КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Правовые основы предупреждение органами внутренних дел дорожно-транспортных правонарушений и преступлений
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ФГОУ ВПО УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра криминологии и психологии «УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры криминологии и психологии майор милиции
Т.А. Хабибуллин «____» _______________2009 г.
по дисциплине «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел» по теме № 5: « Предупреждение органами внутренних дел дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений »
по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность
Методические рекомендации подготовлены старшим преподавателем кафедры криминологии и психологии к.ю.н., доцентом Крепышевым А.М.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры от «____» _______________2009 г.
Уфа 2009 ПЛАН
Сегодня приходится констатировать, что аварийность на автомобильном транспорте в стране продолжает расти, так в 2004 г. произошло 208558 ДТП, в 2005 – 223342, в 2006 - 229 140, в связи с этим существующий уровень безопасности дорожного движения представляет серьезную проблему для России. Решение данной проблемы путем предупреждения требует совместных усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций и в этой связи правовое регулирование данной деятельности является первым шагом на пути ее решения. Федеральным законом РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения определяется как состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: - установления полномочий и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в указанной сфере; - координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий; - регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; - разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; - осуществления деятельности по организации дорожного движения; - материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; - проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения; - осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дородного хозяйства; - лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством РФ; - проведение социально ориентированной политики в области страхования на транспорте; - осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно административно-политическое управление осуществляется, в том числе, в объеме своей компетенции, Министерством внутренних дел Российской Федерации. Решение задач поставленных перед МВД России в указанной сфере осуществляется через деятельность структурных подразделений с помощью правовых и организационных средств, реализация которых направлена на укрепление правопорядка и обеспечение безопасности в области дорожного движения. Следует отметить, что во многом поставленные перед МВД Росси задачи по обеспечению безопасности дорожного движения реализуются через органы внутренних дел (милицию). Основываясь на положениях, закрепленных в статье 2 Закона РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции», задачи милиции по обеспечению безопасности дорожного движения можно сформулировать следующим образом: обеспечение безопасности граждан в области дорожного движения; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений в области дорожного движения; раскрытие дорожно-транспортных преступлений; охрана общественного порядка на дороге и обеспечение безопасности дорожного движения; оказание помощи предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их прав и интересов в дорожно-транспортных делах. Среди нормативных актов регулирующих деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения особое значение занимает Указ Президента РФ № 927 от 19.07.2004 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. В указанном Положении обеспечение безопасности дорожного движения определяется как одна из основных задач Министерства. Кроме того, на МВД РФ возложено осуществление таких полномочий как участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, устанавливает, что МВД РФ в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 2 данного Положения, на нее возлагается задача обеспечения соблюдения соответствующими субъектами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Помимо указанного ГИБДД МВД РФ призвана проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (п. 2 Положения). Таким образом, основным субъектом государственной системы безопасности дорожного движения является ГИБДД МВД РФ. В связи с этим, возложенные на нее функции по контролю и надзору можно определить как надведомственные, чьи решения и указания по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности, должностных лиц и граждан. Кроме Указов Президента РФ важное место среди нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере занимают Постановления Правительства РФ, которые детализируют существующее законодательство в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. К их числу относится, например, Постановление Правительства РФ № 100 от 20.02.2006 «О федеральной целевой программе Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», в которой определены задачи органов внутренних дел, включающие в себя предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма; совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах; сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; повышение уровня безопасности транспортных средств. Кроме того, правовую основу деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, в частности ГИБДД МВД РФ определяет Приказ МВД РФ № 19 от 17.01.2006 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», где говорится, что основными задачами ГИБДД МВД РФ по предупреждению преступлений является, выявление условий и причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и направление предложений по их устранению в соответствующие инстанции, принятие мер по пресечению нарушений правил дорожного движения и иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, проведение, в том числе с использованием средств массовой информации профилактической и разъяснительной работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, краж и угонов автотранспорта, установление (выявление) в ходе выполнения служебных обязанностей транспортных средств и лиц, находящихся в розыске, измененную (уничтоженную) маркировку номерных агрегатов автотранспортных средств, документы и государственные регистрационные знаки с признаками подделки или находящиеся в розыске транспортные средства, водители которых скрылись с места совершения дорожно-транспортных происшествий, проведение по ориентировкам оперативных служб проверок транспортных средств, водителей и пассажиров, перевозимых ими грузов и документов, с целью выявления незаконно перевозимого оружия, боеприпасов, взрывчатых и зажигательных веществ, взрывных устройств, радиационных, химических, сильнодействующих ядовитых веществ, бактериологических средств, наркотических средств и психотропных веществ, террористической и экстремистской литературы для задержания и передачи в установленном порядке в соответствующие подразделения органов внутренних дел.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |