КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Проблема Истины и ее критериев в философии
И́стина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятие лжи, заблуждение и ошибки. Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним или соответствие знания действительности. является главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, Аквинский и Гегель, Фейербах и Маркс, многие философы XX века. Ее придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики. Различия внутри данного подхода связаны с самой отражаемой действительностью и с механизмом соответствия. В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватное отображение действительности в сознании. В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его противоречивости или непротиворечивости. В науке Истина двойственна: с одной стороны, истина есть цель научного познания, а с другой — самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью или как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач. Современная трактовка истины включает в себя следующие ее характеристики: 1) Объективность, вытекает из в обусловленности наших знаний реальной действительностью, в которую входит -объективная реальность и субъективная реальность (культура и практика). Объективность Истины - в независимости содержания истины от отдельных людей. 2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например представление об электромагнитном поле различается у разных школ физиков как и у разных школ философии учение об истине). С конца XIX — середины XX вв. в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности. Полдобно этому БУДДИЗМ и ЙОГА усмотрение Истины Бытия через медитацию. 3) Относительность. Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем она всегда неполна и неточна. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в наших знаниях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) – это та часть наших знаний, которая в последующих этапах развития науки не уточняется и не дополняется. Энгельс считал абс.Истину идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему (асимптоматично). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину как Идеал, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и другие мыслители. Но на самом деле, на каждом этапе познания есть абсолютное знание, которое не может быть опровергнуто в будущем: "люди смертны", или «Октябрьская революция большевиков произошла в России в 1917г.», на Земле действует Закон всемирного тяготения и т.д. - это вечные истины. Э.Гуссерль так сказал об этом: Истина одинакова для всех и не зависит ни от людей, ни от птиц, ни от ангелов, ни даже от Бога. Истина – это истинное положение вещей». Второе значение истины – это структура акта сознания, которая создает возможность усматривать положение дел именно таким, каким оно есть на самом деле. Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин. Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.Например Законы механики Ньютон считал всеобщими универсаьными,но оказалась,что они действуют в масштабах макро мира(а микро и мега миры подчиняются другим Законам. С уточнением знания не перестают быть истинными,просто ограничиваются мера их применимости,они истинны для определенных условий или систем,а в других условях и системах не истины. При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе). В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм. Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Любое истинное знание определяется: 1) характером объекта к которому относится, 2) условиями места, времени; 3) ситуации, историческими рамками. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.«Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости. Конкретная истина – это условия, границы и природа объекта, период к которому это знание относится. ВЫВОД 6. Распространение истинного знания за пределами его действите-льной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления. ВЫВОД 7. Объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные истины, а одна и та же истина, обладающая такими свойст-вами (характристиками). Кроме названных выделяются и другие свойства (критерии) истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), конгерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота (Гуссерль), эвристичность (новизна), плюрализм (многобразие форм), антиконью- ктурность (не выгоды для…, а ради истины), способность к самокритичной рефлексии (В.И. Ленин). Поэтому, чтобы определить насколько верны наши знания или представления, - необходимы критерии, вернее их комплекс.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |