Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические принципы

Наиболее важными для методики считаются следующие психологи­ческие принципы обучения.

Принцип мотивации. Мотив есть побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей человека. Для преподавателя важно знание мотивов, лежащих в основе деятельности учащихся, и уме­ние поддерживать мотивацию обучения на достаточно высоком уровне. Это достигается за счет целесообразной организации занятий, в ходе ко­торой максимально учитываются интересы учащихся, их возрастные осо­бенности, а также мотивы обучения (познавательные, профессиональ­ные и др.). С этой целью важно организовать эмоционально-положи­тельное отношение учащихся к самому процессу занятий. А это во многом зависит от сложившихся индивидуально-личностных представлений уча­щихся о поведении преподавателя на уроке, приемов обучения, которыми он пользуется (коллективные формы работы, ролевые игры, просмотр видеофильмов), а также той внутренней мотивации, при которой деятельность учащихся направлена: а) на содержание учебного предмета и овладение им (познавательная мотивация); б) на использование язы­ка в профессиональных целях (предметно-функциональная мотивация); в) для просмотра фильмов, знакомства с достопримечательностями (раз­влекательная мотивация); г) для использования языка с целью повыше­ния своего образования (учебная мотивация) и пр. Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Первая зависит от окружающей среды (пре­подаватель, учебная группа, окружение). Вторая обусловлена значимо­стью информации о стране, культуре, истории страны изучаемого языка, важностью языка для реализации потребностей. Преподавателю важно знать мотивы, которые присущи учащимся, он должен стремиться посто­янно поддерживать мотивацию на высоком уровне.

Принцип поэтапного формирования знаний, навыков, умений. Этот принцип определяет динамику изменения структуры речевой дея­тельности в процессе обучения. Так как толкование названных терминов, опирающееся на понятие деятельности, было заимствовано методикой из психологии, это обстоятельство позволяет рассматривать данный прин­цип в ряду психологических. Исходным моментом обучения считается приобретение знаний (формирование языковой базы и языковой компе­тенции), а его конечным результатом — развитие на основе знаний и формируемых навыков и умений коммуникативной компетенции. Сред­ством формирования коммуникативной компетенции является учебная деятельность, в ходе которой учащиеся овладевают языком и у них фор­мируются механизмы речи, а также неучебная деятельность, когда рече­вая деятельность входит в другую, более широкую деятельность людей (познавательную, общественно-производственную и др.). Здесь язык вы­ступает в качестве средства общения для передачи разнообразной ин­формации, выходя за рамки чисто учебных задач. Это обстоятельство по­служило основанием для парадоксального, на первый взгляд, утвержде­ния А.А. Леонтьева о том, что «...строго говоря, речевой деятельности как таковой не существует. Есть лишь система речевых действий, входя­щих в какую-либо деятельность — целиком теоретическую, интеллекту­альную или частично практическую» (Леонтьев, 1971:27).

При реализации названного принципа обучения выделяются четыре этапа формируемой речевой деятельности: ознакомительный (сообще­ние знаний, введение речевого образца, грамматической модели, прави­ла), стандартизирующий, (формирование речевого навыка в резуль­тате выполнения речевых упражнений), варьирующий (совершенство­вание речевого навыка и формирование речевых умений с помощью ре­чевых упражнений в ситуациях учебного общения), творческий (развитие речевых умений, перенос приобретенных знаний, навыков, умений в различные ситуации общения не только учебного, но и неучеб­ного характера).

Принцип учета индивидуально-психологических особенностей учащихся. Следование этому принципу предполагает необходимость учета в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в це­пях максимальной индивидуализации учебного процесса. Принято гово­рить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектной, инди­видной. При осуществлении личностной индивидуализации в процессе занятий учитываются такие свойства личности учащегося, как его миро­воззрение, сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфе­ра, статус личности учащегося в коллективе. Отбор проблем, ситуаций для обсуждения на занятиях, текстов следует проводить в соответствии с возрастными особенностями учащихся! Субъектная индивидуализация учитывает свойства ученика как субъекта деятельности. Цель этого вида индивидуализации — научить учащихся наиболее экономным и эффективным приемам работы по овладению языком. В основе индивидной ин­дивидуализации лежит учет уровня памяти, мышления, восприятия уча­щихся, когнитивных стратегий, которыми они пользуются в процессе обучения.

Важным показателем индивидуально-психологических особенностей учащегося является его способность к обучению, т. е. восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их сохранения. Основными показателями обучаемости являются: темп продвижения по учебной программе, степень напряженности при этом, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы. Для того, чтобы получить представле­ние об индивидуально-психологических особенностях учащихся, в мето­дике используются специальные тесты.

Следование следующим правилам позволит преподавателю лучше учитывать особенности этого принципа обучения.

1. Изучайте учащихся, выявляйте их индивидуальные особенности, интересы и увлечения.

2. Учитывайте, как отдельные учащиеся овладевают учебным мате­риалом. Оказывайте индивидуальную помощь учащимся, которые в ней нуждаются.

3. Поощряйте учащихся, успешно справляющихся с заданиями; под­держивайте усилия отстающих; используйте преимущества обучения в сотрудничестве.

Принцип учета адаптационных процессов. Этот принцип обучения впервые был предложен А.И. Сурыгиным (Сурыгин, 2000) и базируется на понимании адаптации как процесса приспособления человека к изме­нившимся условиям окружающей среды и жизнедеятельности. Это опре­деление включает адаптацию физиологическую (процесс приспособле­ния организма человека к изменению условий жизнедеятельности), со­циально-психологическую (процесс приспособления психики человека к новым условиям жизнедеятельности), академическую (процесс приспособления учащихся к условиям новой для них педагогической систе­мы). Результаты исследований, проводимых в форме различных опросов и анкетирования, дают представление о трудностях, с которыми сталки­ваются как российские, так и иностранные учащиеся при обучении в но­вой языковой и социально-культурной среде и при переходе на более вы­сокую ступень образования (из школьной в вузовскую).

Особенности физиологической адаптации выражаются в форме спа­да физической и умственной работоспособности учащихся, повышенной заболеваемости. В этой связи рекомендуется на начальном этапе обуче­ния в период наиболее острой адаптации (в первые 1,5—2 месяца обуче­ния) по возможности не перегружать учащихся учебными занятиями, во­влекать их в новую речевую среду путем проведения внеаудиторных ме­роприятий, занятий спортом.

Социально-психологическая адаптация связана с включением уча­щегося в новые условия жизни и учебы. Среди трудностей, возникающих в процессе такой адаптации, называются следующие: затруднения в свя­зи с овладением языком, слабая общеобразовательная подготовка, мало контактов с русскими студентами и носителями языка, трудности привы­кания к пище, климатическим условиям, проблемы взаимоотношений с противоположным полом, условия жизни в общежитии, жизнь без род­ных и близких и др.

Во многих учебных заведениях создаются специальные адаптацион­ные программы (например, размещение в общежитии иностранного сту­дента с русскими учащимися, роль которых, в частности, состоит в оказа­нии помощи иностранному учащемуся в привыкании к активной жизни в новой социальной и межличностной сфере).

Опыт работы свидетельствует, что деятельность преподавателя (осо­бенно куратора учебной группы) должна быть направлена на подготовку личности учащегося к новым условиям жизни, на преодоление трудно­стей адаптации. Эффективность учебного процесса, особенно на началь­ном этапе, во многом зависит от уровня адаптированное™ личности уча­щегося к условиям обучения, и необходимо целенаправленное педагоги­ческое воздействие для сокращения сроков адаптации с целью повыше­ния качества обучения.

Что касается академической адаптации, то она связана с приспособ­лением учащегося к новой для него педагогической системе, часто отлич­ной от системы обучения на родине. Такая адаптация касается обучения в новой образовательной среде с учетом национально-культурных тради­ций.

Учет принципа адаптационных процессов предполагает:

а) знание преподавателем особенностей процесса адаптации, что должно находить отражение в индивидуальном подходе к каждому учаще­муся, в планировании учебного процесса; создание благоприятного пси­хологического климата в группе, поддержание мотивации обучения на высоком уровне способствуют наиболее быстрому преодолению трудно­стей, связанных с пребыванием учащегося в новой учебной среде;

б) использование специальных средств и методов педагогического воздействия с целью повышения эффективности процесса адаптации и сокращения его сроков;

в) организацию системы воспитательной и внеаудиторной работы, направленной на преодоление отрицательного воздействия, связанного с периодом адаптации, и стимулирующей поисковую активность учащихся it социальной сфере.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лингвистические принципы | Собственно методические принципы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.