Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Взаимодействие органов внутренних дел по вопросам предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений




Предупреждение дорожно-транспортных правонарушений и преступлений органами внутренних дел представляет собой совокупность мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению законодательства в области дорожного движения, на пресечение конкретных противоправных посягательств на безопасность дорожного движения, осуществляемых органами внутренних дел в пределах своей компетенции.

Учитывая многообразие специальных предупредительных мер в области дорожного движения, осуществляемых ГИБДД МВД РФ как специализированным субъектом, появляется необходимость их классифицировать. Проводимые специальные меры предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений, представляют собой конкретные действия по обеспечению безопасности дорожного движения и классифицируются по содержанию. По этому основанию рассматриваемые меры можно разделить на правовые и организационные меры.

Меры правового предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений, применяемые органами внутренних дел, включают в себя: административно-правовые, уголовно-правовые, оперативно-розыскные, гражданско-правовые меры.

Административно-правовые меры предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений в основном, реализуют сотрудники милиции общественной безопасности, в частности ГИБДД МВД РФ, а также в определенной мере выполняют и сотрудники криминальной милиции. Так, предупреждая и прекращая дорожно-транспортных правонарушений и преступлений, оперативные работники, руководствуясь административно-правовыми нормами, выясняют обстоятельства и устанавливают факты совершения ДТП; непосредственные причины ДТП; характер и размер причиненного ущерба и др.

Кроме того, являясь, органом исполнительной власти органы внутренних дел в необходимых случаях, установленных законодательством, имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (ст. 13, ст. 14, ст. 15 Закона РФ «О милиции).

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения, показывает, что сотрудниками ГИБДД МВД РФ чаще всего применяют административно-правовые меры принудительного характера. По своему назначению и содержанию указанные меры различны, поэтому наиболее приемлемым представляется подразделить их на следующие группы: а) меры административного предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений; б) меры административного пресечения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений; в) меры административно-процессуального обеспечения предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений; г) меры административной ответственности (административные наказания).

Меры административного предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений принудительного характера.

Особенностью указанных мер является то, что их применение возможно ко всем участникам дорожного движения не только при нарушении установленных правил, но и при наступлении определенных последствий, предусмотренных соответствующими нормативными актами. Такие обстоятельства могут возникнуть при осложнении дорожных условий, например, при ДТП, блокировании преступников на местности и др.

Применение таких мер административно-правового предупреждения как остановка транспортного средства и проверка документов обусловлено конкретными условиями, и установлены нормативными актами[1]. В частности, остановка транспортного средства в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения допускается в следующих случаях:

- нарушение водителем или пассажирами правил дорожного движения;

- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров, к совершению ДТП;

- выполнение решений об ограничении или запрещении дорожного движения и др.

Применение остановки транспортного средства возможно и тогда когда необходимо проинформировать об осложнении или изменении условий дорожного движения.

Осуществляя проверку документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также на транспортное средство и перевозимый груз необходимо производить на стационарных постах ДПС.

Следует подчеркнуть, что первостепенное применение данных предупредительных мер направлено на транспортные средства, характер движения которых вызывает сомнение в способности их водителя к безопасному управлению, когда транспортные средства имеют признаки причастности к ДТП или технические неисправности, а также когда на них не правильно размещены пассажиры и грузы. Кроме того, осуществляя проверку документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, сотрудникам ГИБДД МВД РФ следует руководствоваться принципом целесообразности. Так, остановку маршрутного городского автобуса или троллейбуса и связанные с этим разбирательства с его водителем желательно проводить на конечных остановочных пунктах, исключая задержки пассажиров и нарушение графика движения.

Одной из мер административно-правового принудительного характера предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения является направление на освидетельствование. Основаниями для производства освидетельствования могут являться: факт дорожно-транспортного происшествия; наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке); заявление граждан об употреблении водителем спиртных напитков или признание данного факта самим водителем; устные или письменные заявления подозреваемых обвиняемых, потерпевших и других лиц, а также их защитников и законных представителей.

В соответствии с пунктом 19 статьи 11 Закона РФ «О милиции» сотрудники ГИБДД МВД РФ при обнаружении у водителей психофизиологических недостатков и медицинских противопоказаний (болезненного или утомленного состояния), препятствующих их допуску к управлению транспортом (в т.ч. признаков опьянения) направляют или доставляют указанных лиц в медицинские учреждения на освидетельствование.

Следующая административно-правовая мера предупреждения, принимаемая при наступлении особых условий, имеющая важное предупредительное значение это временное запрещение или ограничение движения транспортного средства и пешеходов. В соответствии с пунктом 22 статьи 11 Закона РФ «О милиции» данная мера применяется, когда создается угроза безопасности движения на участках улиц и дорог во время стихийных бедствий, при повреждении дорожных сооружений, возникновении ДТП или других помех движению, при следовании по участку автомобилей, подающих специальные звуковые и световые сигналы, а также в период проведения всевозможных массовых мероприятий и спортивных соревнований, связанных с использованием проезжей части дорог, а также в соответствии с пунктом 12 Положение о ГИБДД МВД РФ и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии.

В зависимости, от конкретных условий осуществляя превентивный контроль, сотрудники ГИБДД МВД РФ могут использовать метод избирательного, ориентировочного или метод сплошного контроля транспортного потока.

Ориентировочный метод основан на предварительно полученной информации (сообщениях, ориентировках), оценке косвенной информации или признаках причастности транспортных средств и их водителей к совершению правонарушений или преступлений, избирательный – на выборе объектов контроля непосредственно сотрудниками ГИБДД МВД РФ, сплошной – на последовательной проверке всех или определенной части транспортных средств, движущихся по автомобильной дороге.

Одними из действенных административно-правовых мер по укреплению правопорядка в области дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения, применяемые органами внутренних дел, выступают меры административного пресечения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений принудительного характера. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения применяется для предотвращения ДТП и других преступлений. Обладая значительной трудоемкостью, требующей высокого уровня организации деятельности сотрудников ГИБДД на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности, данные меры в наибольшей степени способствуют реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивают максимальный предупредительный эффект.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона «О милиции» сотрудники органов внутренних дел в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения вправе применять меру административного пресечения общего назначения - требование от граждан и должностных лиц прекратить противоправные действия. Данная мера может применяться к лицам, допустившим нарушения ПДД в форме, как путем требования совершения какого-либо действия, так и требование от них бездействия. Например, сотрудники ДПС, обеспечивая соблюдение ПДД, может потребовать от водителя автомобиля устранить неисправность рулевого управления, прекратить движение со скоростью, превышающей установленную, запретить пешеходу переход улицы.

Мерами административного пресечения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений специального назначения, являются средства физического воздействия на нарушителей ПДД. В случае, когда водитель не выполняет требования об остановке, сотрудникам ГИБДД МВД РФ предоставляется право с целью принудительной остановки транспортного средства применять специальные средства (например, «Еж-Диана», «Гарпун» и др.). Если же действия водителя создают реальную опасность для жизни и здоровья людей и при этом он отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования об этом, то для остановки транспортного средства может применяться огнестрельное оружие (ст. 15 Закона РФ «О милиции»).

Применение такой меры по предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступленийкак доставление граждан в дежурную часть подразделения органов внутренних дел, осуществляется в случаях, если граждане не имеют при себе документов на право управления, распоряжения данным транспортным средством, управляют транспортным средством, на котором имеются признаки причастности к ДТП, а также совершают правонарушения, связанные с неподчинением законному требованию сотрудника органов внутренних дел (ст. 27.2 КоАП РФ).

Следующей мерой административного пресечения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений органами внутренних дел, является запрещение или приостановление работ. Например, производство ремонтно-строительных и других работ на улицах и автомобильных дорогах допускается только после письменного согласования с органами ГИБДД МВД РФ, при котором устанавливаются способы ограждения места работ, расстановка дорожных знаков и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения. Следует отметить, что ликвидация аварий в инженерных сетях аварийно-технические и коммунальные службы могут вести без такого согласования, однако о характере, времени и месте производимых работ они обязаны предварительно сообщить в территориальный орган ГИБДД. Если должностные лица, ответственные за производство работ, не выполняют установленных для них требований, то сотрудники ГИБДД, обнаружившие какие-либо недостатки, имеют право запретить или приостановить ведение работ, доложив об этом дежурному по подразделению или начальнику ГИБДД. (п. 12 Положения о ГИБДД МВД РФ).

Мерами административно-процессуального обеспечения предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений применяемыми сотрудниками органов внутренних дел, являются изъятие водительского удостоверения, отстранение от управления транспортным средством и задержание транспортного средства, а также запрещение его эксплуатации.

Действенной мерой предупреждения является изъятие водительского удостоверения, производимое в случаях, когда водитель совершает административные нарушения, на которые может быть наложено административное взыскание виде штрафа или лишения права управлять транспортным средством (ст.27.10 КоАП РФ).

В целях предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений к лицам, которые имеют признаки опьянения, управляют транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (для автопоезда), а также управляющим транспортным средством без права на его управление применяется такая мера предупреждения как отстранение от управления транспортным средством (ст.27.12 КоАП РФ).

Задержание транспортного средства, а также запрещение его эксплуатации производится в случаях, когда водитель не имеет при себе водительского удостоверения (или временного разрешения), регистрационных документов на данное транспортное средство и талон о прохождении государственного технического осмотра, документов подтверждающих право владения или пользования либо распоряжения данным транспортным средством, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности, а также при нарушениях правил эксплуатации.

Существенную роль среди мер административного принуждения в предупреждении преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения играет административная ответственность (административные наказания, применяемая сотрудниками ГИБДД. В настоящее время к лицам, виновным в совершении правонарушения в области дорожного движения чаще всего применяется одно из следующих наказаний: предупреждение, штраф, лишение специального права на управление транспортным средством (ст.ст. 32.1, 32.2, 32.6 КоАП РФ).

Следует подчеркнуть, что сотрудники ГИБДД вправе назначать за совершение дорожно-транспортных правонарушений в отношении физических и юридических лиц только такие санкции, как предупреждение и штраф. Предупреждение в качестве меры ответственности всегда выполняется в письменном виде, и его не следует путать с устным замечанием участнику дорожного движения. Замечание не влечет для правонарушителя никаких правовых последствий, хотя имеет важное профилактическое значение.

Уголовно-правовые меры предупреждения дорожно-транспортных преступлений. В первую очередь следует назвать меру, которую осуществляет общая превенция уголовного закона, в частности предупреждение совершения автотранспортных преступлений, ответственность за которые предусмотрена УК РФ. В соответствии с действующим законодательством к автотранспортным преступлениям относятся:

а) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ);

б) оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст.265 УК РФ);

в) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническим неисправностями (ст.266 УК РФ);

г) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268);

д) неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ);

е) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ).

Действенной мерой уголовно-правового предупреждения автотранспортных преступлений, применяемой органами внутренних дел, является привлечение виновных лиц к ответственности достигаемое путем правильного сбора и фиксации доказательств и расследованию всех видов дорожно-транспортных происшествий.

Оперативно-розыскные меры предупреждения дорожно-транспортных преступлений. Около 20% водителей, совершивших ДТП, стремятся как можно быстрее покинуть место происшествия, чтобы, оказавшись в безопасном месте, осмотреть транспортное средство, отмыть или уничтожить следы наезда и столкновения, заменить или отремонтировать поврежденные детали, сменить шины и предпринять другие меры, позволяющие им впоследствии избежать наказания. Во всех случаях, когда лица, совершившие автотранспортное преступление, с причинением тяжких телесных повреждений или смертельных травм, не обнаружены, органы внутренних дел, в том числе ГИБДД МВД РФ, принимают необходимые оперативно-розыскные меры по выявлению преступлений и установлению причастных к ним лиц, осуществляют в соответствии с законодательством РФ задержание транспортных средств, находящихся в розыске (п.12 Положения). Кроме этого, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан, а также права на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведение такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ст. 8 Федерального закона № 144-ФЗ от 05.07.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Гражданско-правовые меры предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступления. Гражданские права и обязанности, согласно статье 8 ГК РФ, возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Так, в соответствии с законодательством сотрудники ГИБДД МВД РФ могут применять такую гражданско-правовую меру как обращение в суд с иском, например о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

Организационные меры, осуществляемые органами внутренних дел по предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения, включают в себя: внесение представлений, несение дорожно-патрульной службы, массово-разъяснительные меры, инженерно-технические меры, меры информационного обеспечения.

Значимой мерой предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения, является внесение представлений в соответствующие инстанции по фактам правонарушений, например, с целью устранения выявленных недостатков на дороге или улице.

Установление причин и условий, вызывающих транспортные происшествия, является основой для последующей разработки конкретных мер по предупреждению преступных нарушений ПДД и эксплуатации транспорта. Так, следователь (дознаватель) органов внутренних дел, находясь на месте происшествия, непосредственно изучает обстановку на месте ДТП, осматривает транспорт, опрашивает водителей, свидетелей, очевидцев, что помогает получить исходную информацию о том например, в каком состоянии находится дорожное покрытие (мокрое, сухое, снежный накат, имеются выбоины, ямы и т.п.), об оснащенности информационными знаками участка дороги или улицы, об их чистоте и читаемости, о наличии горизонтальной сигнализации и в каком состоянии она находится (хорошо или плохо видна), о наличии ограждений придорожных препятствий (столбиков, мостовых опор и т.д.), о состоянии освещенности дороги или улицы об оборудованности перекрестка или опасного участка соответствующей сигнализацией, дорожными знаками и информационными щитами.

Имея данную информацию можно сделать вывод об основных факторах, которые повлияли на безопасность движения и послужили совершению ДТП, а именно к нарушению ПДД (обгона, проезда перекрестков, выбора скорости), столкновениям, опрокидываниям, наездам на пешеходов и др., например, недостаточные параметры дороги (узкие), что не обеспечило нормальный боковой интервал при разъезде транспортных средств, недостаточная изоляция автомобильного движения от других участников дорожного движения (отсутствие самостоятельных путей для движения людей вдоль улиц и дорог; отсутствие специальных пешеходных зон, закрытых для движения транспортны средств; отсутствие остановочных пунктов и пересадочных узлов пассажирского транспорта; необорудованность пешеходных переходов знаками, разметками или светофорами); несоответствие дорог и улиц пропускной способности и интенсивности движения автотранспорта и пешеходов; недостаточная видимость (выпуклые переломы продольного профиля дороги с поворотами малых радиусов, близким расстоянием зеленых насаждений); резкие и неожиданные изменения направления дороги (примыкание второстепенной дороги на закругленных участках, крутые зигзагообразные повороты); нерегулируемое пересечение движения транспортных потоков (нерегулируемые перекрестки, пересечения с множеством левых поворотов); отсутствие полосы разгона и торможения; крутые подъемы и спуски.

Эффективность предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения во многом определяется такой мерой как несение дорожно-патрульной службы. Следует подчеркнуть, что несение дорожно-патрульной, является важнейшей мерой предупреждения, сам факт непосредственного наблюдения за процессом дорожного движения, за исполнением гражданами ПДД сдерживающее действует на лиц, склонных к нарушениям.

Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всех последующих способов дорожно-патрульной службы. В процессе наблюдения сотрудники ГИБДД оценивают состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры. В зависимости от характера и параметров транспортного потока (интенсивности, скорости, состава) сотрудниками ГИБДД выбирается наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы. Наблюдение может осуществляться как визуально, так и с использованием технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.).

Предостережение участников дорожного движения от нарушений ПДД достигается, в первую очередь, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ГИБДД на виду у водителей и пешеходов. Для обеспечения личной безопасности личный состав обеспечивается форменной одеждой и снаряжением, изготовленными из светоотражающих материалов, а также транспортными средствами. Кроме того, для усиления «эффекта присутствия» используются макеты постов ДПС и автомобилей окрашенных в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей ГИБДД.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор ГИБДД может предостеречь участников дорожного движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-громкоговорящей установки к лицам, намеревающихся перейти улицу в опасном месте и т.п.

Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении условий движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их перераспределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения. Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных транспортных средств, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуется объезды мест ДТП и других опасных участков дорог и улиц, осуществляется реверсирование движения транспортных средств по определенным направлениям и полосам, обеспечивается проезд транспортных средств специального назначения и транспортных средств, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники дорожного движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.

Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников движения, технического состояния транспортных средств, водительских регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установление подлинности и соответствия, предъявляемых ими документов, а также проверке исправностей транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения. В процессе контроля сотрудниками ГИБДД основное внимание уделяется выявлению опасных для данного участка нарушений ПДД.

В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.

Поддержание установленного правого режима в области дорожного движения и обеспечение безопасности движения достигается совокупностью форм организации контроля дорожного движения: мобильные и статические.

К мобильной группе относится: пеший патруль (пост), автомобильный патруль (автопатруль), мотоциклетный патруль (мотопатруль), патруль с применением вертолетов и других летательных машин (воздушный патруль).

Статическую группу составляют: стационарный пост, контрольный пост милиции, контрольно-пропускной пункт, специальный пост, автоматические устройства контроля дорожного движения и фиксации правонарушителей.

Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами.

Предупреждение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения направленное на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения осуществляется массово-разъяснительными мерами.

В настоящее время в массово-разъяснительной работе по предупреждению преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения значительное место занимает проведение широкомасштабных профилактических акций, направленных на укрепление дисциплины участников дорожного движения, например «Внимание – дети!» (2006 г.), «Внимание пешеход!» (2007 г.), «Вежливый водитель», «Зебра» и т.д. Для этого ведется привлечение информационных и рекламных агентств, размещение материалов в средствах массовой информации по вопросам безопасности дорожного движения.

Кроме того, осуществляется деятельность, направленная на формирование, у участников дорожного движения, стереотипов безопасного поведения на дороге:

- совершенствование системы подготовки водителей транспортных средств;

- создание тематических телепередач по пропаганде культуры поведения участников дорожного движения разных возрастных категорий;

- создание видео- и телевизионной пропагандисткой продукции, организация наружной социальной рекламы (баннеры, перетяжки), а также размещение материалов в СМИ, общественном транспорте, кинотеатрах и т.д.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием детей осуществляется работа по привлечение обучающихся в отряды «Юных инспекторов движения», а также организуются смотры, конкурсы и др.

Кроме того, по разработкам ГИБДД МВД РФ в настоящее время для детей школьного возраста производится выпуск специальной одежды и аксессуаров (значков, брелков и пр.) из светоотражающих материалов.

Хотелось бы подчеркнуть, что в связи с увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей, зарегистрированных на территории города Москвы в 2005 году, и ростом количества погибших в них детей, а также в целях усиления деятельности образовательных учреждений по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на базе окружного научно-методического центра был создан постоянно действующий семинар для педагогических работников образовательных учреждений по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Организационно-методическую помощь в проведении работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и координировать деятельность по данному направлению, поручено управлению ГИБДД ГУВД г. Москвы.

Анализ мировой и отечественной практики дает основания полагать, что наиболее действенными мерами предотвращения преступлений, связанные с последующим розыском транспортных средств являются популяризация способов охраны и защиты транспортных средств, направленных на исключение свободного доступа к транспортным средствам, их регистрационным документам, а также идентификации (маркировки деталей, узлов, стекол и т.д.).

Инженерно-технические меры осуществляемые органами внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения включают в себя:

- контроль за соблюдением нормативов, устанавливающих требования к конструкции, техническому состоянию и переоборудованию механических транспортных средств и прицепов к ним;

- организацию и проведение государственного технического осмотра транспортных средств;

- модернизацию автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУД) и повышение пропускной способности улично-дорожной сети;

- оснащение светофорных объектов светодиодными светофорами, табло обратного отсчета времени разрешающего сигнала, дополнительными звуковыми сопровождающими устройствами современными управляющими контроллерами, экологическими датчиками, детекторами транспорта, сокращение перепробегов и времени задержек транспортных средств;

- обустройство наиболее опасных участков улично-дорожной сети дорожными ограждениями;

- использование передвижных лабораторий для деятельности контроля за эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети городов;

- использование технических комплексов видеофиксации эффективности контроля и выявления правонарушений;

- использование специального транспорта оборудованного средствами контроля и выявления правонарушений и др.

Меры информационного обеспечения, осуществляемые органами внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения включают в себя следующие мероприятия:

- разработку и реализацию территориальных и межрегиональных планов оперативно-розыскных мероприятий, например, план «Перехват»;

- функционирование федеральной базы данных о транспортных средствах, находящихся в розыске;

- осуществление сбора, обработки и оценки текущей информации о совершенных и готовящихся преступлениях, связанных с использованием транспортных средств.

Очевидно, что, несмотря на достаточно объемную роль ГИБДД МВД РФ в организации и проведении мероприятий, например по розыску транспортных средств, установленную Положением о ГИБДД МВД РФ и функции милиции общественной безопасности в проведении оперативно-розыскных мероприятий, определенных действующим законодательством они не имеют достаточных полномочий, для комплексного решения данной задачи. Их компетенция ограничивается делами по фактам ДТП, с место которых водители скрылись, причинив материальный ущерб или легкие телесные повреждения участникам дорожного движения, т.е. административными правонарушениями. Что же касается преступлений, предусмотренных ст.ст. 158, 166, 264, 265, 268, 350 УК РФ, то их профилактика, расследование и проведение связанных с ними оперативно-розыскными мероприятиями требуют обязательного взаимодействия всех служб ОВД, а также применение специальных методов оперативно-розыскной деятельности, не входящих в компетенцию ГИБДД МВД РФ. В частности, Приказ МВД РФ № 58 от 17.02.1994 г. «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства» обязывает заниматься организацией розыска транспортного средства подразделениям криминальной милиции и штабы ОВД, а также использовать возможности других служб милиции на всех этапах их повседневной деятельности.

Взаимодействие в реализации оперативно-розыскных мер осуществляется с целью обеспечения комплексного подхода к предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным завладением автомототранспортным средством, дорожно-транспортным происшествием, с места которого транспортное средство скрылось. Рассмотрим, например, действия органов внутренних дел по осуществлению неотложных оперативно-розыскных мероприятий по задержанию автомототранспорта регламентирует план «Перехват», который разрабатывается в соответствии с положениями Инструкции по планированию действий МВД (ГУВД, УВД) при чрезвычайных обстоятельствах. В нем указываются: 1) конкретные варианты расстановки сил и средств ОВД вероятных путях следования транспортных средств, скрывающихся из различных частей города (района) или автомобильных дорог; 2) таблицы примерного удаления транспортного средства и пеших преступников по территории города (района) за определенное время; 3) схема оповещении нарядов ДПС, ППС, других служб и ведомств по зонам поиска с использованием всех средства связи с учетом разницы по времени происшествия и получения сообщения о нем; 4) участки «радиотени», находящейся в районе поиска; 5) дислокация и порядок развертывания дополнительных постов и рубежей задержания с учетом времени суток, климатического сезона, плотности и конфигурации дорожной сети; 6) порядок отработки территории по зонам поиска.

Очевидно, что успех реализации указанного плана в значительной мере зависит от установления точного времени совершения преступления и определения на этой основе зоны поиска. При этом один из важнейших моментов предупредительной деятельности, является своевременное и качественное реагирование всех задействованных подразделений органов внутренних дел. Так дежурные части МВД (УВД) ГРОВД наряду с дежурными частями строевых подразделений ДПС принимают сообщения о разыскиваемых транспортных средствах, фиксируют их установочные данные и характерные приметы, ориентируют личный состав ОВД на розыск транспортного средства и предоставление информации о них, организуют розыск транспортных средств по «горячим следам», формируют и направляют на места происшествий следственно-оперативную группу, вводят в действие специальные оперативные планы проведения неотложных поисковых мероприятий по задержанию транспортного средства, координируют действия сил ОВД и оповещают их о прекращении розыска транспортного средства и водителя.

В свою очередь следственные подразделения выясняют цели, место, время, способы и обстоятельства совершенного преступления, устанавливают очевидцев, руководят осмотром места происшествия, организуют и координируют поисковые мероприятия, изъятие вещественных доказательств, решают вопросы, связанные с возбуждение уголовного дела, задержание подозреваемых, организацией обыска, назначением экспертиз, разрабатывают совместно с ОУР и ГИБДД планы следственных и оперативно-розыскных мероприятий по следующим направлениям:

- установление и допрос очевидцев;

- допрос родственников, сослуживцев и знакомых участников преступления;

- разработка и проверка версий о возможном направлении движения и укрытия разыскиваемых транспортных средств;

- ориентирование на поиск транспортных средств представителей транспортных предприятий, АЗС, станций техобслуживания, общественности и т.д.;

- проверка автотранспортного предприятия, гаражей, автостоянок;

- использование средств массовой информации целях розыска транспортного средства и водителя.

При возбуждении уголовного дела следователями заполняется и направляется в информационный центр карточка на разыскиваемое транспортное средство.

Ведущую роль в организации и непосредственном проведении оперативно-розыскного мероприятия играют подразделения уголовного розыска. Осуществляя розыскную деятельность, данные подразделения занимаются:

- проверкой обстоятельств, изложенных в заявлении (сообщении) о преступлении;

- выявлением и проверкой лиц, подозреваемых в совершении преступления, на основе изучения информации об участии или непричастности к нему конкретных лиц и процессуальной фиксации фактических данных;

- установлением и укреплением оперативных позиций на станциями техобслуживания, АЗС, АТП, в частных авторемонтных мастерских, нотариальных конторах и на автостоянках;

- координацией работы подразделений ГИБДД и других служб ОВД по розыску транспортных средств и лиц, совершивших кражи транспортного средства, либо скрывшихся с мест ДТП, сопровождающихся гибелью людей, причинением им тяжких и средней тяжести телесных повреждений;

- учетом похищенных транспортных средств и проведением сверки информации о разыскиваемых транспортных средствах с данными ГИБДД, ГИЦ МВД РФ, ИЦ МВД (УВД);

- установлением очевидцев и свидетелей происшествий, а также лиц, причастных к данным преступлениям;

- учетом лиц, привлекавшихся у уголовной ответственности за кражу транспортного средства, автомотодеталей и нападение на водителя транспортных средств либо задерживавшихся за попытку совершения данных преступлений; лиц, занимающихся нелегальным и легальным ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств; лиц, выступавших в роли подстрекателей и организаторов краж транспортных средств; лиц, сдающих гаражи в аренду; лиц, имеющих преступные связи в сфере автосервиса и торговли транспортными средствами;

- проведением индивидуально-профилактической и оперативной работы с лицами, склонными к совершению преступных посягательств на транспортные средства;

- выдачей заданий гражданам, оказывающим конфиденциальное содействие в розыске транспортных средств;

- организацией профилактических рейдов и других мероприятий по предупреждению краж транспортных средств;

- прогнозированием преступной деятельности на основе анализа сведений о предполагаемых объектах хищений, средствах подготовки преступлений, действий и связей заинтересованных в них лиц и др.

Для выполнения этих задач в подразделениях уголовного розыска создаются специализированные отделы, отделения и группы для организации и осуществления деятельности по пресечению и раскрытию краж транспортных средств.

Одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел в розыске транспортных средств является работа подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). На сотрудников ОБЭП возложен контроль за ликвидацию каналов сбыта похищенных транспортных средств, запасных частей к ним, а также установление принадлежности похищенного. Следует отметить исключительную сложность задач ОБЭП в данной области, поскольку краденые транспортные средства и детали, как правило, реализуются нелегально на основе предварительного поиска покупателей и сговора с ними.

К решению вопросов предотвращения преступных посягательств на транспортные средства привлекаются подразделения вневедомственной охраны. Сотрудники подразделений организуют оснащение гаражей, автотранспортных предприятий, автомобильных стоянок, территорий предприятий и фирм охранной сигнализацией и противоугонными устройствами.

Расследование краж транспортных средств и ДТП, с мест которых водители скрылись, имеют ярко выраженную специфику, и требует применения специальных знаний. В большинстве случаев рассматриваемых преступлений возникает потребность проведения экспертных исследований, которыми занимаются экспертно-криминалистического отдела органов внутренних дел (ЭКО ОВД) и другие экспертные органы и специалисты.

Содействие сотрудникам ГИБДД, осуществляющим розыск транспортного средства, в получении информации о владельцах транспортных средства, зарегистрированного зарубежном, о месте и дате учета (снятия с учета) транспортных средств, зарегистрированных или приобретенных за рубежом, а также об идентификационных и государственных номерных знака транспортных средств прибывших из-за рубежа оказывают сотрудники Национального центрального бюро Интерпола России.

Кроме того, бюро Интерпола обеспечивает включение в банк данных соответствующих его представительств сведений о транспортных средствах, похищенных в России.

К осуществлению розыскных мероприятий в обязательном порядке привлекаются службы милиции общественной безопасности, прежде всего подразделения патрульно-постовой службы и участковые уполномоченные милиции.

При необходимости взаимодействие может осуществляться с иными государственными органами и ведомствами, в том числе органами Государственного таможенного комитета, командованием воинских частей, органами ФСБ (при получении информации, относящейся к их компетентности), а также частными детективными охранными агентами, которые в соответствии с Законом РФ № 2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» заключают с гражданами договоры о поиске утраченного ими имущества. При этом указанные агентства обязаны письменно уведомлять органы дознания, следствия, прокуратуры и суда, в производстве которых находится дело о хищении транспортного средства.

Следует отметить, что наилучшие результаты в розыске транспортных средств достигают специализированные формирования, в состав которых входят работники различных служб органов внутренних дел, прежде всего уголовного розыска, дорожно-патрульной службы, участковые уполномоченные милиции. В настоящее время такие подразделения создаются во многих регионах России в форме оперативно-поисковых групп; специализированных отделений; межрайонных отделений; специализированных строевых подразделений; внештатных отрядов и групп. Например, в ряде крупных городов сформированы межрегиональные отделы численностью до 100 человек. Они работают на постоянной основе и объединяют в своем составе инспекторов дорожно-патрульной службы, уголовного розыска и сотрудников патрульно-постовой службы. Их главная задача борьба с кражами транспортных средств, разбойными нападениями на водителей.

Подводя итог рассмотрению вопроса о деятельности органов внутренних дел по предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений, следует подчеркнуть, что в решении многообразных и трудоемких задач в деле обеспечения безопасности дорожного движения важнейшая роль принадлежит Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Кроме того, обязательным и действенным средством предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений, является контроль со стороны органов внутренних дел, поскольку большинство из них прямо или косвенно связаны с грубым нарушением ПДД водителями и пешеходами.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года // Российская газета. 2001. 31 декабря.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.

Гражданский кодекс РФ (часть первая) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Федеральный закон РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

Федеральный закон № 144-ФЗ от 05.07.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

Закон РФ № 2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»// ВСНД. 1992. № 17. Ст.888.

Закон РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

Указ Президента РФ № 927 от 19.07.2004 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 21 июля.

Указ Президента РФ № 711 от 15.06.1998 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1998. № 25.Ст. 2897.

Постановление Правительства РФ № 100 от 20.022006 «О федеральной целевой программе Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» // СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1020.

Постановление Правительства РФ № 930 от 26.12.2002 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов».

Приказ МВД РФ № 297 от 20.04.1999 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 25 мая.

Приказ МВД РФ № 20 от 12.01.1996 «Инструкция по планированию действий МВД (ГУВД, УВД) при чрезвычайных обстоятельствах»

Приказ МВД РФ № 58 от 17.02.1994 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства».

Приказ МВД РФ № 17 от 18.01.1993 «Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности».

Приказ МВД РФ № 19 от 17.01.2006 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

Приказ МВД РФ № 900 от 16.09.2002 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

Приказ Департамента образования г. Москвы № 587 от 14.10.2005 «О дополнительных мерах по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся образовательных учреждений департамента образования города Москвы // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. № 13.

Данилов Е.П. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские. Экспертизы. – М., 2008.

Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД. – М., 2000.

Жулев В.И. Транспортные преступления. – М., 2001.

Кутафин В.Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий: практическое руководство. - Ростов н/Д, 2007.

Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Учебник / Под ред. проф. В.Д. Малкова и доц. А.Ф. Токарева.- М., 2000.

Россинский Б.В Организационно-управленческие проблемы функционирования Государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. – М., 1993.

Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений. – М., 2007.

Уткин В.А. Организационные и тактические основы предупреждения преступлений. Учебное пособие.- М., 2004.

Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Учебник. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

 


[1] Приказ МВД РФ № 297 от 20.04.1999 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 25 мая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.