Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях




Модель стратегического менеджмента. Этапы стратегического планирования

Тема 1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

ЛЕКЦИЯ № 1

 

 

Вопросы:

1. Стратегическое управление: общая характеристика, основные понятия, функции и принципы стратегического управления

1.Стратегическое управление: общая характеристика, основные понятия, функции и принципы стратегического управления

 

В последние годы в теории менеджмента выделилось самостоятельное направление - стратегический менеджмент. Такой интерес к данной проблеме имеет объективные причины, среди которых можно назвать нестабильность общей экономической конъюнктуры, ужесточение конкуренции, дифференциацию вкусов и повышение требовательности потребителей, сокращение жизненного цикла продукта. Быстро и постоянно меняющаяся внешняя предприятия в значительной степени усложняет управленческий процесс, и рынок становится все менее предсказуемым. Поэтому проблема номер один для любой организации, действующей в условиях рынка, это проблема выживаемости и обеспечение непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ.

Стратегическое управление - это вид, сфера деятельности
управлению, состоящая в реализации выбранных перспективных
целей через осуществление изменений в организации.

Стратегическое управление - это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением.

Стратегическое управление - это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.

В общем виде стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий для достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Стратегическое управление - область деятельности высшего руководства организации, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития организаций, постановке целей, распределении ресурсов и всего, что дает организации конкурентные преимущества.

Стратегический менеджмент - это управление, в котором отводится приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и др.

Для понимания сущности стратегического управления необходимо отметить, что стратегическое управление - это управление в социально - экономических системах, в котором можно выделить следующие стороны:

- функциональную, при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов. Функциональный разрез необходим для содержательного понимания того, как действует система, каков механизм целеполагания и обеспечения целей. Объекта-ми рассмотрения здесь могут быть: виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления, их структура, возникновение конфликтных ситуаций, а также результаты деятельности организации, зависимость их от факторов внутренней и внешней среды.

- процессную, при которой управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. как процесс подготовки и принятия решений, Процессный разрез необходим для понимания того, как строится и действует технология управления. Объектами рассмотрения здесь будут: стадии процесса управления, его этапы, их последовательность, организация работ, затраты и т.п.

- элементную, при которой управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов. Элементный разрез необходим для определении роли и значения каждого элемента в управлении, изучения внутреннего строения системы. Объектами рассмотрения здесь будут организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система, работа с кадрами и т.п.

Основными признаками стратегического менеджмента являются следующие:

1. В управлении всеми процессами главное внимание уделяется разработке и формированию миссии и целей, которые имеют конкретное отражение в программе стратегического развития.

2. Все работники фирмы знают миссию и цели. Они не являются достоянием только топ-менеджеров. В фирме существует атмосфера целеустремленности в работе персонала.

3. Методология разработки управленческих решений имеет ярко выраженный стратегический характер. Существует анализ и оценка последствий решений относительно целей, миссии и стратегии фирмы.

4. Функционирует система стратегического контроля, позволяющая установить отклонения от стратегических ориентиров, если они возникают или необходимость своевременной корректировки стратегии.

5. Проведение исследований тенденций развития, разработка прогнозов, анализ реальностей.

6. Инновационность, дух творчества, стремление к обновлению, поиск нововведений. Мотивация творческого отношения к работе.

7. Соответствие тактики и стратегии. Стратегия в поле зрения текущего управления менеджеров различного ранга.

Стратегический менеджмент предприятия базируется на принципах, сочетающих научные подходы с элементами искусства. Эти принципы следующие:

1. Целенаправленность, пронизывающая деятельность организации сверху вниз.

2. Последовательность и непрерывность управления на основе четкого планирования и долгосрочного прогнозирования.

3. Эффективная обратная связь, обеспечивающая достижение намеченных целей.

4. Принцип научно - аналитического предвидения и разработки стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчет ресурсов и их изменения, учет возможности противодействий и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно на основе серьезной исследовательской деятельности.

5. Принципы учета и согласования внешних и внутренних факторов развития фирмы. Стратегия определяет направление развития, но это развитие осуществляется как по внутренним, так и внешним характеристикам фирмы.

6. Принцип соответствия тактики и стратегии управления фирмой. Достижение этого возможно лишь в том случае, если стратегия станет общим делом всего персонала.

7. Принцип приоритетности человеческого фактора в стратегии и тактике развития фирмы. Деятельность человека является главным фактором стратегических успехов. Все элементы стратегии должны быть привязаны к человеческому фактору. Источник развития - инициатива и активность человека.

8. Принцип определенности стратегии и организации стратегического контроля, который зависит от качества стратегии

Строящаяся на таких принципах стратегия организации представляет собой центральное направление экономической деятельности. Именно здесь возможно достижение целей, приобретении экономических и других ресурсов и, что самое важное, осуществление оптимальной политики организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.