КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самолета
Нагрузки и условия работы систем электроснабжения Стойкость характеризуется способностью материалов и агрегатов, не имеющих подвижных частей, выдерживать эксплуатационные воздействия без изменения своих свойств. Понятие устойчивости относится к приборам, машинам, механизмам и характеризует не только их стойкость, но и способность сохранять свои номинальные параметры в указанных условиях. Климатические: С увеличением высоты снижается плотность воздуха, его давление и температура; изменяется влажность. За пределами тропосферы к этим факторам добавляется влияние озона и солнечной радиации. Снижение плотности воздуха вызывает уменьшение его электрической прочности. В ионизированных слоях атмосферы воздух уже не может быть использован в качестве диэлектрика. На больших высотах ухудшается процесс гашения электрической дуги, возникающей при размыкании тока, и разрывная способность плавких предохранителей; увеличивается искра на контактах выключателей и коллекторах электрических машин. Снижение плотности воздуха уменьшает его способность отводить тепло. Влажность резко уменьшается начиная с высоты 6км. Это влечет увеличение трения и износа щеток электрических машин. Под абсолютной влажностью подразумевается количество водяного пара в 1м3 воздуха. Относительной влажностью называется отношение имеющейся абсолютной влажности к максимальной абсолютной влажности, возможной при данной температуре и давлении, выраженное в процентах. Относительная влажность с увеличением температуры возрастает, поэтому при снижении температуры часть парообразной влаги конденсируется и выпадает в виде росы. Это происходит при быстром наборе высоты. Влага может попасть на агрегаты самолета и непосредственно из окружающего воздуха. Температура электроагрегата зависит от температуры окружающей среды, теплового излучения соседних агрегатов и тепла, выделяемого током, проходящим через электроагрегат. Температура окружающей среды определяется географическими условиями, временем дня и года. В тропосфере (до высоты 10-15 км) температура убывает в среднем на 6,5°С на 1 км. В стратосфере до высоты 30-35 км температура постоянна и равна -56,5°С, затем повышается и на высоте 50-55 км доходит до 0. Поэтому воздух в малой степени влияет на повышение температуры самолета. При большой скорости полета имеет значение аэродинамический нагрев, который зависит от высоты полета. Например, при скорости 2500 км/ч температура обшивки достигает +130° С. В течение одного полета температура электроагрегата может изменяться в широких пределах. Это влечет изменение свойств материалов, режимов работы агрегатов и образование внутренних напряжений, которые обусловлены температурными колебаниями размеров деталей. При этом в сопрягаемых деталях, имеющих разные температурные коэффициенты расширения, создаются уменьшения или увеличения зазоров DА, которое определяется уравнением: DD = D(a1 - a2) (t – t0), где D - номинальный размер сопряжения; a1 и a2 - коэффициенты теплового линейного расширения сопрягаемых деталей; t0- исходная температура, при которой собран узел; t - температура, для которой определяется изменение зазора. Колебания величины зазоров создают периодические прослабления и натяги, что способствует увеличению трения в подшипниках и разрушению деталей. При снижении температуры густеет смазка, увеличивая сопротивления в механизмах. При повышении температуры ухудшаются свойства диэлектриков. Весьма чувствительны к изменению температуры аккумуляторы, конденсаторы и полупроводники. Например,, изменение температуры на ±20°С влечет изменение емкости бумажных конденсаторов на 5-8%, а слюдяных на 1-1,5%. Германиевый диод теряет свои выпрямляющие свойства при температуре +100°С, кремниевый - при +250-300°С. С изменением температуры сопротивление проводников изменяется по закону R2 = R1(1+at), где R1 — сопротивление проводника при начальной температур u1, R2 - то же при конечной температуре u. a - температурный коэффициент сопротивления; t =u1-u2- разница температур. Пользуясь этой формулой, легко подсчитать, что при изменении температуры от -50 до +100°С сопротивление медного проводника увеличится почти в 2 раза. Влияние озона. Оно сказывается на высотах более 12 км. Озон здесь образуется в результате воздействия ультрафиолетовой радиации на кислород воздуха. Будучи сильным окислителем озон делает хрупкими или разрушает материалы органического происхождения, например, натуральные резины. Солнечная радиация представляет опасность для резинотехнических изделий, пластических масс, органических стекол. Они при воздействии прямых солнечных лучей теряют пластичность, происходит их коробление, растрескивание. Динамические: Агрегаты электрооборудования должны надежно работать независимо от положения в пространстве и возможных динамических воздействий: вибрационных и ударных. Вибрацией называют длительные, знакопеременные, обычно синусоидальные, колебания. Такие колебания возбуждаются вращающимися частями машин: валами и турбинами авиадвигателей, лопастями винтов, роторами электрических машин и насосов. Вибрация вызывается также нестабильностью процесса горения в авиадвигателях и турбулентностью обтекания воздухом корпуса самолета. Источником вибраций могут быть и другие самолетные агрегаты, если они попадают в резонанс с собственной частотой колебаний. Ударные нагрузки отличаются кратковременностью и большой начальной амплитудой колебаний, которые затухают. Эти нагрузки возникают при взлете и посадке самолета; изменении его скорости, направления и высоты полета; стрельбе; отрыве подвесных грузов и ракет; при неспокойной атмосфере. Динамические воздействия от места их возникновения передаются к электроагрегатам через места их крепления и могут вызвать нарушение работы агрегата, ускоренный его износ, отказы и самоотвинчивание резьбовых соединений.
К электрооборудованию самолетов предъявляются требования минимальной массы, габаритов и стоимости; технологичности; удобства и безопасности в эксплуатации. Особенно высокой должна быть надежность. Она зависит от климатической, механической и электрической стойкости и устойчивости электроагрегатов. Климатические требования. Для уменьшения влияния указанных воздействий применяют принудительный отвод тепла, коммутационную и защитную аппаратуру помещают в герметичный корпус, в котором сохраняется нормальное давление. Высота, на которую рассчитано самолетное электрооборудование, определяется потолком самолета. Эта высота может достигать 20-30 км. Влага приводит к коррозии металлов и образованию токопроводящих дорожек на электрической изоляции. Самолетное электрооборудование должно надежно работать при относительной влажности 95-98%, замеренной при температуре +40°С, а для тропических условий работы - до 100%. Влияние озона. Устойчивость материалов к воздействию озона достигается присадкой антиозонаторов - специальных химических веществ. Солнечная радиация. Эффективной защитой от солнечной радиации является применение лакокрасочных материалов, специальных добавок в материал изделий при производстве, укрытие самолетов чехлами при длительных стоянках, использование крытых ангаров. Температурные влияния. Типичным требованием к агрегатам авиационного электрооборудования является надежность их работы в диапазоне температур от -60 до +60° (или до +80°С). При более высоких температурах окружающей среды требуемый положительный предел повышается и может быть задан до 200-300° С. Для повышения температурной устойчивости в сопряжениях применяют детали из материалов, у которых минимальна разница температурных коэффициентов расширения. От внешних источников тепла агрегаты изолируют теплоустойчивыми материалами, помещают в герметические кабины или отсеки. Для защиты от низких температур агрегаты подогревают. Агрегаты, нагревающиеся током, охлаждают. Простейшим является естественное охлаждение (конвекция). Для этого корпус агрегата делают из материала хорошо проводящего тепло (дюралюминий), окрашивают в темный цвет, искусственно увеличивают поверхность охлаждения при помощи гофров или ребер на корпусе или делают отверстия в корпусе для вентиляции. С увеличением высоты полета эффективность естественного теплоотвода падает. Так, на высоте 13 км. она становится незначительной, а на высоте 30 км. практически прекращается. Для высот до 12-15 км. возможно охлаждение встречным потоком воздуха. Но при скоростях, превышающих 1М, воздух поступает настолько нагретым, что охлаждение им становится невозможным. В этом случае нагревающиеся агрегаты охлаждают при помощи вентилятора, струи воздуха от трубопровода или при помощи протекающей жидкости, чаще всего масла, которое подается от общей для самолета системы охлаждения. Наиболее надежным способом защиты от атмосферных влияний и изменения наружной температуры является размещение агрегатов в герметичных отсеках, салонах, в которых предусмотрено кондиционирование воздуха. Защита от атмосферных воздействий возможна и путем герметизации агрегата - помещения его в специальный герметический корпус. Современные сетевые и коммутационные аппараты выпускаются пыле - и влагонепроницаемыми. Это обозначается буквой Г в шифровке аппарата. Герметичные аппараты разборке и ремонту не подлежат. Динамические воздействия. Динамическая сила F, действующая на агрегат при вибрации или ударе, приложена в центре агрегата и может действовать в направлении любой из осей самолета. При этом опасное сечение находится в местах крепления, где создаются максимальные концентрации напряжений. Величина динамической силы определяется по второму закону Ньютона: F=ma, где m - масса агрегата, а - максимальное ускорение, создаваемое при динамическом воздействии на агрегат. Зная величину и направление силы F, можно разложить ее на составляющие по осям самолета и определить интересующую составляющую. Затем по уравнениям прочности, приводимым в курсе теоретической механики, находят необходимые сечения крепежных элементов: болтов, заклепок, лап, полок, кронштейнов. Агрегаты располагают так, чтобы направление их максимальной динамической устойчивости совпадало с направлением максимальной силы, возникающей при вибрации или ударах. К оборудованию самолетов, имеющих мощные турбореактивные двигатели, и сверхзвуковых самолетов предъявляются также требования устойчивости к звуковым воздействиям. Для обеспечения динамической устойчивости применяют материалы, стойкие к вибрации и ударам, и на всех винтовых соединениях предусматривают средства против самоотвинчивания. В тех случаях, когда требуется снизить динамические усилия, действующие на электроагрегат, применяют амортизаторы. Они имеют упругий элемент, благодаря которому энергия вибраций в течение полупериода действия не успевает полностью передаться на агрегат, так как за импульсом одного знака следует импульс другого. Кроме того, часть энергии вибрации расходуется на преодоление упругости материала. В качестве упругого материала используют резину или пружины. Резиновые амортизаторы состоят из металлического основания, которое крепится к элементам конструкции самолета, металлической втулки, к которой крепят амортизируемый агрегат, и резиновой шайбы, соединяющей обе металлические детали. Затухание колебаний происходит в результате внутреннего трения в материале резины. Резиновые амортизаторы дешевы, просты по конструкции. Недостатком их является ограниченный интервал допустимых рабочих температур, слабое поглощение ударных перегрузок и то, что резина электрически изолирует агрегат от корпуса самолета, в связи с чем для металлизации необходимо ставить гибкие перемычки. Пружинные амортизаторы лишены этих недостатков. В конструкции имеются две пружины, между которыми находится основание амортизируемого агрегата. Панель может перемещаться вдоль штыря, прикрепленного к основанию. Обе пружины работают на сжатие, поглощая каждая усилие определенного знака и разгружаясь при усилии другого знака. Затухание колебаний происходит в результате упругости пружины. В пружинном амортизаторе возможно нарастание, амплитуды колебаний, которая достигает максимальной величины при равенстве частот собственных и вынужденных колебаний. Такие амортизаторы должны быть рассчитаны на условия работы, при которых не может наступить резонанс колебаний. В пружинно-резиновом амортизаторе сочетается пружинный элемент с двумя резиновыми подушками, гасящими толчки при больших амплитудах колебаний. Требование минимальной массы. Задача уменьшения массы отдельного электроагрегата подчиняется общей задаче снижения массы всего самолета. Эту связь наиболее полно отражает понятие «полетная масса». В полетную массу Мп входит абсолютная масса М агрегата и дополнительная Мд, учитывающая массу всех дополнительных элементов, необходимых для работы этого агрегата: Мп=М+Мд. В Мд входит: масса той части горюче - смазочных материалов, которые потребляются данным агрегатом (например, генератором); масса редукторов (например, у электромеханизмов); средств охлаждения; фильтров; приводов генераторов и преобразователей. Абсолютная масса снижается при использовании легких материалов (например, алюминия, магния и сплавов на их основе); замене металлов легкими пластмассами; увеличении жесткости без утолщения детали. Снижение массы дает и применение высококачественных активных и конструктивных материалов, замена медных проводников алюминиевыми, переход на питание током повышенного напряжения, разумный выбор запаса прочности и надежности. Дополнительная масса может быть снижена при специализации назначения агрегата, совмещении нескольких функций в одном агрегате, рациональности кинематической схемы. Примером совмещения функций может быть деталь, изготовленная из диэлектрика, имеющего как конструкционное, так и изоляционное назначение, а также пружина, служащая упругим и токоведущим элементом. Срок службы. Сроком службы, или ресурсом агрегата, называется гарантируемое заводом-изготовителем время безотказной работы, выраженное в часах работы или для коммутационных аппаратов в циклах переключения. Авиационные электрические машины, аппараты и механизмы имеют срок службы до 2500-3000 часов. Срок службы может изменятся. Некоторые аппараты, например, выключатели, реле, контакторы, автоматы защиты ремонту не подлежат, поэтому их ресурс не может быть продлен. Срок службы современных пассажирских самолетов достигает 25-30 тысяч часов. С этим сроком согласован срок службы статических элементов электрооборудования: щитков, коробок, светильников, электросети.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |