КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ротация персонала и работа с кадровым резервами
Понятие «ротации» персонала; Цели и задачи ротации персонала; Формирование кадрового резерва, его типы; Методы работы с резервом. Под ротацией персонала понимается направленное и планомерное передвижение работника с одной должности на равнозначную другую внутри подразделения предприятия или изменение его должностных обязанностей без изменения должности или перемещение сотрудника в другое подразделение на предприятии или на другое предприятие, что отличает ее от резерва, когда осуществляется подготовка для назначения на вышестоящую должность. Ротация применяется ко всем категориям персонала: рабочим, руководителям, специалистам и служащим. Ротация кадров (лат. rotatio – круговое движение) – регулярная сменяемость кадров в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное место». При ротации кадров характер работы может меняться коренным образом. В таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля, необходимый в будущем как руководитель производства. Если работник в ходе ротации меняет несколько рабочих мест, относящихся к кругу родственных специальностей, то при этом формируется специалист с глубоким и всесторонним знанием какого-либо одного участка производства, способный эффективно участвовать в трудовой кооперации со своими коллегами. Перевод работника на новые рабочие места может происходить в течение всей его трудовой жизни, но со временем этот процесс ослабевает. Самый интенсивный период ротации – первый период его занятости, ограниченный моментом, когда работник перестает адаптироваться и эффективно обучаться, достигает максимального уровня компетентности и наконец, может найти настоящее место применения своих способностей. Ротация персонала проводится в целях оценки потенциала работников и наиболее рационального применения их профессиональных, интеллектуальных и творческих возможностей (подбор работы под способности человека). Цели и задачи ротации персонала: - приобретение работниками новых компетенций и развитие мотиваций к максимально эффективному труду, а также поддержание их на высоком уровне; - сокращение численности персонала за счёт расширения функциональных обязанностей и усложнения производственных задач в рамках занимаемой должности; - приобретение сотрудниками организации четкого видения личных профессиональных перспектив; - подбор мотивированных и лояльных работников, связывающих с организацией рост своей профессиональной карьеры. Ротацию персонала рекомендуется проводить: - один раз в 5-7 лет – для руководителей высшего звена управления; - один раз в период от 3 до 5 дет – для всех остальных категорий персонала; - по мере производственной необходимости, но не реже одного раза в год – для рабочих. Длительность работы в другой равнозначной должности (освоение смежной операции, функции), определяется соответствующим руководителем и может колебаться от одной недели до одного года. Главный критерий – работник должен иметь время, чтобы научиться качественно выполнять новые обязанности. Для каждой основной должностной категории в организации определен оптимальный и предельный норматив ротации. По окончании оптимального срока, пребывания на должности проводится индивидуальная оценка достижений сотрудника. Кадровый резерв – это часть персонала, обладающая способностью к управленческой деятельности, отвечающая требованиям, предъявляемым вышестоящей должностью, подвергшаяся отбору и прошедшая систематическую целевую подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации в будущем. Кадровый резерв формируется по принципам: - актуальности резерва (следует учитывать реальную потребность в замещении должностей; резерв на должности должен формироваться исходя из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальную возможность продвинуться на вышестоящую должность); - соответствия кандидата должности и типу резерва (при применении этого принципа следует учитывать требования к квалификации кандидата при выдвижении, на определенную должность); - перспективности кандидата (при занесении сотрудника в резерв следует учитывать его ориентацию на профессиональный рост, имеющееся образование, возраст, стаж работы в организации и текущей должности, динамичность карьеры в целом, состояние здоровья); - соответствия личности кандидата сложившейся ситуации (при отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей следует рассматривать не только общие, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка, а также специфику требований к личности кандидата, основанную на анализе ситуации в подразделении, тип организационной культуры и т.д.). Различают следующие типы кадрового резерва: F по виду деятельности: - резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений; - резерв функционирования – это группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование действующих подразделений организации; F по времени назначения: - текущий резерв кандидатов, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время; - перспективный резерв кандидатов, выдвижение которых планируется в ближайшие 1-3 года. Источниками кадрового резерва на руководящие должности обычно являются: - молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку; - специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности; - руководящие работники других подразделений, и дочерних предприятий; - главные и ведущие специалисты. При замещении вышестоящих должностей приоритетом пользуются действующие руководители различных рангов, затем идут специалисты, являющиеся заместителями руководителей. При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы: - требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда; - профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности; - перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность; - предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности; - результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность; - выводы и рекомендации последней аттестации; - мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива; - результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками); - мотивация труда, профессионализм и компетентность, личностные качества и потенциальные возможности. Методы работы с резервом можно разделить на две основные категории: - методы формирования списка резерва; - методы формирования резерва на конкретные должности. Методы формирования списка резерва: - анализ документальных данных – отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов; - интервью (беседа) по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т.д.); - наблюдения поведения работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.); - оценка результатов трудовой деятельности – производительности труда, качества выполняемой работы и т.д., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя; - метод заданной группировки работников – когда подбираются люди под заданные требования к должности или под заданную структуру рабочей группы. В этом, методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. Использование метода предполагает формирование трех видов информационных массивов профессиограмм всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов. Методы формирования списков резерва на конкретные должности: - оценка кандидатов; - сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности; - сравнение кандидатов на одну должность друг с другом и выбором того, кто более других подходит для работы в резервируемой должности. Этапы работы с резервом: - анализ потребности в резерве; - формирование резерва как такового; - оценка и сравнение кандидатов; - корректировка предварительного списка пo результатам предшествующего этапа; - подготовка резерва; - поддержание резерва. Анализ потребности в резерве включает в себя: - прогноз изменения структуры аппарата; - совершенствование продвижения работников по службе; - определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей; - определение степени насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу); - определение категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения; - определение персональной ответственности руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров. Формирование и составление списка резерва включает в себя: - формирование списка кандидатов в резерв на основе информации о том, кого можно и необходимо включить в списки, - кандидатов в резерв, кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить, какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности; - оценку кандидатов в резерв; - сравнение качеств кандидатов с требованиями должностей в зависимости от участков работы, на которые кандидаты в резерв предлагаются. Оценка и сравнение кандидатов проводятся на основе: - анкетных данных; - тестирования; - метода экспертных оценок. Подготовка резерва осуществляется в следующих формах: - индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя; - стажировка в должности на своем и другом предприятии; - учеба на курсах и в институтах повышения квалификации в зависимости от планируемой должности. Все методы подготовки резерва применяются в рамках разрабатываемых и утверждаемых администрацией обучающих программ. Эти программы могут быть общими, специальными, индивидуальными. Поддержание резерва включает в себя: перемещение – перевод работника в пределах организации с одной должности на другую того же уровня. Обычно перемещение не сопровождается увеличением заработной платы; повышение в должности – перемещение работника на более оплачиваемый и вышестоящий пост в той же организации. Общая программа подготовки резерва включает: - теоретическую подготовку; - обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством; - заполнение пробелов в образовании кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой; - обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производством. Форма контроля – сдача экзамена (зачетов). Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Их подготовка сочетает теоретическую и практическую части и осуществляется по следующим направлениям: - обучение в учебно-технических центрах, дифференцированное по группам специальностей; - деловые игры по общетехническим и специальным проблемам; - решение конкретных производственных задач по специальностям. Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста зачисленного в резерв, по следующим направлениям: - обучение в межотраслевых институтах повышения квалификации; - производственная практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях; - стажировка на резервной должности. Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непосредственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |