персонала. Расстановка персонала выполняет три связанные между собой задачи: - планирование служебной карьеры; - определение условий и оплаты труда сотрудников; - обеспечение движения кадров в системе управления. Выполнение этих задач обеспечивает заполнение вакантных рабочих мест в организации с учетом индивидуальных пожеланий сотрудников и их планируемой карьеры. Подбор и расстановка персонала осуществляются в соответствии с принципами: - сменяемости, означающим необходимость внутриорганизационных трудовых перемещений, которые способствуют более эффективному использованию персонала; - соответствия, предполагающим соответствие нравственных и деловых качеств сотрудников требованиям должностей, на которые они претендуют; - перспективности, учитывающим возможность длительной работы сотрудника в организации. Соблюдение принципа перспективности, в частности, предполагает определение возрастного ценза, в соответствии с которым должность может быть занята только тем сотрудником, который по возрасту и состоянию здоровья может эффективно выполнять требуемую работу, набираться опыта и быть полезным для организации не только в настоящем, но и в будущем. Процесс подбора и расстановки кадров предусматривает: - планирование служебной карьеры, которое реализуется посредством оценки следующих характеристик: • потенциала работника; • возраста; • трудового стажа; • квалификации; • индивидуального вклада в развитие организации; • наличия вакантных должностей; - обеспечение достойных условий труда и достойного вознаграждения, включающее: • гарантированную ежемесячную зарплату; • премиальные; • организацию и оснащение рабочего места; • социальные льготы и гарантии; - обеспечение движения кадров в системе управления, включающее: • повышение; • перемещение; • понижение; • увольнение работников в зависимости от оценки результатов их труда и иных факторов. Для обеспечения эффективности реализуемых подбора и расстановки персонала, выполнения их задач необходимо соблюдение следующих условий: - использование работников в соответствии с их профессией и квалификацией; - обеспечение полной ответственности каждого работника за выполнение поставленных перед ним задач; - обеспечение равномерной и полной загрузки работников всех служб и подразделений; - организация необходимой взаимозаменяемости работников за счет овладения ими смежной профессии. Для осуществления подбора и расстановки кадров часто используют профильный метод, предполагающий аналитический отбор предъявляемых требований и качеств сотрудников и их сравнение друг с другом. Основу метода составляет каталог характеристик-требований, предъявляемых к работнику в зависимости от выполняемой им работы, а также с учетом количественных характеристик рабочих мест. Характеристики (показатели) должны быть описаны и разделены на определенное количество категорий. Каждому уровню требований соответствует определенный набор качеств работника. Сравнение набора качеств работника, выполняющего работу и уровня требований, обусловленных этой работой, позволяет определить пригодность рассматриваемого кандидата к работе. Профессиональная ориентация работников – процесс, направленный на то, чтобы обеспечить их необходимой, информацией, навыками, пониманием целей и задач предприятия. Цели профориентации: - информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; - создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; - выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности. Задачи профориентации персонала: - уменьшение стартовых издержек. Новый работник не знает своей работы и того, как функционирует предприятие. Это значит, что до тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, он требует дополнительных затрат. Эффективная ориентация уменьшает стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достичь общих стандартов; - уменьшение испытываемых новым работником озабоченности и неопределенности. Озабоченность здесь означает боязнь провалов в работе. Это нормальный страх перед новым, неизвестным, сочетающийся с недостаточной способностью уверенно и качественно работать; - сокращение текучести кадров. Если работники ощущают себя неумелыми и нежеланными, то они могут отреагировать на это уходом с работы. Текучесть высока как раз в период изменений, поэтому эффективное ориентирование призвано свести на нет эту дорогостоящую реакцию; - экономия времени непосредственного руководителя и сотрудников по работе. Неправильно сориентированный работник все же должен выполнять свою работу, но требует при этом помощи. Обычно людьми, которые должны оказать эту помощь, оказываются сотрудники и непосредственные руководители, тратящие на это свое время. Хорошие программы, по ориентации помогают экономить время каждого из них; - развитие позитивного отношения к работе, реализма в ожиданиях и удовлетворенности работой. Новые работники должны разумно и реалистично отнестись к изучению того, чего от них ждет предприятие, а их собственные надежды не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Формы профориентационной работы: - профессиональное обучение – начальная профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности; - профессиональная информация – система мер по ознакомлению ищущих работу с ситуацией на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала; - профессиональная консультация – оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека в целях выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переподготовки; - профотбор – выбору из группы претендентов конкретных специалистов с целью предоставления им работы. Профотбор – самая важная и ответственная стадия профориентационной работы. Формы профотбора: - профессиональный подбор – выбор из нескольких работников, имеющих одинаковую профессию, специальность, квалификацию, отвечающих одним и тем же требованиям кандидата на должность; - профессиональный набор – массовое назначение или выборы на должность специалистов различных профессий и квалификаций, прошедших отбор и профотбор; - выдвижение – назначение работника, работающего в данном коллективе, на новую, более высокую должность; - ротация – назначение, при котором место работы меняется в соответствии с принципом: «Нужному работнику – соответствующее место». В профориентации сотрудника, прежде всего, принимают участие руководитель соответствующего структурного подразделения, а также менеджер по управлению персоналом. Они выполняют следующие функции: - составление программы профориентации; - ознакомление новичков с фирмой и историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами; - объяснение задач и требований к работе, расшифровка функций новых работников; - введение работников в рабочую группу; - поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников. Трудовая адаптация персонала – это взаимное приспособление нового сотрудника и организации друг к другу, сопровождающееся постепенным привыканием сотрудника к профессиональным, экономическим, организационным и социальным условиям труда, существующим в данной организации. Для успешного взаимодействия с новым организационным окружением каждый вновь принятый сотрудник должен изучить и в дальнейшем соблюдать систему ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для организации. Трудовая адаптация способствует достижению следующих целей: - снижение степени неопределенности у новых сотрудников; - снижение текучести рабочей силы; - сокращение стартовых издержек; - экономия времени руководителя и сотрудников; - появление и развитие позитивного отношения к работе, чувства удовлетворенности работой и мотивации к труду. На этапе адаптации сотрудника в новом организационном окружении необходимо решить следующие основные задачи: - скорректировать или разрушить прежние поведенческие нормы, если они не соответствуют нормам, принятым в организации; - заинтересовать сотрудника в новой работе; - привить ему устоявшиеся в данной организации нормы поведения. Ускорению адаптации способствуют беседы с руководителем, а также объединение новичков в неформальные группы под покровительством кадровых сотрудников. Адаптация человека в организации может сопровождаться необходимостью решения сопутствующих проблем: - коррекция поведения новых сотрудников; - модификация организационной структуры в случае приема большого числа новых сотрудников; - при необходимости – корректировка установленных правил и обычаев, принятых среди давно работающих сотрудников. Выделяют следующие типы адаптации: - отрицание (неприятие никаких норм и ценностей); - конформизм (полное принятие всех норм и ценностей); - мимикрия (соблюдение вспомогательных норм и ценностей, маскирующее отрицание основных); - адаптивный индивидуализм (полное соблюдение основополагающих норм и ценностей при частичном принятии или отрицании вспомогательных). В случае отрицания или мимикрии успешная адаптация сотрудника в организационном окружении становится невозможной, что рано или поздно приводит к конфликту и разрыву связей с организацией. Конформизм и адаптивный индивидуализм позволяют сотруднику адаптироваться и включиться в производственную деятельность. Конформизм лучше воспринимается в корпоративной организации, а адаптивный индивидуализм рассматривается как наилучший способ восприятия сотрудником норм и ценностей организации, где работа узко специализирована и индивидуализирована. В зависимости от объектов, к которым адаптируется сотрудник, выделяют: - производственную; - непроизводственную адаптацию. Производственная адаптация подразумевает: - профессиональную; - социально-психологическую; - организационно-административную; - психофизиологическую; - экономическую; - санитарно-гигиеническую адаптацию. Внепроизводственная адаптация может включать адаптацию: - к внепроизводственному общению с коллегами; - к бытовым условиям. Процесс адаптации определяется следующими факторами: - предыдущее место работы (новый сотрудник легче принимает нормы и ценности организации, имея предыдущий опыт работы в организации, аналогичной по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам; и напротив, если сотрудник приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения, это существенно затрудняет процесс адаптации); - характер и содержание труда в данной профессии; - уровень организации и условия труда; - профессиональная структура коллектива; - размеры заработной платы; - организационная структура организации; - нормы взаимоотношений в коллективе; - система организации труда; - правила трудового распорядка; - состояние производственной и технологической дисциплины; - степень готовности рабочего места к трудовому процессу; - наличие баз отдыха, поликлиники, библиотеки, спортивно-культурных заведений; - способы распределения и возможности получения жилья, мест в детском саду; - формы общения в нерабочее время. Для наиболее быстрого и успешного прохождения адаптации сотрудником в организации разрабатываются соответствующие программы, которые могут быть: - общими; - специализированными. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и включает следующие аспекты: общее представление об организации: • знакомство с тенденциями развития, целями, приоритетами, проблемами предприятия, традициями, нормами, продукцией и ее потребителями; • характеристика видов деятельности, структуры организации, коммуникаций; • предоставление необходимой информации о высшем руководстве и внутренних отношениях; оплата труда в организации; социальные блага, предоставляемые организацией: • дополнительные льготы; • страхование; • выходные пособия и др.; особенности трудовых отношений: • сроки и условия найма, назначения, перемещения, продвижения; • права и обязанности работника; • влияние профсоюзов; • трудовой распорядок; охрана труда и техники безопасности: • правила техники безопасности; • противопожарной безопасности; • поведения при несчастных случаях; быта и отдых: • организация питания; • комнаты отдыха; • отпуска и др. По завершении общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, которые тесно связаны с подразделением, в котором будет работать новичок, и его рабочим местом. Обычно эту программу проводят руководители отдела или наставники. Эта программа включает в себя следующие аспекты: - функции подразделения, цели и приоритеты, организация работы внутри подразделения, его структура и функции, взаимоотношения с другими подразделениями; - обязанности и ответственность работника, детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснения важности выполняемой работы, соотношения с другими видами работ в подразделении и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы; - правила и предписания (правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения, правила техники безопасности, взаимодействий с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте, телефонные переговоры личного характера в рабочее время); - осмотр основных функциональных зон подразделения (местоположение кнопки пожарной тревоги, входы и выходы, места для курения, места оказания первой помощи); - представление сотрудникам подразделения. Раздел 5. Использование персонала организации
Подсистема использования персонала представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации интеллектуальных, профессиональных, творческих и предпринимательских способностей работников и предполагает создание механизма воздействия на их трудовую деятельность для достижения поставленных целей: - совершенствуется организация труда, обеспечивающая условия для обогащения и гуманизации труда, повышения качества трудовой жизни; - внедряется гибкая система мотивации и стимулирования производительной деятельности работников; - реализуются социальные программы; - регулируются трудовые отношения на основе партнерства и сотрудничества; - развиваются групповые формы трудовой деятельности; - организуется вовлечение работников в управление; - производится деловая оценка персонала.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |