КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические принципы
Наиболее важными для методики считаются следующие психологические принципы обучения. Принцип мотивации. Мотив есть побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей человека. Для преподавателя важно знание мотивов, лежащих в основе деятельности учащихся, и умение поддерживать мотивацию обучения на достаточно высоком уровне. Это достигается за счет целесообразной организации занятий, в ходе которой максимально учитываются интересы учащихся, их возрастные особенности, а также мотивы обучения (познавательные, профессиональные и др.). С этой целью важно организовать эмоционально-положительное отношение учащихся к самому процессу занятий. А это во многом зависит от сложившихся индивидуально-личностных представлений учащихся о поведении преподавателя на уроке, приемов обучения, которыми он пользуется (коллективные формы работы, ролевые игры, просмотр видеофильмов), а также той внутренней мотивации, при которой деятельность учащихся направлена: а) на содержание учебного предмета и овладение им (познавательная мотивация); б) на использование языка в профессиональных целях (предметно-функциональная мотивация); в) для просмотра фильмов, знакомства с достопримечательностями (развлекательная мотивация); г) для использования языка с целью повышения своего образования (учебная мотивация) и пр. Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Первая зависит от окружающей среды (преподаватель, учебная группа, окружение). Вторая обусловлена значимостью информации о стране, культуре, истории страны изучаемого языка, важностью языка для реализации потребностей. Преподавателю важно знать мотивы, которые присущи учащимся, он должен стремиться постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Принцип поэтапного формирования знаний, навыков, умений. Этот принцип определяет динамику изменения структуры речевой деятельности в процессе обучения. Так как толкование названных терминов, опирающееся на понятие деятельности, было заимствовано методикой из психологии, это обстоятельство позволяет рассматривать данный принцип в ряду психологических. Исходным моментом обучения считается приобретение знаний (формирование языковой базы и языковой компетенции), а его конечным результатом — развитие на основе знаний и формируемых навыков и умений коммуникативной компетенции. Средством формирования коммуникативной компетенции является учебная деятельность, в ходе которой учащиеся овладевают языком и у них формируются механизмы речи, а также неучебная деятельность, когда речевая деятельность входит в другую, более широкую деятельность людей (познавательную, общественно-производственную и др.). Здесь язык выступает в качестве средства общения для передачи разнообразной информации, выходя за рамки чисто учебных задач. Это обстоятельство послужило основанием для парадоксального, на первый взгляд, утверждения А.А. Леонтьева о том, что «...строго говоря, речевой деятельности как таковой не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-либо деятельность — целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую» (Леонтьев, 1971:27). При реализации названного принципа обучения выделяются четыре этапа формируемой речевой деятельности: ознакомительный (сообщение знаний, введение речевого образца, грамматической модели, правила), стандартизирующий, (формирование речевого навыка в результате выполнения речевых упражнений), варьирующий (совершенствование речевого навыка и формирование речевых умений с помощью речевых упражнений в ситуациях учебного общения), творческий (развитие речевых умений, перенос приобретенных знаний, навыков, умений в различные ситуации общения не только учебного, но и неучебного характера). Принцип учета индивидуально-психологических особенностей учащихся. Следование этому принципу предполагает необходимость учета в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в цепях максимальной индивидуализации учебного процесса. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектной, индивидной. При осуществлении личностной индивидуализации в процессе занятий учитываются такие свойства личности учащегося, как его мировоззрение, сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус личности учащегося в коллективе. Отбор проблем, ситуаций для обсуждения на занятиях, текстов следует проводить в соответствии с возрастными особенностями учащихся! Субъектная индивидуализация учитывает свойства ученика как субъекта деятельности. Цель этого вида индивидуализации — научить учащихся наиболее экономным и эффективным приемам работы по овладению языком. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня памяти, мышления, восприятия учащихся, когнитивных стратегий, которыми они пользуются в процессе обучения. Важным показателем индивидуально-психологических особенностей учащегося является его способность к обучению, т. е. восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их сохранения. Основными показателями обучаемости являются: темп продвижения по учебной программе, степень напряженности при этом, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы. Для того, чтобы получить представление об индивидуально-психологических особенностях учащихся, в методике используются специальные тесты. Следование следующим правилам позволит преподавателю лучше учитывать особенности этого принципа обучения. 1. Изучайте учащихся, выявляйте их индивидуальные особенности, интересы и увлечения. 2. Учитывайте, как отдельные учащиеся овладевают учебным материалом. Оказывайте индивидуальную помощь учащимся, которые в ней нуждаются. 3. Поощряйте учащихся, успешно справляющихся с заданиями; поддерживайте усилия отстающих; используйте преимущества обучения в сотрудничестве. Принцип учета адаптационных процессов. Этот принцип обучения впервые был предложен А.И. Сурыгиным (Сурыгин, 2000) и базируется на понимании адаптации как процесса приспособления человека к изменившимся условиям окружающей среды и жизнедеятельности. Это определение включает адаптацию физиологическую (процесс приспособления организма человека к изменению условий жизнедеятельности), социально-психологическую (процесс приспособления психики человека к новым условиям жизнедеятельности), академическую (процесс приспособления учащихся к условиям новой для них педагогической системы). Результаты исследований, проводимых в форме различных опросов и анкетирования, дают представление о трудностях, с которыми сталкиваются как российские, так и иностранные учащиеся при обучении в новой языковой и социально-культурной среде и при переходе на более высокую ступень образования (из школьной в вузовскую). Особенности физиологической адаптации выражаются в форме спада физической и умственной работоспособности учащихся, повышенной заболеваемости. В этой связи рекомендуется на начальном этапе обучения в период наиболее острой адаптации (в первые 1,5—2 месяца обучения) по возможности не перегружать учащихся учебными занятиями, вовлекать их в новую речевую среду путем проведения внеаудиторных мероприятий, занятий спортом. Социально-психологическая адаптация связана с включением учащегося в новые условия жизни и учебы. Среди трудностей, возникающих в процессе такой адаптации, называются следующие: затруднения в связи с овладением языком, слабая общеобразовательная подготовка, мало контактов с русскими студентами и носителями языка, трудности привыкания к пище, климатическим условиям, проблемы взаимоотношений с противоположным полом, условия жизни в общежитии, жизнь без родных и близких и др. Во многих учебных заведениях создаются специальные адаптационные программы (например, размещение в общежитии иностранного студента с русскими учащимися, роль которых, в частности, состоит в оказании помощи иностранному учащемуся в привыкании к активной жизни в новой социальной и межличностной сфере). Опыт работы свидетельствует, что деятельность преподавателя (особенно куратора учебной группы) должна быть направлена на подготовку личности учащегося к новым условиям жизни, на преодоление трудностей адаптации. Эффективность учебного процесса, особенно на начальном этапе, во многом зависит от уровня адаптированное™ личности учащегося к условиям обучения, и необходимо целенаправленное педагогическое воздействие для сокращения сроков адаптации с целью повышения качества обучения. Что касается академической адаптации, то она связана с приспособлением учащегося к новой для него педагогической системе, часто отличной от системы обучения на родине. Такая адаптация касается обучения в новой образовательной среде с учетом национально-культурных традиций. Учет принципа адаптационных процессов предполагает: а) знание преподавателем особенностей процесса адаптации, что должно находить отражение в индивидуальном подходе к каждому учащемуся, в планировании учебного процесса; создание благоприятного психологического климата в группе, поддержание мотивации обучения на высоком уровне способствуют наиболее быстрому преодолению трудностей, связанных с пребыванием учащегося в новой учебной среде; б) использование специальных средств и методов педагогического воздействия с целью повышения эффективности процесса адаптации и сокращения его сроков; в) организацию системы воспитательной и внеаудиторной работы, направленной на преодоление отрицательного воздействия, связанного с периодом адаптации, и стимулирующей поисковую активность учащихся it социальной сфере.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |