Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвистические принципы

Базируются на данных языкознания как базисной для методики нау­ки. Наиболее важными для методики представляются следующие прин­ципы.

Принцип системности. Согласно этому принципу язык рассматрива­ется как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элемен­тов разных уровней, объединенных в единое целое. Реализация этого принципа на занятиях предполагает:

1) такое описание русского языка в учебных целях, при котором еди­ницы языка рассматриваются с точки зрения их коммуникативной и функциональной значимости для выражения различных смыслов (комму­никативных намерений);

2) формирование в сознании учащихся представления о языке как це­лостной системе, состоящей из набора языковых и речевых элементов и правил их употребления в речи;

3) изучение грамматики в органической связи с лексикой, позволяю­щее выявить лексико-семантические особенности языковых единиц в процессе, их функционирования;

4) изучение морфологии на синтаксической основе, что предполагает введение законченных речевых единиц (предложений и словосочетаний) в связи с условиями общения.

Принцип концентризма. Предусматривает такой характер отбора и введения лексико-грамматического материала, при котором обеспечива­ется многократное обращение к уже изученному материалу с постепен­ным его углублением и расширением. Соблюдение этого принципа обу­словливает: а) коммуникативность и высокую мотивированность обуче­ния благодаря возможности обучающихся участвовать в речевом обще­нии уже на ранних стадиях обучения; б) доступность, поскольку распо­ложение материала обеспечивает переход «от легкого к трудному», «от уже усвоенного к новому»; в) достаточность для построения высказыва­ния в пределах тем и ситуаций, составляющих содержание обучения; г) открытость, т. е. возможность расширения ранее пройденного мате­риала в соответствии с содержанием урока.

Принцип разграничения явлений на уровнях языка и речи. Пред­полагает выделение трех аспектов в общей совокупности языковых и ре­чевых явлений, являющихся объектами усвоения и определяемых как язык, речь (способы формирования и формулирования мыслей посредством языка в процессе общения), речевая деятельность (процесс об­щения, осуществляемый в разных сферах общения). Характер взаимо­действия между отдельными аспектами определяется с учетом цели и этапа обучения. Так, на занятиях со студентами-филологами равное вни­мание уделяется овладению речью и системой языка при взаимосвязан­ном обучении видам речевой деятельности. В работе с будущими препо­давателями языка большое внимание уделяется приемам педагогизации в ходе овладения различными видами речевой деятельности, работе с ху­дожественным текстом. На занятиях со студентами-нефилологами ос­новным объектом коммуникации становится письменный текст как ис­точник языка специальности.

Принцип функциональности заключается в том, что языковой мате­риал на занятиях вводится с учетом содержания высказывания. В практи­ческом курсе языка этот принцип находит выражение в рассмотрении формы и значения грамматического явления в их единстве. При этом воз­можны два подхода к подаче языкового материала: а) системно-струк­турный подход предполагает введение материала на основе логи­ко-смысловых категорий, т. е. с учетом выражаемых синтаксических от­ношений (функций), которые образуют логическую основу высказыва­ния (выражение субъективно-предикативных отношений, выражение сравнительных отношений и пр.); б) функционально-смысловой подход определяет отбор и подачу грамматического материала в соответствии с содержанием высказывания (интенциями), что находит отражение в сле­дующих формулировках программного материала: как сказать, чтобы познакомиться; что-то купить; проехать по городу; спросить о чем-то и т.д. Осуществление принципа функциональности определяет­ся целями обучения. На занятиях с филологами оба подхода являются одинаково значимыми. Для слушателей краткосрочных курсов ведущим является функционально-смысловой подход, реализуемый наиболее по­следовательно в учебниках коммуникативного типа и коммуникативных грамматиках (например, Милославский, 1987). Выбор того или иного подхода в реализации принципа функциональности во многом определя­ется целями обучения. Для слушателей краткосрочных курсов ведущим является функционально-смысловой подход.

Принцип стилистической дифференциации означает важность уче­та в процессе обучения языковых и речевых особенностей, характерных для разных стилей речи. На краткосрочных курсах основное внимание уделяется разговорному стилю и речевой деятельности в учебной и быто­вой сферах общения. Выбор текстов определенной стилевой направлен­ности, объем и глубина его проработки зависят от цели и продолжитель­ности обучения. Названный принцип в обучении филолога проявляется на занятиях по практической стилистике и лингвострановедческом ана­лизе текста. В отличие от краткосрочных курсов, где акцент делается на обязательных речевых средствах в рамках того или иного стиля, в работе с филологами основное внимание уделяется речевым средствам, соотно­симым с ситуациями общения в рамках изучаемого стиля. Учащиеся должны также уметь объяснять свой выбор, что отвечает задачам их про­фессиональной подготовки.

Принцип минимизации языка заключается в отборе языковых и ре­чевых средств для занятий. Такие средства должны включать самые не­обходимые единицы в соответствии с этапом обучения и представлять со­бой относительно законченную функциональную систему, а с другой сто­роны, адекватно отражать структуру языка в целом.

Минимизация языка в учебных целях касается отбора: а) фонетиче­ского, лексического, грамматического материала в виде минимумов для разных этапов и профилей обучения; б) речевых ситуаций; в) страновед­ческого материала; г) текстов для чтения; д) материала по стилистике, содержащего основные характеристики функциональных стилей языка.

Реализация названного принципа применительно к выпускнику фи­лологического вуза («опытный пользователь») означает: а) объем базис­ного языка, подлежащего усвоению, приближается к объему носителей языка; б) с учетом профессиональных интересов учащихся предполага­ется более глубокое языковедческое осмысление базисного языка в сравнении с другими категориями учащихся; в) предусматривается межпредметная координация минимума для практического курса с тео­ретическими курсами (современный русский язык, лингвистика текста, сопоставительная лексикология и фразеология русского и иностранно­го языка' и др.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дидактические принципы | Психологические принципы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.