КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии Истины в философии и науке
Очевидность – этот критерий наиболее распространен в обыденном сознании. «Конечно, а разве может быть иначе?». Люди, живущие только опытом, прагматики, «Фома неверующий»- всегда будутрешать проблемы методом проб и ошибок, набивать шишки, потому, что не доверяют никому, кроме себя.То,что не видел своими глазами,не попробовал, всегда будет приниматься с долей скептицизма. Но при этом, они верят банальностям и предрассудкам общественного мнения, потому что отвечают критерию самоочевидности.Это раскритиковано Бэконом как «идолы пещеры», это лазерный ум, не умеющий обобщать и делать выводы из собственного опыта, не то чтобы «учиться на чужих ошибках». Истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано). Общепризнанность -сила общественного мнения, заблуждения принятые и разделяемые сообществом: «Земля плоская» или «Солнце вращается вокруг Земли», часто подкрепляется очевидностью или авторитетом. Раскритиковано Бэконом как «идолы театра». Адекватность ( Определение истины Аристотеля ) Соответствие образа или представлений о предмете - самому предмету. В современой философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости (верифицируемости): теоретической или эмпирической. В часности О.Конт, основатель позитивизма (позитивный= научный), считал научным только то знание, которое может быть эмпирически проверено и подтверджено. Современная наука не столь категорична. Если теоретическое знание не может быть (пока) проверено эмпирически, то к нему применяется логический критерий. В формальной логике, для которой истинность суждений и умозаключений есть одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формально-аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий. Сегодня добавляют, если аксиомы или основные положения теории нельзя проверить, но они базируются или их можно свести (интерпретировать) в положения и аксиомы другой теории, которая доказана и проверена эмпирически, значит это теория также истинна. Причем все логические операции и методы выводов долдны быть правильны и соотвествовать правилам и законам логики (любой). Это называют теорети-ческой проверяемостью (Принцип принципиальной проверяемости- верификации).). К.Поппер (неопозитивизм) выдвинул принцип фальсифицируемости каккритерий Истины. Если мы не можем доказать истинность одной теории, то доказав истинность противоположной ей, мы косвенно доказываем истинность первой теории. Это вроде бы полностью противоречит законам формальной логики, но дело в том, что формальная логика годится только для простых систем, для одномерных линейных процессов, более сложные процессы надо изучать с помощью диалектической логики или символической (математической) или интуивной (парадоксальной). Об этом же писал Нильс Бор «Есть истины простые (истины –факты Л.Е.Ч.), им проивоположны ложь и не-истина, а есть истины сложные, им противоположна другая столь же сложная истина (электрон - частица и волна, мы движемся и покоимся одновременно и т.д.)» и Мартин Хайдеггер: «Истина есть Тайна, она содержит в себе не-Истину». Истина –есть свобода. Границы истины = это границы наших знаний или границы применимости данного Закона, приниципа, метода. Конвенциальность Истины -истино то знание, которое на сегодняшний день научным сообществом признается истинным. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре и Т.Кун) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер. (напр. 10 физиков, Нобелевских лауреатов написали Открытое обращение с просьбой не рассматривать НЛО, паранормальные явления, вечный двигатель, телепатию, трансионные поля и пр. в качестве научных гипотез). Об этом более подробно в сл. Лекции тема - научные революции. Банальное мышление сформулировало трюизм, который часто повторяют: «У каждого своя Истина». Но здесь Истину путают с мнением или Правдой. Понятие Истины близко к понятию ПРАВДА, ПРАВОТА. Правда - истина на деле, истина в благе, честности, справедливости, а это может различаться у разных людей. (развод по итальянски). Тем самым правда, шире чем истина, так как включает в своё определение мораль и убеждения. Но некоторые философы предлагали включить аксиологический критерий в учение об истине. Правда – это позиция, убеждения, точка зрения определенной соц. группы, отражающая ее интересы, ее представления о справедливости. (Правда Тимошенко и Януковича). Например, достойная зарплата в глазах работодателя и наемного работника выглядят по-разному, красивая архитектурная среда для приезжих и местных жителей - тоже будут неодинаковыми. Так же думает «Философия "как будто"» (as if) Ханса Вайхингера, который в книге "Философия возможного" утверждал, что на людей сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые переживания. Многие люди на протяжении жизни действуют так, как если бы идеи, которыми они руководст- вуются, были объективно верны. Истина, согласно Вайхингеру, представляет собой "наиболее приемлемую ошибку, т. е. систему представлений, которая дает возможность нам действовать и справляться с любыми вещами наиболее быстро, четко и безопасно и с минимумом иррациональных элементов". Эту точку зрения довели до логического завершения, теоретики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали познание в качестве обреченного на неудачу процесса вечной «погони» за истиной как иллюзией или «симулякром». Марксизм выдвинул в качестве критерия истинности практику. Причем, Ленин отмечал, что практика есть также абсолютный и относительный критерий. Абсолютный в том смысле, что если теория подтверждена на практике - она истинна, а пока не подтверждена, всегда есть гипотетическая вероятность ее ограниченности. Но практика сама разнообразна (материальная, социальная, духовная) и теория правильная в одних условиях реальности (практически подтвержденная) в других может «не работать», для них нужна другая теория. Поэтому практика относительный критерий. Кроме того, практическое освоение мира отстает от теоретического освоения, поэтому если какие-то идеи пока не подтверждены на практике, нет основаня их совсем отбрасывать: они могут подтвердиться познее в ходе развития человечества (так было с многими идеями Леонардо да Винчи). Но мы их должны пока их рассматривать не как истинное, а как гипотетическое знание. Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим практику через понятие "деятельность". Практика- активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельно- сть людей, направленная на изменение реальной действительности. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её. В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Назовем важнейшие формы практики: - материальное производство (труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая деятельность; - военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика в процессе познания выполняет следующие функции: 1. Практика является источником познания, ибо все открытия вызваны к жизни потребностями практики. - креативная функция 2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. – детерми - нирующая функция 3. Практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей- целеполагающая функция 4. Практика представляет собой критерий истины -критериальная функция. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА: 1. Проблема познания в философии. Субъект, объект и предмет познания. 2. Объективное и субъективное в познавательном образе: а) чувственное познание, его специфика и роль; б) рациональное познание, его особенности и функции; в) диалектика процесса познания. 3. Категория истины: объективное и субъективное, относительное и абсолютное. 4. Проблема получения истинного знания: а) в познании вещей и процессов природы; б) человека и общества. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Зарисовать все рисунки и схемы по теме познание. 2. Изучить самостоятельно и законспектировать вопрос: формы чувственного (ощущение, восприятие, представление) и рационального (понятие, суждение, умозаключение) познания и их взаимосвязь. 3.Роль творчества в познании. Творчество как процесс, его элементы. 4. Законспектировать по кн. «Мир философии» (см.Планы сеимнаров. ЗАНЯТИЕ 7)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |