Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ротация персонала и работа с кадровым резервами




Понятие «ротации» персонала; Цели и задачи ротации персонала;

Формирование кадрового резерва, его типы; Методы работы с резервом.

Под ротацией персонала понимается направленное и планомерное передвижение работника с одной должности на равнозначную другую внутри подразделения предприятия или изменение его должностных обязанностей без изменения должности или перемещение сотрудника в другое подразделение на предприятии или на другое предприятие, что отличает ее от резерва, когда осуществляется подготовка для назначения на вышестоящую должность.

Ротация применяется ко всем категориям персонала: рабочим, руководителям, специалистам и служащим.

Ротация кадров (лат. rotatio – круговое движение) – ре­гулярная сменяемость кадров в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное место». При ротации кад­ров характер работы может меняться коренным образом. В та­ких случаях формируется работник с квалификацией широко­го профиля, необходимый в будущем как руководитель про­изводства. Если работник в ходе ротации меняет несколько рабочих мест, относящихся к кругу родственных специально­стей, то при этом формируется специалист с глубоким и все­сторонним знанием какого-либо одного участка производства, способный эффективно участвовать в трудовой кооперации со своими коллегами.

Перевод работника на новые рабочие места может проис­ходить в течение всей его трудовой жизни, но со временем этот процесс ослабевает. Самый интенсивный период рота­ции – первый период его занятости, ограниченный моментом, когда работник перестает адаптироваться и эффективно обу­чаться, достигает максимального уровня компетентности и наконец, может найти настоящее место применения своих спо­собностей.

Ротация персонала проводится в целях оценки потенциа­ла работников и наиболее рационального применения их про­фессиональных, интеллектуальных и творческих возможнос­тей (подбор работы под способности человека).

Цели и задачи ротации персонала:

- приобретение работниками новых компетенций и развитие мотиваций к максимально эффективному труду, а также поддержание их на высоком уровне;

- сокращение численности персонала за счёт расшире­ния функциональных обязанностей и усложнения про­изводственных задач в рамках занимаемой должности;

- приобретение сотрудниками организации четкого видения личных профессиональных перспектив;

- подбор мотивированных и лояльных работников, связывающих с организацией рост своей профес­сиональной карьеры.

Ротацию персонала рекомендуется проводить:

- один раз в 5-7 лет – для руководителей высшего звена управления;

- один раз в период от 3 до 5 дет – для всех осталь­ных категорий персонала;

- по мере производственной необходимости, но не реже одного раза в год – для рабочих.

Длительность работы в другой равнозначной должнос­ти (освоение смежной операции, функции), определяется со­ответствующим руководителем и может колебаться от од­ной недели до одного года. Главный критерий – работник должен иметь время, чтобы научиться качественно выпол­нять новые обязанности.

Для каждой основной должностной категории в организа­ции определен оптимальный и предельный норматив ротации. По окончании оптимального срока, пребывания на должности проводится индивидуальная оценка достижений сотрудника.

Кадровый резерв – это часть персонала, обладающая способно­стью к управленческой деятельности, отвечающая требованиям, предъявляемым вышестоящей должностью, подвергшаяся от­бору и прошедшая систематическую целевую подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации в будущем.

Кадровый резерв формируется по принципам:

- актуальности резерва (следует учитывать реальную потребность в замещении должностей; резерв на должности должен форми­роваться исходя из расчета, что сотрудники, зачисленные в не­го, имеют реальную возможность продвинуться на вышестоя­щую должность);

- соответствия кандидата должности и типу резерва (при при­менении этого принципа следует учитывать требования к ква­лификации кандидата при выдвижении, на определенную должность);

- перспективности кандидата (при занесении сотрудника в ре­зерв следует учитывать его ориентацию на профессиональный рост, имеющееся образование, возраст, стаж работы в органи­зации и текущей должности, динамичность карьеры в целом, состояние здоровья);

- соответствия личности кандидата сложившейся ситуации (при отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей следует рассматривать не только общие, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка, а также специфику требо­ваний к личности кандидата, основанную на анализе ситуации в подразделении, тип организационной культуры и т.д.).

Различают следующие типы кадрового резерва:

F по виду деятельности:

- резерв развития – группа специалистов и руководителей, го­товящихся к работе в рамках новых направлений;

- резерв функционирования – это группа специалистов и руко­водителей, которые должны в будущем обеспечить эффек­тивное функционирование действующих подразделений ор­ганизации;

F по времени назначения:

- текущий резерв кандидатов, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;

- перспективный резерв кандидатов, выдвижение которых пла­нируется в ближайшие 1-3 года.

Источниками кадрового резерва на руководящие должности обыч­но являются:

- молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку;

- специалисты, имеющие соответствующее образование и поло­жительно зарекомендовавшие себя в производственной дея­тельности;

- руководящие работники других подразделений, и дочерних предприятий;

- главные и ведущие специалисты.

При замещении вышестоящих должностей приоритетом поль­зуются действующие руководители различных рангов, затем идут специалисты, являющиеся заместителями руководителей.

При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы:

- требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;

- профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;

- перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;

- предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;

- результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;

- выводы и рекомендации последней аттестации;

- мнение руководителей и специалистов смежных подразделе­ний, совета трудового коллектива;

- результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладе­вать теорией и практическими навыками);

- мотивация труда, профессионализм и компетентность, лично­стные качества и потенциальные возможности.

Методы работы с резервом можно разделить на две основные категории:

- методы формирования списка резерва;

- методы формирования резерва на конкретные должности.

Методы формирования списка резерва:

- анализ документальных данных – отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других до­кументов;

- интервью (беседа) по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления ин­тересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов по­ведения и т.д.);

- наблюдения поведения работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.);

- оценка результатов трудовой деятельности – производительности труда, качества выполняемой работы и т.д., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руко­водителя;

- метод заданной группировки работников – когда подбираются люди под заданные требования к должности или под заданную структуру рабочей группы. В этом, методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. Использование метода предполагает формирование трех видов информационных массивов профессиограмм всей но­менклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов.

Методы формирования списков резерва на конкретные должно­сти:

- оценка кандидатов;

- сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требова­ний, которые необходимы для резервируемой должности;

- сравнение кандидатов на одну должность друг с другом и вы­бором того, кто более других подходит для работы в резерви­руемой должности.

Этапы работы с резервом:

- анализ потребности в резерве;

- формирование резерва как такового;

- оценка и сравнение кандидатов;

- корректировка предварительного списка пo результатам предшествующего этапа;

- подготовка резерва;

- поддержание резерва.

Анализ потребности в резерве включает в себя:

- прогноз изменения структуры аппарата;

- совершенствование продвижения работников по службе;

- определение степени обеспеченности резервом номенклатур­ных должностей;

- определение степени насыщенности резерва по каждой долж­ности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу);

- определение категории должностей, которые являются базо­выми для создания резерва руководителя конкретного подраз­деления;

- определение персональной ответственности руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров.

Формирование и составление списка резерва включает в себя:

- формирование списка кандидатов в резерв на основе инфор­мации о том, кого можно и необходимо включить в списки,

- кандидатов в резерв, кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить, какую форму подготовки приме­нить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных осо­бенностей и перспективы использования на руководящей должности;

- оценку кандидатов в резерв;

- сравнение качеств кандидатов с требованиями должностей в зависимости от участков работы, на которые кандидаты в ре­зерв предлагаются.

Оценка и сравнение кандидатов проводятся на основе:

- анкетных данных;

- тестирования;

- метода экспертных оценок.

Подготовка резерва осуществляется в следующих формах:

- индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;

- стажировка в должности на своем и другом предприятии;

- учеба на курсах и в институтах повышения квалификации в зависимости от планируемой должности.

Все методы подготовки резерва применяются в рамках разрабатываемых и утверждаемых администрацией обучающих про­грамм. Эти программы могут быть общими, специальными, индивидуальными.

Поддержание резерва включает в себя:

перемещение – перевод работника в пределах организации с одной должности на другую того же уровня. Обычно переме­щение не сопровождается увеличением заработной платы;

повышение в должности – перемещение работника на более оплачиваемый и вышестоящий пост в той же организации.

Общая программа подготовки резерва включает:

- теоретическую подготовку;

- обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам нау­ки и практики управления производством;

- заполнение пробелов в образовании кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой;

- обучение специальным дисциплинам, необходимым для по­вышения эффективности управления производством. Форма контроля – сдача экзамена (зачетов).

Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Их подготовка сочетает теоретиче­скую и практическую части и осуществляется по следующим на­правлениям:

- обучение в учебно-технических центрах, дифференцированное по группам специальностей;

- деловые игры по общетехническим и специальным проблемам;

- решение конкретных производственных задач по специально­стям.

Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста зачисленного в резерв, по следующим направлениям:

- обучение в межотраслевых институтах повышения квалификации;

- производственная практика на передовых отечественных и за­рубежных предприятиях;

- стажировка на резервной должности.

Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непосредственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руково­дителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.